Найти в Дзене
Автовыбор

"Большая и проходимая, но что не так?": почему перестали выпускать Ладу "Надежду"

Спереди – "Десятка" с покатым капотом, уходящим в линию лобового стекла. Сзади – "раздутая Ока" с характерным угловатым дизайном. А вообще-то перед нами первый отечественный минивэн, да ещё и семиместный, да ещё и с постоянным полным приводом. Изначально ВАЗ-2120 должен был стать прорывом для нашего автопрома и амбициозной попыткой выхода в новый сегмент. Но у "Надежды" ничего не получилось. Почему же так произошло? Давайте разбираться. Статья будет интересной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал! Идея создания отечественного минивэна появилась ещё в 1980-х годах. Его разработкой занималось сразу несколько предприятий, но дальше всех продвинулся "АвтоВАЗ". В основу будущей модели заложили ходовую часть от "Нивы", и это дало интересный результат. В ходе проектных работ выяснилось, что создать пятидверную комплектацию внедорожника не так уж сложно. Именно благодаря "Надежде" на свет появилась удлинённая "Нива", получившая прозвище "Крокодил". В 1989 году были созда
Оглавление

Спереди – "Десятка" с покатым капотом, уходящим в линию лобового стекла. Сзади – "раздутая Ока" с характерным угловатым дизайном. А вообще-то перед нами первый отечественный минивэн, да ещё и семиместный, да ещё и с постоянным полным приводом. Изначально ВАЗ-2120 должен был стать прорывом для нашего автопрома и амбициозной попыткой выхода в новый сегмент. Но у "Надежды" ничего не получилось. Почему же так произошло? Давайте разбираться.

Статья будет интересной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!

Долгий путь к большому салону

Идея создания отечественного минивэна появилась ещё в 1980-х годах. Его разработкой занималось сразу несколько предприятий, но дальше всех продвинулся "АвтоВАЗ". В основу будущей модели заложили ходовую часть от "Нивы", и это дало интересный результат. В ходе проектных работ выяснилось, что создать пятидверную комплектацию внедорожника не так уж сложно. Именно благодаря "Надежде" на свет появилась удлинённая "Нива", получившая прозвище "Крокодил".

В 1989 году были созданы первые макеты новой модели, но из-за внешних факторов их приходилось постоянно переделывать для удешевления производства. Таким образом ВАЗ-2120 лишился своего дизайна в пользу комплектующих от других автомобилей завода, что и привело к столь несбалансированному внешнему виду.

-2

В 1997-м "Надежду" показали на автосалоне, и уже спустя год появились первые товарные экземпляры минивэна. Однако на конвейер модель не поставили – сборка производилась в рамках опытно-промышленного производства практически вручную. Стоит ли говорить о том, к каким последствиям привело такое решение?

Вместительный вездеход

Ходовая часть от "Нивы" давала свои плоды. "Надежда" получилась проходимым минивэном, при этом была достаточно мягкой на дороге. Но и недостатки проявляли себя – из-за особенностей подвески радиус разворота получился очень большим. Зато в некоторых сериях ВАЗ-2120 оснащался гидроусилителем руля от компании ZF.

"Нивовский" двигатель едва справлялся с 1,4-тонным минивэном даже без нагрузки, а с пассажирами или грузом приходилось буквально ползти. Шутка ли: "паспортный" разгон с места до 100 км/ч у "Надежды" составлял 31,7 секунды! И это в оптимальных условиях с одним человеком внутри автомобиля. Несмотря на отсутствующую динамику, у двигателя был недюжинный аппетит – в городе расход топлива достигал 15 литров на 100 километров пути.

-3

Концепция внедорожного минивэна была интересной, но неуникальной. Схожие решения уже применялись, например, на Mitsubishi Delica, получившей платформу от пикапа L200. И если японский минивэн смог найти своего потребителя, то у "Надежды" сразу возникли проблемы. На тот момент автомобиль с такой концепцией не пользовался высоким спросом, а многие водители отдавали предпочтение куда более доступной и понятной пятидверной "Ниве".

Качество хуже, чем можно предположить

Отказ от конвейерной сборки повлёк за собой целый ряд проблем. Ручное производство автомобиля в конце XX века было слишком медленным и дорогим, а также создавало пространство для ошибок, вызванных человеческим фактором. Многие элементы кузова были неправильно подогнаны, сборка салона вызывала целый ряд нареканий, чрезмерное количество сварных швов провоцировало коррозию.

Качество материалов тоже стало проблемой "Надежды". Ржавеющий металл кузова и ломкий пластик салона стали "визитными карточками" модели. При этом салон минивэна представлял собой солянку: руль и приборная панель от ВАЗ-2110, торпедо от ВАЗ-2114, воздуховоды от ВАЗ-2105. Новшества были только в обшивке дверных карт и немного изменённых сидениях.

-4

Встречался и полёт конструкторской мысли, из-за которого автомобиль получил нетривиальные решения. Кузов сделали ассиметричным (четырёхдверным), поэтому сесть на второй или третий ряд можно было только справа, ведь слева разместили глухую панель. При этом стёкла опускались исключительно спереди, для остальных пассажиров не предусмотрели даже форточек.

Запасное колесо расположили на днище, но не сзади, как у многих других автомобилей, а примерно под сидением переднего пассажира. Для его снятия требовалось открутить специальный болт, находящийся в салоне.

Но были у минивэна и светлые моменты. Например, второй и третий ряд сидений можно было сложить, превратив в ровный пол, а у пассажиров на "галёрке" установили свой блок печки.

-5

Посадка водителя тоже была неплохой благодаря высокому расположению кресла, форме сидений и возможности регулировки руля хотя бы по вылету. Но на обзорность многие жаловались – уж больно широкими получились передние стойки.

На что надеялись, создавая "Надежду"?

Напомню, что разработка минивэна началась ещё в 1985 году, и на тот момент проект был актуальным. Предполагались достаточно богатые комплектации, а также уникальный дизайн кузова. В отсутствии конкуренции со стороны зарубежного автопрома и при полноценном выходе на конвейер модель смогла бы найти своего потребителя. Но с "Надеждой" всё пошло не так.

ВАЗ-2120 появился слишком поздно, и уже на момент выхода первых экземпляров был устаревшим. Ручная сборка на опытном производстве вместе с небольшими объёмами выпуска приводила к низкому качеству и высокой цене. Та же пятидверная "Нива" была понятнее, качественнее и на 25-30% дешевле.

Внешне автомобиль получился негармоничным, а низкое качество металла, сборки и окраски приводили к появлению очагов ржавчины уже в первые годы эксплуатации. Фактически "Надежду" покупали только те, кому действительно был нужен проходимый семиместный автомобиль, ведь на бездорожье у неё не было конкурентов в своём классе. Но таких потребителей оказалось немного.

За 8 лет производства было выпущено чуть больше 8 000 экземпляров минивэна. До нашего времени сохранилась лишь небольшая часть этих автомобилей, так как обслуживать "Надежду" очень сложно из-за отсутствия многих комплектующих в магазинах.