Или КАРАДЖОРДЖЕВ ШНИЦЕЛЬ.
На хорватском это блюдо имеет весьма двусмысленное название - "devojacki san", то есть "девочкин сон". На сербском - то же самое, но кириллицей: "девојачки сан".
Не надо быть сексуально озабоченным фрейдом, чтобы, взглянув на него, сразу понять, что имеется в виду и на что намекается.
Вот эта самая "мечта женщины" в кулинарных словарях прописана как КАРАГЕОРГИЕВ ШНИЦЕЛЬ.
Но если интимные фантазии ещё как-то можно объяснить чисто внешним сходством того самого органа с тем самым шницелем, то связь блюда с именем сербского принца Карагеоргия, как мне кажется, и вовсе притянута за уши. Потому как автор этого кулинарного шедевра, оказывается, имел в виду даже не самого принца, у которого вполне могло быть нечто подобное от природы, а... звезду ордена, названного в честь этой августейшей особы. Хотя что тут общего?
Рассказывают, в 1959 году югославы ждали приезда какого-то очень важного гостя из СССР. И хотели его приятно удивить, приготовив милую советскому сердцу котлету по-киевски (подозреваю, гость быть украинцем).
Но внезапно выяснилось, что на кухне при ресторане, в котором должны были потчевать гостя, нет курятины (факт из ряда вон выходящий и очень обидный для всей Югославии, лично мне в это не верится от слова "совсем", но давайте примем историю, как данность). Тогда повар Мича (Милован) Стоянович, мигом сориентировавшись, нашёл выход из положения.
Вместо курятины он взял кусок телятины (хотя, по мнению некоторых знатоков, это и вовсе была свинина), отбил мясо, смазал его каймаком - очень густыми сливками, начинил тончайшими ломтиками свежайшей ветчины и сыра, а потом завернув мясо плотными рулетиками и обжарил в панировке. После этого полил шницель соусом тартар и разложил кусочки помидоров так, что на блюде появилась съедобная копия Ордена Звезды Карагеоргия.
Непонятно, откуда у Стояновича возникли столь странные геральдические ассоциации, которые он, к тому же, не побоялся озвучить. Дело в том, что упомянутый орден был учреждён королём Сербии Пётр I Карагеоргиевичем, которого короновали 21 сентября 1904 года. Награду вручали только за воинские заслуги, но в 1945 году упразднили. Поскольку Стоянович изначально хотел стать официантом, а отказался от этой затеи только потому, что ему сказали, мол, Ленин считал этих работников воришками, довольно странно предположить, будто он внезапно вспомнил про какого-то царя и забыл про Ильича.
Тем не менее, легенда гласит, что всё было именно так. И чтобы она казалась ещё более правдоподобной, сербы и хорваты пытаются изобразить блюдо как можно более похожим на звезду ордена. По-моему, получается не очень.
Приготовить его можно так. Вам понадобятся следующие продукты:
- грудка куриная - 1 шт.
- каймак - 120 г
- яйцо - 2 шт.
- мука - 70 г
- сухари панировочные - 120 г
- масло подсолнечное - 50 мл
- огурцы маринованные - 2 шт.
- майонез - 2 ст. л.
- лимон - 0.5 шт.
- петрушка - 10 г.
Готовим по алгоритму.
Куриное филе разрезаем на две части. Накрываем пищевой плёнкой и отбиваем, затем солим, перчим и снова отбиваем. На край куриного филе выкладываем 60 г каймака.
Теперь заворачиваем его в отбитую куриную грудку, получившийся рулет затяните плёнкой. Отбиваем оставшиеся края и продолжаем заворачивать до конца.
Отправляем заготовку в холодильник на 15 минут.
Приготовим панировку. В три разные ёмкости добавляем: пшеничную муку, взбитые венчиком яйца и панировочные сухари. Заготовки шницеля достаем из холодильника и запанируем. Сперва в муке, затем в яйцах, а потом в сухарях. При желании панируем шницель дважды.
Обжариваем его до готовности на сковороде с растительным маслом.
Для соуса тартар: огурец и петрушку нарезаем мелко. Смешиваем ингредиенты с майонезом и с лимонным соком.
Готовый шницель поливаем лимонным соком, подаем блюдо с соусом тартар.
(Есть подозрение, что если всё-таки поступить так же, как и Стоянович, и вместо курятины взять говядину или свинину, вкус будет иной, но вряд ли хуже.)
...Поскольку сам принц Карагеоргий тут сбоку-припёку, не буду о чём много писать, ограничусь лишь несколькими фактами.
Кронпринц Георгий Карагеоргиевич, он же Джордже Караджорджевич (27 августа/8 сентября 1887 - 17 октября 1972) - князь, наследник сербского престола.
Родился в Белграде, в семье первого сербского короля Королевства сербов, хорватов и словенцев из династии Карагеоргиевичей. Его крестным отцом стал российский император Александр III.
Учился в Александровском кадетском корпусе, где его знали под именем «Георгий Петрович Караджорджевич».
Потом в 1903 году на его родине произошёл переворот, в ходе которого сербский король Александр Обренович вместе с женой были убиты, а вместо него назначили Георгия.
Отмечают, что молодой наследник отличался вспыльчивым характером и был во вражде со многими представителями сербской знати и армии, вступая в конфликты с политиками как в Сербии, так и за границей. В частности, он критиковал политику Австро-Венгрии и даже публично сжигал австрийский флаг, обвиняя Франца-Иосифа I в аннексии Боснии. Он даже называл Николая II лжецом, потому что тот всё это допустил, хотя обещал помочь.
А в 1909 году Георгий в припадке ярости забил до смерти своего денщика Стефана Колаковича. После этого сербские социал-демократы в ведущих газетах начали ожесточенную кампанию, требуя наказания виновного в совершении преступления.
В связи с этим принц был вынужден отречься от престола, сохранив, однако, титул князя.
А ведь во время Первой мировой он, будучи майором, именно за счёт своей безрассудной ярости, заслужил уважение рядовых солдат, когда неоднократно поднимал свой полк в атаку и был дважды тяжело ранен.
Георгий был одним из первых автомобилистов Белграда, но своё авто он быстро разбил. Принц отлично плава, и зимой переплывал Саву в полном обмундировании, тренируя свой полк, хорошо фехтовал (дуэль совсем юного тогда еще наследника престола для его противника - поручика закончилась ранением, а для него самого - очередным выговором от отца) и стрелял (неоднократно развлекался, отстреливая сигареты прямо изо рта людей).
А ещё князь серьезно увлекался математикой и даже спорил с самим Анри Пуанкаре.
В 1925 году по приказу его брата, короля Александра, он был арестован и интернирован в Бараньи, где сначала содержался в изоляции в течение года в охотничьем замке, а затем был помещён в психиатрическую лечебницу. Там врачи диагностировали ему шизофрению, суицидальные наклонности, истощение на фоне сильной булимии и анорексии и ещё целый перечень нервных и психических заболеваний. (Карательная медицина ведь была изобретена вовсе не Андроповым, а практиковалась за века до него. К тому же, последний оставшийся в живых психиатр принца признался, что диагноз Георгия был полностью сфабрикован по требованию властей).
Что интересно, когда в Германии пришли к власти нацисты и стали постепенно захватывать другие территории, они-то и освободили князя, более того - предложили ему стать королём Сербии. Но тот наотрез отказался.
В оккупации он провёл несколько лет и в 1944 году стал одним из первых, кто встретил советские и югославские войска. А после образования Социалистической Югославии принц продолжил жить в Белграде мирно и свободно как пенсионер: он был единственным представителем Карагеоргиевичей, кому позволили остаться в стране.
Броз Тито был к нему благосклонен и никогда не пытался в чём-либо ущемить. Впрочем, тот ни на что и не претендовал.