Найти в Дзене
Диана Тевосова

6 психологических проблем современного детства

В современном обществе подростки часто оказываются в таких условиях, когда взросление превращается в лабиринт, а среда не помогает, а мешает становлению личности. Однако осознание сложностей, с которыми сталкиваются дети, поможет родителям перестроить модель воспитания и помочь ребенку пройти процесс взросления гармонично. Зависимость от гаджетов Исследование, проведенное среди 270 студентов, выявило сильную зависимость современной молодежи от телефонов. У всех респондентов появлялось ощущение «фантомной» вибрации, почти все постоянно проверяли телефон и впадали в панику, если не могли его найти. Зависимость детей и подростков от гаджетов — глобальная проблема, из которой вытекают другие трудности.   У ребенка с раннего возраста формируется привычка к «дешевому дофамину». Он не получает удовольствия от творчества, общения, учебы, а все интересы сводятся к телефону.  Теряется связь с реальностью, и растет уровень детской агрессии. Особенно у детей, которые играют в компьютерные игры.
Оглавление

В современном обществе подростки часто оказываются в таких условиях, когда взросление превращается в лабиринт, а среда не помогает, а мешает становлению личности. Однако осознание сложностей, с которыми сталкиваются дети, поможет родителям перестроить модель воспитания и помочь ребенку пройти процесс взросления гармонично.

Зависимость от гаджетов

Исследование, проведенное среди 270 студентов, выявило сильную зависимость современной молодежи от телефонов. У всех респондентов появлялось ощущение «фантомной» вибрации, почти все постоянно проверяли телефон и впадали в панику, если не могли его найти. Зависимость детей и подростков от гаджетов — глобальная проблема, из которой вытекают другие трудности. 

  •  У ребенка с раннего возраста формируется привычка к «дешевому дофамину». Он не получает удовольствия от творчества, общения, учебы, а все интересы сводятся к телефону. 
  • Теряется связь с реальностью, и растет уровень детской агрессии. Особенно у детей, которые играют в компьютерные игры. 
  • Увлечение «коротким» контентом буквально «выжигает» мозг: нарушается память и концентрация, снижается успеваемость. 
  • Дети перестают общаться со сверстниками, становятся замкнутыми, тревожными. 
  • Постоянное сравнение, которое подпитывается в медиапространстве, приводит к снижению самооценки, к неуверенности, неудовлетворенности собой.
  • У детей, которые много сидят в интернете, не развивается хорошая грамотная речь. Они мало говорят — им гораздо легче написать. Они не могут быстро и правильно формулировать мысль. Это влияет на мозг, на когнитивные функции, на умственное развитие. 

Снижение учебной мотивации

Чаще всего к нашим психологам приходят родители подростков с запросом: ребенок ничего не хочет. Но на самом деле дети не просто ничего не хотят — они не понимают, чего они хотят

Так происходит, если за ребенка все и всегда решают родители: формируют программные установки, в том числе о том, кем ребенок должен стать, задают задачи исходя из того, как они сами хотели бы видеть его будущее. 

Такие дети не погружаются в творческую среду, не пробуют свои силы в разных видах деятельности и, соответственно, плохо знают себя и не понимают, что они хотят. Они не раскрываются как личности. Им сложно найти любимое дело. Они не знают, где находится сфера их талантов. Они в целом не понимают, для чего рождены и куда им нужно стремиться. 

Они тратят много сил на то, чтобы сделать, как говорят родители, но сами не испытывают к этому интереса — им все равно, чем заниматься. И учебная мотивация у них, конечно, пропадает.

Отсутствие мечты

Я давно замечаю, что современные дети стали меньше мечтать. Они сами признаются: «я не знаю, чего я хочу, ни о чем не мечтаю». Я вижу несколько причин этой тенденции.

  • Дети рано попадают в инфополе, через которое идет формирование их ценностей. Но интернет не учит добру и злу, а дает такое большое количество информации, которое детский мозг переработать не может. 
  • Дети не понимают себя, не знают, к чему стремиться. Но ребенок, который не раскрылся как личность, склонен очаровываться ложными ценностями. Но такие ценности не помогают ребенку понять свою миссию и найти то, ради чего он пришел в этот мир. Они лишь приводят к внутренней пустоте.
  • Взрослые часто диктуют собственные установки, что еще больше сбивает ребенка. Родителям следует давать ребенку информацию, которая нужна ему, чтобы разобраться в себе и в окружающей действительности. Но их задача — помогать детям найти свой путь, а не простраивать его за детей. Для этого родители должны слышать и понимать своих детей. Если ребенок с детства хочет стать, например, врачом, и родитель помогает ему в этом и поддерживает, ребенок будет иметь и цель, и мечту, и мотивацию к развитию. Если же родитель не слышит ребенка, не видит его талантов или строит детское развитие вокруг своих амбиций, ребенок замыкается в себе. Вырастая, он уже не помнит, о чем мечтал в детстве, не понимает, что хочет и для чего живет. Такие люди бывают глубоко несчастны.

Инфантилизм и неумение нести ответственность

В семьях сейчас отсутствует нравственное воспитание, а без духовно-нравственной опоры дети растут инфантильными. Другими словами, интеллектуально они развиваются быстро, а психологически и духовно — заметно отстают. Они не умеют принимать решения, брать ответственность за свои выборы.

И тут нужно понимать, что повзрослеть дети смогут только в семье и только с участием родителей. Важно формировать такое мировосприятие, которое позволит им самостоятельно оценивать свои решения и поступки, учить, что хорошо, что плохо. Надо пробуждать в детях чувство истины, развивать умение думать и рефлексировать, чтобы они умели рассуждать и делать правильный выбор. 

Нарушение иерархии в семьях

Часто в современных семьях нарушена иерархия: во главу семьи взрослые ставят ребенка и подчиняют свою жизнь его интересам. Иногда доходит до того, что именно ребенок решает, чем будет заниматься вся семья, как отдыхать, что делать. На детскую психику такое нарушение семейных ролей влияет разрушительно. Это лишает ребенка опоры на родителей, границ, понятных правил. Это ответственность, которую маленький человек еще не может нести в силу возраста.

Только правильное устройство семьи дает ребенку опору. Он знает, что родители — главные, он уважает родительскую власть и стремится быть похожим на родителя. Взрослея, ребенок постепенно получает новые права, но при этом и обязанности. Это и есть гармоничное развитие и постепенное взросление, которое формирует целостную здоровую личность.

Депрессии и тревожность

Согласно статистике, депрессией страдает около 15% подростков по всему миру. Это примерно каждый седьмой. И эта цифра пугает. 

Причины повышенной тревожности могут быть разными: постоянный доступ к негативной информации через экраны, слишком интенсивные учебные нагрузки, сокращение свободной игры, родительская тревога, гиперопека.

Но мне хочется обратить внимание, что к депрессии часто приводит и отсутствие родительского интереса к жизни ребенка. Важная задача родителя — заложить ребенку истинные ценности, помочь найти свое предназначение, поставить цели. Но если родитель не обращает на ребенка внимание, не хочет узнать, чем он живет, куда стремится, такой ребенок оказывается предоставлен самому себе. Он ищет поддержку и смыслы вне семьи, например, в том же интернете. И здесь происходит то, о чем я уже писала выше: подмена истинных ценностей и целей ложными. Причем подросток может и не понять этого, хотя будет чувствовать внутренний разлад и страдать от него. И это — отсутствие внутренней цели, мотивации, понимания своего пути — неизбежно приводит к депрессии.

Мне хочется напомнить родителям: интересуйтесь своими детьми, учите их понимать себя, давайте пространство для решений, поддерживайте, слушайте — так вы закладываете фундамент взрослой жизни. И не бойтесь просить помощи у специалистов и принимать поддержку. Это не признак слабости, а мудрый шаг к крепкому будущему ребенка.

Приглашаем вас на консультации с детским и семейным психологом в «Имена Продакшн». Наши специалисты помогают детям и подросткам преодолевать тревогу и сложности в поведении и учебе, а родителям — лучше понимать своего ребенка и направлять его развитие в правильное русло.