- вал с крыльчаткой с сильным люфтом
- "холодная часть" натёрта крылом
- втулка вала закоксовалась и её заклинило в корпусе картриджа
- уплотнительные кольца вала износились и деформировались
- картридж с сильными очагами коррозии, вместо масла - гудрон
- все масляные каналы забиты "мазутом"
- корпус "горячей части" имеет трещины во многих местах и явные следы перегрева
- клапан вестгейта заклинило в закрытом положении
Турбокомпрессор - надежный и долговечный агрегат, таким должен быть, по крайней мере. И турбины известных производителей исправно делают свою работу по 300 тысяч километров пробега, увеличивая мощность двигателя и доставляя нам удовольствие от приятной во всех отношениях динамики разгона. Всё это так ровно до момента, как наше к ней отношение не включается в борьбу с её же ресурсом. Мало того, что не все знают "правила эксплуатации турбокомпрессора", так ещё и не следуют им.
Вот о таком случае сегодня и поговорим:
Принятая в диагностику турбина MAZDA CX-7 являла собой жалкое зрелище в собранном состоянии, а после разбора на некоторые детали смотреть без слёз было просто невозможно даже непрофессионалу. Владелец жаловался на потерю мощности и посторонние шумы в двигателе, что неудивительно - "холодная часть" турбины имеет четкие следы касания крыльчатки, чего в принципе не должно быть:
Вот этот стёртый круг - одна из причин необычного звука турбины. В исправном агрегате вал с "крыльями", вращаясь на огромной скорости в масляном клину, касаться ничего не должен. Только серьёзный люфт может к этому привести. Действительно, при разборе мастер-турбинщик Дмитрий обратил на него внимание, отметив и продольный, и осевой люфты по валу. Картридж (блок турбины в котором располагается вал с "крыльями") выглядит ужасно:
Такая коррозия на этой части турбины встречается редко. А масло в районе втулки выглядит как частично спекшаяся грязь чёрного цвета:
Вал тоже не в лучшем состоянии:
А фиксирующие кольца, опорный подшипник и втулка показали свой критический износ. Втулку вообще пришлось выбивать физически, тогда как на исправном агрегате она легко выходит при небольшом наклоне картриджа:
Можно добавить, что и крыло вала тоже сточилось о приёмный конус "холодной части". А как по другому? Оно тоже было в касании.
Если коротко - турбокомпрессор в состоянии тотального разрушения! Но это ещё не всё. Ничто из перечисленного не претендует на первопричину, приведшую к неисправности.
Когда Дмитрий перешёл к осмотру "горячей части" многое встало на свои места. Клапан вестгейта (некоторые мастера его называют "хлопушкой") оказался в клину в закрытом положении. Причём практически в абсолютном. Для того, чтобы его разработать пришлось даже греть от души. И то, в движение он пришёл не сразу:
Хорошо, что в этой турбине актуатор пневматического типа и то, что клапан замер в закрытом положении не повлияло на его работоспособноть. Был бы электрический - либо сгорел мотор, либо сломались/стерлись зубья сектора и "червяка".
Давайте рассмотрим, что же происходило в турбине при постоянно закрытом клапане вестгейта:
1. давление выхлопных газов из двигателя не сбрасывается в выпускную систему и в "горячей части" превышает нормативные для турбины показатели
2. корпус перегревается и передаёт высокую температуру в картридж
3. масло в картридже начинает перегреваться и закипает превращаясь сначала в мазут, а потом и в гудрон
4. забиваются масляные каналы и вал остаётся без смазки, очень быстро изнашивая втулку, опорный подшипник и уплотнительные кольца
5. Люфт вала превышает зазор и крыло начинает тереть "холодную часть", издавая специфические звуки при повышении оборотов двигателя
6. От излишнего давления выхлопных газов в "горячей части" работа двигателя теряет баланс реакций на действия водителя с педалью акселератора
Но и это ещё не всё! Внимательно осмотрев чугун "горячей части" Дмитрий в месте примыкания клапана заметил вот это:
Вы тоже можете увидеть на фотографии радиальные трещины корпуса в месте примыкания клапана, которые даже при работающей "хлопушке" не дадут турбине работать корректно. Позже мы заметили еще две трещины в месте выпуска раскалённых газов - перегрев был катастрофическим!
Резюме: Для восстановления работоспособности турбокомпрессора необходимо заменить картридж в сборе и "горячую часть", а также защлифовать натёртости "холодной части" и настроить работу актуатора.
Это довольно затратно, но что поделать? Турбина редко выходит из строя одномоментно. Обычно такое бывает от "прилёта" в зону крыла посторонних предметов, а это уже воздушный фильтр двигателя. К чему я это... к тому, что надо внимательно слушать свой автомобиль и иногда заглядывать под капот! На ранней стадии и ремонт легче, и стоит он дешевле.
А к Диме, в "Вольтаж сервис" на Каширском шоссе 61, 3а всегда можно подъехать за консультацией и быстрой диагностикой. Как минимум течи масла, работу актуатора, люфты вала и перегревы можно определить не снимая турбину.
А теперь я должен вспомнить о самом канале и добавить стандартное - подписывайтесь и принимайте правильные решения при ремонте своего автомобиля.
В компании "Вольтаж сервис" есть всё необходимое оборудование и инструменты для диагностики и ремонта:
- карданных валов,
- моторчиков печек (не всех моделей),
- промывки и ремонта системы кондиционирования,
- стартеров,
- генераторов,
- рулевых реек,
- турбин,
- топливной аппаратуры (форсунки ТНВД),
- рулевых редукторов,
- шлангов гидравлических систем и гидроусилителей.
А самое главное - есть профессиональные мастера с большим опытом!
Обращайтесь на сайт: https://www.astarter.ru/ или по телефону: +7 (495) 660-39-12 по любым вопросам, связанным с ключевыми узлами и агрегатами автомобиля!