Найти в Дзене
Гаражбатя

«Лафа для ВАЗа кончилась»: Отговорки директора не спасли, продажи летят вниз. Купить “Ладу” можно, но зачем?

Я человек старой закалки, и меня всегда подкупала прямота. Когда представитель «АвтоВАЗа» Стас Березий в одном из недавних интервью «скандальному блогеру» (который, судя по всему, просто задавал правильные вопросы) заявил, что Lada сегодня — это «наиболее высокотехнологичный продукт, который компания способна полностью разрабатывать и производить в России», я чуть чаем не поперхнулся.

А дальше были две фразы, которые идеально подытожили всю философию нашего автопрома: «Автомобиль Lada — это самое лучшее, что мы сейчас можем предложить на гражданском рынке». И вот эта, моя любимая, в качестве ответа на вопрос, можно ли делать нормальные современные машины: «Можно, а зачем?»

Погодите, Уважаемые многочисленные директора не менее уважаемого завода. Получается, вы признаёте, что «самое лучшее» — это то, что вы можете сделать, а не то, чего хочет и заслуживает потребитель? Вы говорите, что «уважаете японские и немецкие автомобили», но «работать как японец или немец никто не хочет».

Вот тут я готов вступить в диалог. Работать как немец или японец — это не вопрос желания, это вопрос условий труда и оплаты. Хотите, чтобы вы производили конкурентоспособный продукт? Тогда платите инженерам и рабочим соответствующую зарплату, предоставляйте им доступ к нормальным технологиям, а не довольствуйтесь тем, что осталось после «ухода» западных партнёров. Но вы же хотите, чтобы люди платили вам по 1.5-2 млн рублей за «самое лучшее, что вы можете сделать» (с учётом утилизации и дилерской наценки), при этом ожидая, что эта машина будет соответствовать мировым стандартам, а не стандартам 2005 года. Это игра в одни ворота.

И, похоже, рынок наконец-то начинает уставать от этой игры. Цифры продаж говорят сами за себя: в 2025 году россияне купили почти на четверть меньше автомобилей Lada, чем в 2024-м! Падение на 25–30 % по всему модельному ряду — это не лёгкое колебание спроса, а обвал.

«Гранта» — лидер, но падение составило 28,4%. «Веста» — минус 34,8 %. «Нивы» — около минус 30%.

-2

В какой реальности были проданы эти 300 тысяч машин? Я пытаюсь понять без всякого сарказма. Если у человека есть глаза и доступ к интернету, он видит, что цены на «Лады» необоснованно завышены, а качество оставляет желать лучшего. Как можно купить эту машину, если ты не стоишь в очереди по госконтракту, если тебе её не подарили в качестве компенсации или если тебя не шантажировали необходимостью взять кредит под залог этого самого автомобиля?

Единственное, в чём АвтоВАЗ остаётся на высоте, — это ремонтопригодность. Если вы сами умеете разбираться в устройстве автомобиля и готовы мириться с тем, что в машине (почти новой) всегда что-то, да не работает, то «Лада» — ваш выбор, потому что запчасти есть и любой местный сервис возьмётся за неё без опаски. Но разве это та стратегия, которой должна придерживаться индустрия в почти 2026 году?

-3

И вот главный вопрос, который висит в воздухе: зачем покупать «Ладу» сегодня? Зачем платить больше за то, что отстаёт по всем фронтам — безопасности, комфорту, эффективности? Просто потому, что это «отечественное» и других вариантов за эти деньги нет? Видимо, именно на это и рассчитывает руководство ВАЗа, продолжая поддерживать этот угасающий, но очень удобный для распределения бюджетов завод.

Я уверен, что лафа для предприятия заканчивается. Пока существовала жёсткая изоляция рынка, можно было диктовать условия. Но сейчас, когда в дело все больше вступают китайские конкуренты, где-то на горизонте начинает проникать иранский автопром, предлагающие базовые, но конкурентоспособные машины, продолжать эту неумолимую монополию не получится. Покупатель становится умнее. Он начинает понимать, что «самое лучшее, что мы можем сделать», — это далеко не то, за что он готов платить.

Такими темпами скоро за 1 млн рублей можно будет купить только вот такой вариант:

-4

Я не призываю к полному бойкоту. У каждой машины есть свой покупатель. Но я, как человек, который ценит свои деньги и своё время, отказываюсь быть тем, кто финансирует стагнацию. Когда качество не растёт, а цена только увеличивается, это уже не забота о народе, а просто бизнес, построенный на отсутствии альтернатив. И если у меня есть возможность купить более честный автомобиль, с более приемлемым соотношением цены и качества, я ею воспользуюсь.

А пока я буду ждать, когда руководители «АвтоВАЗа» действительно захотят работать "как немец или японец", а не просто говорить об этом в интервью.

Согласны?

Тогда, глядишь, и у нас в стране появятся машины, которыми можно будет гордиться. А пока будем слушать заканчивающиеся отговорки о том, что это "не государственное предприятие", и что "гордость за отечественный автопром — это низменное чувство".

-5

И это не мои слова, это слова официального представителя компании, который не нашел ничего лучше, чем выдать эту пустую и бесполезную фразу.

Обязательно ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы поддержать канал!Спасибо вам, тем, кто читает!

А ещё заходите в ТГ-канал "Гаражбатя", буду рад всем.

Благодарю за прочтение, всем добра!