Найти в Дзене

Марк Шагал: художник, очарованный Библией

Выставка Марка Шагала в Пушкинском музее стала вторым «Щелкунчиком» — билеты на событие раскуплены до следующего года. Это хороший повод вспомнить, в чем сила картин художника. Библия всегда служила для Марка Шагала не просто источником вдохновения, но Книгой книг, вмещающий весь мир, все сюжеты и истории, всю красоту и правду жизни. Его творчество глубоко проникнуто библейской поэзией. Даже когда он в молодости рисовал свою любимую жену Беллу или себя вместе с ней, летящим по небу, он мыслил это как отражение Песни песней, где любовь поднимает влюбленных под облака и наполняет счастьем. Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой. В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня. Это и Витебск, и Париж одновременно. Это Божий мир. Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета. На многих картинах мы видим ангелов — летящих по небу

Выставка Марка Шагала в Пушкинском музее стала вторым «Щелкунчиком» — билеты на событие раскуплены до следующего года. Это хороший повод вспомнить, в чем сила картин художника.

Библия всегда служила для Марка Шагала не просто источником вдохновения, но Книгой книг, вмещающий весь мир, все сюжеты и истории, всю красоту и правду жизни.

Его творчество глубоко проникнуто библейской поэзией. Даже когда он в молодости рисовал свою любимую жену Беллу или себя вместе с ней, летящим по небу, он мыслил это как отражение Песни песней, где любовь поднимает влюбленных под облака и наполняет счастьем.

Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой. В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня. Это и Витебск, и Париж одновременно. Это Божий мир.

Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета. На многих картинах мы видим ангелов — летящих по небу или несущих Тору, венчающих влюбленных или преподносящих цветы — это мир, в котором небо и землю связывают небесные посланники Бога.

Но нельзя сказать, что Марк Шагал жил в нереальном мире, где существуют только ангелы, святые и влюбленные. Он очень остро реагировал на события страшного ХХ века. Так, например, картина «Белое распятие» была написана Шагалом как отклик на трагедию так называемой Хрустальной ночи, когда в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии была устроена целая серия еврейских погромов.

Кем был Христос для Шагала? Почему время от времени в его картинах возникает сюжет распятия? Ответ нужно искать в Библии, причем именно в Ветхом Завете. Например, в книге пророка Исайи, где изображен страдающий Мессия:

Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни… (Ис 53)

Для Шагала Христос — это не Богочеловек, а прежде всего страдающий праведник, которого гонят со всех сторон. Нет, Шагал не стал христианином, но он был глубоким человеком, близким к Богу.

Часто в своих картинах Шагал изображает себя с палитрой и мольбертом, как бы подчеркивая, что художник — свидетель и летописец, призванный запечатлеть этот мир во всем его многообразии.

Марк Шагал — библейский художник даже не потому, что часто обращался к сюжетам Священного Писания, а потому что сохранил его дух в своих произведениях — дух славословия и молитвы, дух созерцания и хвалы, дух притч и псалмов.