Найти в Дзене

Петербургские дома с курдонёрами. Часть 12. Дом Берштейна на Каменноостровском

Для тех, кто не читал предыдущие статьи этой серии, напомню, что слово «курдонёр» – это русифицированное французское словосочетание «cour d'honneur», которое дословно переводится как «двор чести». Правильнее будет перевести его как «парадный двор». Курдонёром называют двор, открытый со стороны улицы, чаще всего имеющий форму прямоугольника, расположенного перпендикулярно улице. Фасады, выходящие в курдонёр, обычно имеют парадную отделку и декор, такие же, как фасады, расположенные на красной линии. Дом Берштейна стоит на углу Каменноостровского проспекта и улицы Профессора Попова (до 1940 года Песочная улица). Дом построил в 1911 году архитектор Крыжановский по заказу купца 1-й гильдии Р.И.Берштейна. Дмитрий Андреевич Крыжановский приехал в Петербург из Иркутска, закончил Академию художеств, построил в Петербурге – Ленинграде более сотни домов, в основном на Петроградской стороне. Около 20 его домов признаны теперь памятниками архитектуры. Дмитрий Андреевич умер от голода в блокадном

Для тех, кто не читал предыдущие статьи этой серии, напомню, что слово «курдонёр» – это русифицированное французское словосочетание «cour d'honneur», которое дословно переводится как «двор чести». Правильнее будет перевести его как «парадный двор». Курдонёром называют двор, открытый со стороны улицы, чаще всего имеющий форму прямоугольника, расположенного перпендикулярно улице. Фасады, выходящие в курдонёр, обычно имеют парадную отделку и декор, такие же, как фасады, расположенные на красной линии.

Дом Берштейна стоит на углу Каменноостровского проспекта и улицы Профессора Попова (до 1940 года Песочная улица).

Дом построил в 1911 году архитектор Крыжановский по заказу купца 1-й гильдии Р.И.Берштейна. Дмитрий Андреевич Крыжановский приехал в Петербург из Иркутска, закончил Академию художеств, построил в Петербурге – Ленинграде более сотни домов, в основном на Петроградской стороне. Около 20 его домов признаны теперь памятниками архитектуры. Дмитрий Андреевич умер от голода в блокадном Ленинграде в январе 1942 года. Точная дата смерти и место захоронения неизвестны.

Читая материалы о Крыжановском, я с удивлением обнаружил, что его часто называют первым начальником милиции в революционном Петрограде. Мне показалось это неправдоподобным, и я стал разбираться. На сайте ГУ МВД по С-Петербургу в разделе «Наша история» я прочитал, что в феврале 1917 года «первым начальником Петроградской городской милиции был выбран профессор Медико-хирургической академии Д.А.Крыжановский». Тоже удивительно, но всё же профессор Медико-хирургической академии был, скорее всего, человеком военным, в немалом чине (не меньше полковника), и знакомым с воинской дисциплиной. А назначение на эту должность абсолютно гражданского человека, к тому же скорее художника, нежели инженера, выглядит совсем уж неправдоподобным. Да и в ГУ МВД, надо полагать, историю своего ведомства знают. Хотя и тут есть небольшая накладка. Медико-хирургической академия называлась только до 1881 года, а потом стала Военно-медицинской. Тем не менее, я думаю, что первым начальником милиции был всё же Крыжановский-военный врач, а из-за полного совпадения фамилий и инициалов позже возникла путаница с Крыжановским-архитектором.

Но вернёмся к дому. На углу дома расположена гранёная башня с шатровой кровлей и стеклянным фонарём, и увенчанная шпилем. Из-за небольшого излома Каменноостровского проспекта в месте пересечения Карповки по Силину мосту, башня оказалась почти точно на оси южной части проспекта, и видна очень издалека. Фонарь и шпиль были утрачены в конце ХХ века из-за пожара, и восстановлены около 2012 года.

-2

Более нарядный фасад выходит на Каменноостровский проспект.

-3
-4

А курдонёр с красивой решёткой и воротами открыт в сторону улицы Профессора Попова.

-5
-6
-7
-8
-9
-10

В доме, как пишут в интернете, на лестницах были витражи, уже давно утраченные, а в квартирах сохранились печи, украшенные изразцами. Пишут также, что дом сильно изношен и был даже случай, когда ванна провалилась этажом ниже.

Непарадный двор-колодец и боковая стена дома вполне заурядные, но после недавнего косметического ремонта выглядят чистыми и ухоженными. Боковая стена смотрит на Аникушинский сквер, названный в честь Михаила Константиновича Аникушина, автора памятника Пушкину на площади Искусств. В сквере стоит копия скульптуры Аникушина «Дружба». Оригинал установлен в японском городе Осака, и, видимо, должен символизировать дружбу России и Японии.

-11
-12

Отмечу как курьёз такой факт. Имя Аникушина сквер получил видимо потому, что в полукилометре от него, в Вяземском саду, находится музей-мастерская Аникушина. Но гораздо ближе, на углу Каменноостровского и Профессора Попова, прямо напротив дома Берштейна, располагаются дом и мастерская скульптора Александра Михайловича Опекушина, автора памятников Пушкину в Москве на Тверском бульваре и в Петербурге на Пушкинской улице. Похоже, сама Судьба распорядилась так, чтобы два скульптора путались в сознании людей.

Публикации моего канала перечислены здесь: