Империум Человечества — колоссальное по размерам государство, объединяющее практически всех людей галактики во вселенной мрачного будущего Warhammer 40000. Это своего рода государство-протагонист, с точки зрения которого в большинстве случаев раскрывается история сеттинга. Аналогичным государством в фэнтезийном вархаммере является Империя Зигмара, и там она представлена отдельной стороной конфликта с единым ростером. А вот Империум в сорокатысячнике — нет. Разберёмся, почему!
Откуда есть пошёл Империум?
История вселенной Warhammer 40000 начинается так же, как наша. Вернее сказать так: по лору вахи, мы сейчас живём в прошлом по отношению к этому сеттингу. В течение где-то 10000 лет после нас Человечество начало полноценно осваивать космос. Были колонизированы планеты Солнечной системы (в первую очередь Марс, ставший центром технологического развития людей). А затем был открыт варп.
Варп — это параллельное пространство, своего рода ещё один космос помимо нашего обычного космоса. Привычная физика там не работает. В варпе отражаются эмоции разумных существ реального мира. В основном тёмные эмоции: ярость, уныние, стремление к излишествам, непомерные амбиции, алчность. Затем эти эмоции принимают форму потусторонних существ, именуемых демонами, а в особо тяжёлых случаях - форму богов хаоса. Варп, Имматериум, Хаос — вот это вот всё примерно синонимы, хотя и с разными «оттенками».
Варп-двигатель, позволяющий космическим кораблям входить и выходить из параллельного пространства, дал людям возможность относительно быстро преодолевать межзвездные пустоты. Таким образом началось покорение людьми галактики и встреча с ксеносами (пришельцами). Среди них эльдары (космические эльфы) и орки (бесполые грибы, размножающиеся спорами). А в самом варпе люди повстречали тех самых демонов.
До поры до времени Человечество в галактике не было единым государством. Оно успело пережить восстание машин, после которого был запрещён искусственный интеллект. А затем, в результате мощнейшего варп-шторма (по вине эльдар), настала Долгая ночь: варп стал на долгие столетия недоступен, и человеческие миры (так в вахе называли планеты) стали изолированы друг от друга. Вероятно, их жители даже забыли о существовании общей прародины - Земли (в вахе её называют Терра).
Но появился Он. Сверхчеловек, имя которого неизвестно, но звать его стали Император. Он бессмертен и наблюдал за историей людей ещё со времён до нашей эры. Находясь в тени, он ждал часа, когда понадобится людям. И в конце Долгой ночи Он начал вновь объединять разрозненное человечество. Могущество Императора объясняется его принадлежностью к Вечным: это чрезвычайно редкая мутация, дарующая существу бессмертие и возможность управлять энергией варпа лучше, чем кто-либо. Но даже среди Вечных Император был уникально силён.
Сперва Император объединил Терру, завоевав государства техноварваров. Затем Он начал Великий Крестовый поход с целью присоединить к Терре все человеческие миры галактики. Так и родился Империум. Разумеется, у Императора была армия. Военачальниками были примархи: буквально Его искусственные сыновья, полубоги. Каждый примарх имел свой собственный легион Астартес, состоящий из генно-модифицированных людей, космодесантников. Они были малочисленны, а основная часть армии Империума состояла из обычных людей.
Император распространял по галактике идеологию технологического развития и отказа от любой религии, в том числе от поклонения себе. Крестовый поход завершился бы удачно, если бы не предательство любимого сына императора — примарха Хоруса, на сторону которого перешла половина остальных братьев и подчинённых им легионов-еретиков. В результате гражданской войны, Хорус был убит, легионы предателей спрятались в варпе и подружились с демонами, а Император был подключён, скажем так, к аппарату жизнеобеспечения. Вот уже десять тысяч лет после гражданской войны Предводитель Человечества прикован к своему трону в полуживом состоянии. Вопреки желанию Императора, люди теперь поклоняются ему как богу, а он и возразить не в состоянии.
На момент основных событий сеттинга, большинство примархов пропало, Император так и сидит ни жив ни мёртв, а военные силы Империума отбиваются от орд ксеносов, демонов и тех самых еретиков, стремящихся построить свою тёмную демоническую версию Империума. При этом Человечество стало ключевой фигурой в галактике и считает весь Млечный Путь своей территорией. Все иные расы и предатели-еретики подлежат истреблению.
Кто-кто в Империуме живёт?
Структура Империума подробно описана и довольно сложна. Если кратко, военные силы Человечества, представленные в настольной игре, состоят из следующих организаций:
- Астра Милитарум, также известные как Имперская Гвардия. Это самая многочисленная армия, состоящая из обычных людей. Также сюда вступают и люди-мутанты, такие как огрины и ратлинги. Астра Милитарум выделяются двумя ключевыми особенностями. Во-первых, они чрезвычайно многочисленны: солдаты набираются миллиардами, и погибают так же миллиардами (причём зачастую не от вражеских ударов, а от профилактических расстрелов комиссарами). Во-вторых, главная мощь гвардии — не солдаты, а убойная военная техника.
- Адептус Астартес, также известные как Космический десант или Ангелы смерти. «Внуки Императора», до сих пор почитающие его не как бога, а просто как очень могущественного человека. Объединены в ордена и гораздо малочисленее имперской гвардии, так что играют роль этакого спецназа, приходящего в нужный момент и разруливающего ситуацию. Каждый космодесантник — сверх-человек огромного роста, машина для уничтожения врагов. Кстати, именно космодесант считается лицом вселенной Warhammer 40k, поэтому он появляется в каждой стратегии в данном сеттинге.
- Адептус Механикус. Это техножрецы, потомки тех самых марсианских поселенцев, заключивших союз с Империумом ещё в начале Крестового похода Императора. Имеют собственную религию, поклоняясь Богу-машине, а Императора считают его человеческим воплощением: Омниссией. Механикус имеют свою армию, действующую относительно независимо от сил Империума. Техножрецов, в принципе, могли бы признать еретиками, если бы не одно но: именно они снабжают техникой всю армию Человечества.
- Адепта Сороритас, они же Сёстры битвы, они же Сестринство, они же Дочери Императора. Это подразделение Экклезиархии — церкви, поклоняющейся Богу-Императору — состоящее целиком из женщин. Собственно, боевые отделения сестёр битвы выступают карающей дланью церкви. Данная организация появилась уже после гражданской войны, так как Экклезиархии были очень нужны свои войска, но мужчин им набирать не разрешалось. Из всех армий Империума, сёстры битвы, будучи боевыми монахинями, выделяются своим нарочито религиозным антуражем.
- Адептус Кустодес. Это величайшие воины Человечества, созданные Императором ещё до космодесантников и помогавшие ему объединять Терру. Являются личной золотой гвардией Императора и его телохранителями. Если космодесантники — это генетически улучшенные люди, то Кустодес уже не могут называться людьми в принципе. Данная организация вообще редко где появлялась, кроме самой настолки, так как по сюжету только недавно начала активно действовать вне Терры.
- Имперские рыцари. Это армия колоссальных боевых шагателей, которые построены по тому же принципу, что и титаны техножрецов, но меньше по размеру. Честь управлять такой машиной имеют только дворяне из родовых рыцарских домов.
Тут я ещё опускаю такие организации, как инквизиция, имперские агенты, имперский флот, планетарная оборона, и ряд других. Так как для них полноценных ростеров я не нашёл (ну, либо я плохо искал, но в компьютерных играх они в качестве отдельных фракций не фигурировали).
Почему не единая фракция?
Ни в одной стратегической игре (да и вообще ни в одной игре в принципе) разные армии Империума не были объединены в один ростер. Да, они могут действовать вместе: например, часто можно видеть космодесантников, шагающих посреди толп бегающих туда-сюда имперских гвардейцев. Но на поле боя они все-таки воспринимаются как союзники, а не как «юниты» под одним командованием.
Каждая раса ксеносов прописана Games Workshop как единая армия. Орки — единая армия. Тираниды — тоже. Какие-нибудь темные эльдары — тоже. Всё дело в том, что каждая из рас ксеносов имеет единый узнаваемый стиль. А вот Империум Человечества — нет.
Полки имперской гвардии напоминают реальные современные (и не очень) армии. Космодесантники — рыцарские ордена. Сёстры битвы - это боевое монашество, окружённое вездесущей религиозной символикой. Они слишком разные! Объединить их в одну армию даже с эстетической точки зрения означает создать бессмысленную мешанину. Собственно, Games Workshop это тоже понимали и продумали для каждой фракции свой собственный ростер. А сейчас даже отдельные ордена космодесантников постепенно становятся отдельными фракциями в настольной игре.
Часто при обсуждении очередной анонсированной стратегии по Warhammer 40000 встречается такое мнение: почему бы не сделать Империум единой фракций с общим ростером, при этом имперские гвардейцы будут отрядами уровня Т1, космические десантники — Т2, и так далее. Под T1 и T2 имеются в виду tier1 и tier2, то есть технологические уровни. Но те, кто такое заявляют, забывают, что у каждой из армий Империума есть собственные юниты как для первого, так и для второго и более высоких тиров. Если у Астра Милитарум первый тир — это имперские гвардейцы, то у космического десанта это будут скауты. А у сестёр битвы — какие-нибудь сёстры-репентии или флагеллянты.
Кстати, как раз насчёт флагеллянтов. Это отряд Империума, и явно где-то первого тира. Но можете ли Вы представить себе, чтобы флагеллянты входили в стандартный состав «общей армии Империума»? А вот для Экклезиархии и Адепта Сороритас как отдельных фракций они вполне подходят.
Что ж, я показал, почему стоит разделять имперские фракции с точки зрения лора, эстетики и общего принципа построения ростера. Это касается любых игр по Warhammer 40000. Но в случае Total war: Warhammer 40000 есть и свои, особые, причины делать каждую армию Империума уникальной.
Касательно Total war: 40k
Одной из наиболее привлекательных фишек, на которые делался упор при анонсе Total war: Warhammer 40000, стала возможность игроку создать свой собственный орден космодесанта и отыграть роль главы этого ордена: буквально, написать собственную историю отдельной организации внутри Империума. На самом деле, такая возможность касается любой из представленных рас: можно будет создать свою банду орков, или мир-корабль эльдар, или полк гвардии. В будущем — свою варбанду хаоса.
И тут появляется вопрос: как можно было бы отыграть роль отдельного ордена, если бы «расой» был не космодесант, а Империум? То есть, создали мы вот свой орден, назвали его, выбрали расцветку и символику, а в условных «казармах» нам предложили бы нанять помимо космодесов — каких-нибудь имперских гвардецев, сестёр битвы, техножрецов, огринов? Тут как бы сразу рушится вся магия отыгрыша. Так что решение разделить в новом тотал варе Империум на отдельные организации — абсолютно правильное.
А вы, пожалуйста, напишите в комментариях своё мнение. И не забудьте поставить лайк и подписаться на канал: буду очень благодарен!