Найти в Дзене

Так ли плох 5-й эпизод "Зайчика"? 18+

Приветствую, дорогой читатель! Прошло... Почти 3 года, как я выпустил единственную свою статью о визуальной новелле "Зайчик" от отечественных разработчиков. Я тогда построил несколько теорий по игре, которые, подозреваю, били сильно, но очень мимо. Перечитывать я её не хочу, чтобы не мучить тогдашнего Я бичами мыслей. За это время вышли заключительные 2 эпизода игры, мы полностью узнали сюжет, получили ответы на большинство вопросов. К сожалению, многих разочаровал финал игры. Как известно, самая ярая любовь после предательства становится не менее ярой ненавистью. Во всех социальных сетях авторов... Скажем, очень эмоционально раскритиковали. Благо, я практически не застал этой критики, пока сам проходил игру, поэтому моё мнение формировалось достаточно обособленно от шквала фанатской ярости. На данный момент я прошёл игру почти на все концовки (остальные я посмотрел в прохождениях), ознакомился с фанатской критикой (и конструктивной и не очень), почитали и посмотрел апологетику 5-го эп
Оглавление

Приветствую, дорогой читатель! Прошло... Почти 3 года, как я выпустил единственную свою статью о визуальной новелле "Зайчик" от отечественных разработчиков. Я тогда построил несколько теорий по игре, которые, подозреваю, били сильно, но очень мимо. Перечитывать я её не хочу, чтобы не мучить тогдашнего Я бичами мыслей. За это время вышли заключительные 2 эпизода игры, мы полностью узнали сюжет, получили ответы на большинство вопросов. К сожалению, многих разочаровал финал игры. Как известно, самая ярая любовь после предательства становится не менее ярой ненавистью. Во всех социальных сетях авторов... Скажем, очень эмоционально раскритиковали. Благо, я практически не застал этой критики, пока сам проходил игру, поэтому моё мнение формировалось достаточно обособленно от шквала фанатской ярости. На данный момент я прошёл игру почти на все концовки (остальные я посмотрел в прохождениях), ознакомился с фанатской критикой (и конструктивной и не очень), почитали и посмотрел апологетику 5-го эпизода от разобравшихся в сюжете людей*, сам несколько раз прогнал в голове все pro et contra. Так во-о-о-от. Хочу высказать своё личное мнение о полной версии игры, о поведении фанатов и разработчиков. Не почитайте меня за эксперта, я обычный человек, которого когда-то очень зацепило прохождение "Зайчика" на канале у Юджина. Если вам встретится в моих словах ошибочное понимание некоторых сюжетных моментов, всегда готов выслушать ваше мнение в комментариях. Давайте быть добрее друг к другу, к разработчикам и ещё к кому-нибудь, негатива все и так хлебнули достаточно. Ну а я приступаю к повествованию.

З. Ы. Все слова, помеченный "звёздочками" — это примечания. Все их я вынесу в закреплённый комментарий, потому что площадка плохо относится к большому количеству гиперссылок. Спасибо за понимание:3

-2

А что с лором?

На "Ютубе" вы можете найти достаточно исчерпывающих обзоров сюжета игры, авторы которых просто пересказывают содержание каждой ветки игры, временами комментируя происходящее**. Я бы хотел описать именно лор игры, объяснить правила этой вселенной, как я их понял. Это нам пригодится, чтобы разбить некоторые несправедливые доводы против авторов. В некоторых моментах я буду давать несколько трактовок происходящему, ведь в игре по-прежнему остались белые пятна в нарративе. Альтернативные трактовки сюжета и примечания я буду помещать в скобки и выделять курсивом. В повествовании я опущу многие моменты и задену только часть концовок, но зато, заручившись помощью комикса "Краденое детство" (не буду кривить душой, я посмотрел пересказ***), попытаюсь дать единое видение сюжета и вселенной "Зайчика". Ну, давайте уже начинать!

-3

Изначально была тайга. В хвойных северных лесах неподготовленный глаз не мог узреть ничего потаённого. Но под сенью ветхих деревьев крылось древнее зло. Вернее, даже не зло, а своенравные, гордые духи леса, во главе которых находился Хозяин леса, ипостасью которого был козёл. Под его началом также вели своё метафизическое существование духи лисицы, медведя, совы, волка и зайца. Главной целью этих духов было утоление всеобъемлющего, даже вселенского голода. Самым лакомым яством всегда была людская плоть. Людишки же дерзновенно считали, что именно они призваны царствовать в животном мире.

-4

Если древние племена ещё старались мириться с тайгой (им это не помогло), то европейские захватчики не собирались церемониться со зверьём и пускали его на лощёные одежды для августейших особ своего жалкого рода да на мясо. Особым ретивым был некий егерь из XIX века, который перед лицом тайги объявил себя её хозяином. Почувствовав в нём первобытную силу, дух настоящего Хозяина леса доказал, что владеет искусством иронии ничуть не хуже судьбы: он подчинил своей воле зарвавшегося егеря, чтобы через его посредство добывать пищу себе и своим детям (возможно, Хозяин леса всё-таки лишил жизни егеря, но многие версии зиждутся именно на том, что он завладел его телом; также есть достаточно убедительная теория, что тем самым егерем был дед Харитон, обрётший вечную жизнь).

-5

Но другим животным тоже нужны были тела. Поскольку в каждом человеке таилась животная сущность, нужно было просто найти тех людей, которые были наиболее подходящим вместилищем для духов леса. Завершив становление, стая обретала особую мощь, позволявшую ей сохранить в недосягаемости от людишек свои лесные владения и утолить голод(это отчасти моя додумка, основанная на концовке "Пропавшие в ночи" и на словах Хозяина леса о неком ритуале; стоит сказать, что, вероятно, целью ритуала было укусить Луну и обрести кратно большее могущество). Спустя век в посёлке у тайги объявился краевед по имени Харитон, который вступил в близкий контакт с божествами леса (не забываем, что Харитоном мог быть и старый егерь) и обрёл сущность Хозяина леса. В свою стаю он решил затягивать детей ввиду их наибольшей внушаемости. Замаскировав своё капище под детский театр, он заманивал туда несчастных детей, чьи мытарства будили в них звериное начало. Всё что нужно было, так это трижды постучать в двери логовища зла.

-6

Отварившись, те открывали детям миры их мечтаний: сладости, развлечения и никакого жестокого отношения, непонимания, пренебрежения со стороны взрослых, вечный праздник, нескончаемый хоровод удовольствий. В своей удали дети не замечали, как Харитон скармливал им под видом конфет мясо с паразитами, через которых мог повелевать своими "куклами". Всё шло гладко, пока обуреваемые голодом зверята не сбежали от хозяина, решив утолить свой голод не просто мясом, а самой Луной. Укусили её все, кроме Зайки. Ею была 6-летняя Карина, будущая мать Антона и Оли. Зайка сбежала из стаи. Неравнодушным оказался и тогдашний Волчик (12-летний Костя Тихонов). Будущий полицейский... мусорнулся (это просто шутка!) и сдал свою стаю Хозяину леса. Тот опасался, что станет жертвой своих кукол, которые, допрыгнув до Луны, захотят сожрать и его самого. Харитон устроил пожар в своём театре, в котором сгорела вся стая (есть также достаточно убедительная теория, что пожар был устроен бабкой Антона, которая, имея близкую связь с самим Богом, воззвала к нему и обрушила на головы чертей мощь ангела Серафима, который и сжёг их, даром что не до конца; протекторатом бабки объясняется и тот факт, что до её смерти дети в посёлке больше не пропадали*), кроме Карины и Кости.

-7

В благодарность за верность Харитон оставил их в живых, но сжёг маски, соединяющие детей со звериными сущностями. Вместе с масками канула в лету и память обоих детей о случившимся, позже их обоих удалось спасти. Минуло 30 лет. Тихонов стал полицейским, пытаясь докопаться до ответов на загадки о своём прошлом. Карина вышла замуж, обрела фамилию Петрова и произвела на свет двух детей, каждому из которых достался кусочек её заячьей сущности. К моменту начала новеллы Харитон уже почти закончил формировать стаю нового поколения. Раньше всех в неё вошла его внучка Полина, принявшая ипостась лисы. Летом, за полгода до приезда семьи Антона, двое несчастных детей (Игорь Будаев, который Бяша, и Рома Пятифанов), подвергающихся систематическому насилию со стороны собственных родителей, становятся целью номер 1 для Харитона. Всё что нужно, так это постучать в двери гаража — и откроется мир, где нет места боли. Рома так и делает. А вот Бяша решается просто заглянуть в гараж, что становится для него роковым моментом: он видит там Хозяина леса и пылающую деревню и от страха частично теряет дар речи. Местами через свою дочь, местами просто путём хитрых уловок, но Харитон добивается власти над обоими детьми, те становятся Волчиком (Роман) и Совой (Бяша).

-8

Следующей жертвой маньяка становится Семён. На его долю тоже выпало немало лишений, поэтому заманить его в гараж не составляет никакого труда. Он принимает на себя амплуа Медвежутки. Итак, стая почти собрана. В это время папа Антона и Оли ведёт плотное сотрудничество с одной ОПГ, где играет роль теневого бухгалтера (его кличка — Казначей). Перейдя дороги своим браткам, он пытается сбежать в деревню, в дом бабки Антона, чтобы спасти семью и самого себя. Но и там его настигает злосчастное прошлое: Заячья губа только и ждёт случая, чтобы угостить маслинами бывшего Казначея. Итак, мы попадаем в начало игры. Через лисью сущность Полины Харитон сначала проверяет потенциального Зайчика (Антона), а затем и пытается завербовать его в стаю. Например, стая специально подвешивает на ветке дерева перчатку пропавшего Вовы Матюхина, чтобы вызвать живой интерес к ней у Антона. До этого момента куклы Харитона были весьма послушны, но появление в школе новенького (так ещё и очкарика) несколько испортило картину. Маски, будучи, скажем так, проводниками звериных сущностей в душу человека, способны полностью изменять личность того, кто их носит, подчинять её себе. Но снявши маску, человек (обычно!) становится самим собой.

-9

Этим объясняется, что Волчик (Рома) может отправить Антона к праотцам, если на нём, Роме, нет маски. Если же она есть — они отлично дружат. То же самое касается и Семёна. Он больше всех травил и причинял боли Антону, поэтому Хозяин леса его наказал: он оттяпал ослушнику палец с кольцом, а маску натурально пришил к коже лица (второе суть моё предположение, но иначе я не знаю, как объяснить пропажу Семёна, а Хозяин леса как раз умеет пришивать маски), недостающий палец же подарил своей внучке в качестве талисмана. Этим объясняется как пропажа Семёна, так и отсутствие пальца у Медвежутки, так и нахождение печатки в лесу. Тем временем вербовка Зайчика продолжается. Хозяин леса создаёт удобную иллюзию — замок Деда Мороза, — на которую Антон и Оля легко ведутся. Если Антон решает быть в этом сказочном мире до победного, он в конце концов обретает свою заячью сущность.

-10

В этот раз Зайчику хватает смелости допрыгнуть до Луны. Раз взлетевши в небеса, звери уже не могут удовольствоваться какими-то там человечившками — им нужно больше. Таким образом, они всё разрастаются и разрастаются, пока не сжирают планету, Солнечную систему, а затем и всё пространство-время. Также место Антона вполне может занять его мать, но для этого ей приходится поглотить силу обоих своих детей (странно, но тогда апокалипсиса не случается). Но Антон может и отказаться от щедрых посулов Деда Мороза. Если ранее он нашёл все улики, изобличающие таёжных тварей, ему на помощь приходит Тихонов. Пытаясь спастись от зверей, компания из старлея, Антона, Оли, Ромы и Полины попадает в аварию. И тут она сталкивается с Хозяином леса. Бунтовщики Волчик и Алиса (Рома и Полина) присоединяются к Тихонову и завязывается кровопролитная бойня, ведь Волчик старого поколения обрёл достаточную жажду власти, чтобы стать готовым сменить Харитона на посту Хозяина леса. Это и может случиться, но тогда Антон будет вынужден до конца своей жизни скрываться от тёмных сил прошлого. Но в драка может закончиться и ничьёй, тогда Антону придётся сделать один из решающих выборов: либо он остаётся человеком, либо отдаёт себя в руки звериному началу. Решивши стать зверем, он воссоединяется с Алисой. Потеряв контроль со стороны тирана Харитона, двое зверёнышей обретают свободу и решают не причинять вреда невинным детским душам, а поглощать только настоящих чудовищ.

-11

Таким становится Заячья губа. Отведав его стана, друзья играются и веселятся до самого конца зимы. С первыми лучиками весны они окончательно превращаются в зверей, но не забывают друг друга, оставаясь друзьями навсегда. Если же Антон решил стать человеком, то в наиболее интересном для нас исходе он решает довести дело борьбы с таёжной нечистью до конца. В бойне умудряется выжить Сова, которую уже в облике Бяши находят спустя некоторое время в лесу. Бедный мальчуган окончательно рехнулся и попал в психишку. Пока он там прозябает, Антон и Полина догадываются трепанировать черепа и вынуть оттуда своих паразитов. Но зло ещё живёт в старом друге. Разум безумца подчинить гораздо легче, поэтому дух Хозяина леса проникает в ум Бяши, заставляя того начать новый сбор стаи, на этот раз из душевно-больных детей. Но герои приходят вовремя и расправляются со злом, сжёгши его в собственном логовище — чёрном гараже.

-12

Конечно, можно ещё и попытаться воззвать к тем же силам, что однажды (по одной из теорий!) спасли посёлок. Если мы шли по ветке Полины и в самом конце заимели бабкин крест, мы можем призвать Серафима, который сожжёт зверей и весь лес, а героям истории подарит амнезию. Но зло выживает и умудряется снова завладеть Антоном в этой концовке, чтобы вынудить его расправиться со всей своей семьёй. И, наконец, последние 2 значимых пути, раскрывающих правила мира. Будучи изгоем, Антон ещё может повторить судьбу одного 33-летнего арамейца и пожертвовать собой ради других, конкретно ради сестры. Но это оказывается тщетно, ведь зверям мало одного только мальчика. В таком случае стая не собирается до конца и находит силы поглотить только жителей посёлка. Но пожертвовать собой можно и в других ветках. Из-за того, что зверей меньше (Рома и Полина откололись от стаи), им хватает и тушки Антона. Они снова уходят в своеобразную спячку, пока не появляется новый Зайчик — сын Оли Антон, — за которым они и приходят спустя много лет. Примерно так и выглядит (почти) полная история "Зайчика". А теперь давайте перейдём к следующей части статьи.

-13

Пара слов о тряске вокруг 5-го эпизода

Признаться, я был немало удивлён от того, какой вал негатива со стороны фанатов накатил на бедных разработчиков. В чём их только не обвиняли, но в первую очередь, конечно, в слитом сюжете эпизода. Есть ли в истории белые пятна, нелогичности и прочее? Да, есть. Так ли их много, как пытались показать фанаты? Отнюдь нет. Авторы выразили правильную точку зрения, что вселенная "Зайчика" получает достаточно целостное завершение в пятом эпизоде. Но многие фанаты решили не вникать в детали сюжета, не проходить игру на все концовки, что и сыграло с ними злую шутку. Стоит только повнимательнее приглядеться к некоторым деталям, как нелогичностей станет гораздо меньше. Давайте приведу пример. Авторов упрекали в том, что концовки противоречат друг другу. Ну, как бы на то они и концовки, что обязаны отрицать друг друга. Ладно, это была шутка. Иллюстрируют эту претензию финалом, в котором мы попадаем в психиатрическую лечебницу. Дело в том, что все пропажи детей в этой концовки Тихонов вешает на Антона, ведь он видел, как мальчик совершает непоправимое со своей сестрой или с Ромой, или с Полиной. Но это именно что трактовка милиционера. Как повествует нам дальнейший авторский текст, дети в посёлке пропадать не прекратили, то есть явно не Антон был главным гадом в этой истории. Ну и мордочка лисы на стекле больницы как бы намекает, что потусторонние силы действительно существуют в рамках этой вселенной. То есть как такового противоречия тут нет. А ведь авторы предупреждали, что не будут давать ответы в лоб, всё нужно тщательно выискивать. Некоторая путаница могла возникнуть из-за того, что эпилоги оформлены в виде газетных вырезок, которые, казалось бы, ни о какой мистике не повествуют. Но нельзя забывать, что это видение истории со стороны, людей, которые ни сном ни духом о каких-то там зайчиках-лисичках. Авторы просто лишний раз подчеркнули, что действия игры происходят на границе реального и фантастического.

-14

Также на авторов обрушились с критикой графики. Про гибрида умного человека в очках и деда из рекламы "Теле 2" я пока что умолчу, а вот про использование ИИ при создании игры словечко замолвлю. Во время прохождения лично я не заметил ничего, что хоть как-нибудь говорило бы о применении нейросетей в создании графики. Во-первых, как сказали сами авторы, к созданию пятого эпизода были привлечены новые люди, рисующие в ином стиле. Во-вторых: в некоторых местах очень заметно, что художники рисовали изначально в 3D, а затем стилизовали его под 2D (либо вообще не трогали). Возможно также, что чрезмерно выхоленный вид взрослых героев навёл на мысли об использовании ИИ в производстве эпизода. И уже всё это в совокупности послужило дополнительным усилением контраста между старыми эпизодами и новым. Мне, кстати, попадалось видео, где человек, тоже работающий художником, выражал аналогичное мнение (дескать, ИИ нет, это просто особенности рисовки)****, так что какой-никакой вес данная точка зрения обретает. Критиковали игру за "бредовость". Мол, какие ангелы, какой Бог, какой апокалипсис?! Об этом и о паре других факторов я тоже пока что умолчу. Да, эпизод имеет множество недостатков, но многие из них придумали сами фанаты, которые плохо обследовали вопрос. Как бы то ни было, будь эпизод плох во всём, это всё равно не повод опускаться до оскорблений и обезьяньего поведения. Какой в комментариях к постам в оф. группе мат-перемат стоит, это можно только диву даваться. А ведь авторы в итоге пошли на встречу, сели исправлять свои ошибки. Ну так стоило ли исходить такой едкой желчью на них? Я так не думаю. И мало того, авторов ведь критиковали ещё и за то, что они... продолжают публиковать посты в своих сообществах! Это уже ни в какие ворота, если честно. Да, реклама сувениров по игре в такой момент выглядит сродни пиру во время чумы, но что прикажете делать? Отзывать готовящуюся партию одежды и комиксов? Или не рекламировать их?

-15

Но разработчики, конечно, тоже не безгрешны. В тех же самых комментариях иные фанаты решили, что отвечать оскорблениями на оскорбления — это хорошая тактика. И что же администрация? А она публично выразила поддержку тому человеку, который очень нелестно отозвался об аудитории игры*****. Я прекрасно понимаю, что реакция фанатов была неприятной, но это не повод разжигать дополнительную ненависть своим поведением. И ведь откуда есть пошла эта ненависть? Во многом из-за завышенных ожиданий. А они откуда пошли? Во многом из обещаний самих авторов, которые собственноручно разожгли огромный интерес к пятому эпизоду. Понятное дело, что фанаты отчасти сами нафантазировали себе идеальное завершение истории, но нельзя отрицать и факта участия в этом балагане разработчиков. Не стоило разбрасываться такими громкими заявлениями, шума было бы гораздо меньше. Но хорошо то, что хорошо кончается. Фанаты и авторы нашли общий язык: в пятый эпизод будут внесены изменения в соответствии с критикой, полученной авторами от почтеннейшей публики. Получается, что проблемы у эпизода всё-таки есть? Да, и их, я считаю, много. И давайте я вам расскажу, какие конкретно минусы вижу с нём.

-16

Критика эпизода

1. Количество концовок. Без сомнения, чудесно, что каждый игрок может выбрать завершение истории под свой вкус, но... Многие концовки содержательно мало отличаются друг от друга. Например, несколько концовок, где герои в разном составе становятся обедом для злых духов ("Животная ярость", "Стая крупиц", "Домашнее василие"). Или 2 концовки, где мы просто сбегаем от зверей ("Следы на снегу", "ZoV пропавших"). Или ещё 2, где нас настигает Заячья губа ("Тени прошлого", "Сезон охоты"). Многие концовки действительно не имеют разительных отличий друг от друга, что вызывает разочарование. При этом почти все концовки раскрывают лор игры с разных граней. Это и хорошо, потому что игра заставляет тебя быть исследователем, сообщником, а не обычным потребителем, и плохо, потому что: 1) за некоторыми крупицами лора приходится бежать буквально через всю игру, что не только превращает наслаждение сюжетом в механическую прокрутку текста и составление в голове разветвлённых схем, но и просто утомляет. Допустимо проходить заново игру, чтобы полностью сменить одну ветку повествования на другу, но очень странно делать это ради выхода на пару почти не различающихся концовок. Например, приходится заново смотреть несколько эпизодов, чтобы прийти к финалам, где Заячья губа отправляет нашу душу в лучший из миров. И ладно бы нам подробно раскрыли судьбу этого антагониста, может, дали бы возможность от него убежать и т. д. Но нет, всё происходит очень быстро и почти не расширяет вселенную игры; 2) страдает продолжительность игры. В одном интервью Сайконо говорил, что в первых 4 эпизодах 60 тысяч слов, а в пятом — 50 тысяч******. Казалось бы, нас ждёт ещё добрая половина сюжета, целый каскад приключений. Но нет. Текст этот распределён между 20 концовками, отчего достижение некоторых занимает буквально 15 минут. Меня такой расклад невероятно разочаровал, ведь история, казалось, только-только набирает обороты.

-17

2. Визуал. Как обещалось, пару слов о нём. Что умный человек в очках из "Теле 2", что "глазастая" Оля, что применение 3D — лично меня всё это ввело в определённое исступление. И не только меня. Практически каждый успел кинуть камень в авторов за слишком смелые решения в плане рисовки. Благо, у нас уже есть обновлённая версия взрослого Антона, которая выглядит куда лучше старой. Согласитесь, у обновленной версии буквально отпечатались на лице все мытарства, которые довелось пережить, а старый Антон выглядит так, будто является автором тгк о лукс-максинге. Будем надеяться, изменения коснутся всех или почти всех недоработок.

3. Содержание некоторых концовок... Вот мы и добрались до одного из двух камней преткновения, которые сильно испортили мне впечатление от игры. Я разумею концовки "Апокалипсис сегодня", "Гений и мрак" и "В тихом омуте". Изначально история "Зайчика" была очень локальной, по-своему уютной и даже приземлённой. В том числе и по этой причине она снискала такую сердечную признательность у отечественной аудитории. Но авторы посчитали, что нарративу не достаёт пафоса. В итоге на свет явились лавкрафтианские султаны-демоны, пожирающие миры, божественное провидение, спасающее героев в роковой момент, и православные Малдер и Скалли, сражающиеся с древним злом. Мне абсолютно неясен мотив, побудивший творческую команду на взвинчивание патетики в сюжете новеллы. Получается банальная дисгармония атмосферы в первой половине игры и во второй. Что подавалось нам как история одного маленького посёлка, оказалось борьбой за спасение вселенной. Вместо страшной, но ламповой сказки мы получили переложение мифологии Говарда Филлипса на постсоветские реалии. Но что больше всего меня печалит, так это то, что создатели, судя по всему, считают такую вселенную... каноничной. Они признавались, что объектом их вдохновения был фильм "Оно"*******. А тамошний клоун как раз оказался хтонической тварью из иного мира. И грустно это не столько потому, что их видение вселенной вступило, как я говорил, в противоречие с первоначальным настроением игры, сколько из-за того, что извинительный пост в сообществе был не признанием собственных ошибок, а обычным пасом перед напором общественного мнения. Я к тому, что вряд ли команда изменила своё видение вселенной, а просто сдалась народному гневу. Вполне вероятно, что изменения сюжета игры будут вымученными. То есть авторы выдавят из себя сюжет, который удовлетворит большинство фанатов, но будет сделан "без души". Этим я не хочу оправдать пафосность концовок, но хочу предупредить: даже если переделанный 5-й эпизод будет вернёт лор игры в лоно локальной и уютной сказки, есть шанс, что ощущаться "Зайчик" станет механически, бездушно. Но это только мои спекуляции. Как бы это ни было, все эти концовки были для меня ни к селу ни к городу.

-19

4. Сон Антона. Да, я уже сказал, что количество концовок обратно пропорционально длительности их достижения, но хотелось бы выделить ещё один аспект, который очень сильно подпортил хронометраж финала. Я говорю про сон Антона, в котором мы можем выбрать Катю или Полину. Во-первых, авторы дали фанатам ложную надежду в трейлере эпизода: что Катю можно спасти. Во-вторых — события сна никак не влияют на остальную часть эпизода, то есть данный фрагмент нарративно просто не существует. Нет, он раскрывает немало деталей предыстории, это прекрасно. Но тогда вопрос: откуда Антон знает все те факты, что ему рассказывает во сне Катя, если раньше он о них ничего не знал? В-третьих: получившая глубокое развитие любовная линия Кати и Антона отправилась в мясорубку, ведь это всё был сон. Зачем тогда было её развивать?.. Единственный однозначно хороший аспект в этой части — выход на концовку с комой. Это действительно обстряпано неплохо, сценарист молодец.

-20

5. Нелогичности в сюжете. Вот только что я оправдывал концовку с дуркой, как пришла пора её критиковать. Видите ли, в зависимости от нашего выбора в игре меняется то, что совсем не должно меняться. Сейчас поясню. Если мы решаем отдать монстрам Жульку в ветках Алисы и Полины, то за дверью действительно оказываются монстры — Медвежутка и Сова. Но если мы покушаемся на одного из наших близких, то за дверью уже материализуются милиционеры во главе с Тихоновым, а наши родители, которые при раскладе с Жулькой живы-здоровы, попадают в аварию. Как на это мог повлиять наш выбор? Вероятно, ещё и из-за этого многие подумали, что в "Зайчике" есть несколько канонов. Но гораздо более вероятно, что авторы просто допустили грубую ошибку в повествовании. Про нелогичности, связанные со сном Антона, я уже упомянул.

-21

6. Тупиковая ветка. Я говорю про ветку с Полиной. Если мы пойдём по линии Алисы, то в итоге сможем добиться своего — получить себе вайфу-лисичку. Если мы пойдём по ветке изгоя, то в итоге сможем добиться своего — отомстить всему миру и заодно утолить им же свой голод. Но если мы пойдём по ветке Полины, то не сможем ни в одной из концовок жить с ней долго и счастливо. Не то чтобы я был охоч до приторно положительных концовок, но нахожу просто нелогичным, что добиться Полины, остаться человеком и победить окончательно звериные сущности вполне возможно, но делается это почему-то в ветке Алисы. Всего лишь пара решений в финале сталкивают нас с долгой и счастливой жизни с Алисой на долгую и счастливую жизнь с Полиной. Я, конечно, о концовке "Гений и мрак". И если бы авторы просто поменяли её с концовкой "В тихом омуте" местами, получилось бы предельно логично! Мы вызвали ангела, приструнили всех демонов, кроме Бяши, стали агентами Бога, победили в себе зверей, победили Бяшу — так выглядел бы конец рута Полины. И, соответственно, рут Алисы: мы отказываемся от заячьей сущности, но не верим в Бога, поэтому она, сущность, однажды пробуждается в нас и мы портим жизнь своей семье. Absolute cinema!

-22

7. Белые пятна. Сразу скажу, что я тоже человек и мог пропустить некоторые ключевые моменты сюжета, хоть и старался изучать игру внимательно. Если вы найдёте ошибки в данном пункте и моём понимании законов вселенной "Зайчика" вообще, напишите об этом в комментариях, с радостью обсужу с вами все спорные моменты. Но давайте к сути. Я так и не понял правил, по которым работают духи зверей, маски и паразиты. Паразиты реагируют на звук флейты и имитируют внутренний голос человека, хотя в действительности голос принадлежит лесному духу. Далее — маски. Они, как я понял, являются сосудами, в которых эти самые духи живут и могут полноценно брать под контроль человека. Что человек обычный и человек в маске — это две большие разницы, говорят многие факты. 4 эпизод: Рома, который уже накинулся на Антона, став Волчиком, резко становится дружелюбным. 5 эпизод (ветка Алисы): Тихонов и Карина, потеряв маски зверей, потеряли и память, о чём прямо говорит оборотень в погонах. Манга "Краденое детство": Рома и Бяша, сняв маски, резко теряют воспоминания о том, что творили, будучи зверьми. 5 эпизод (концовка "Звери среди нас"): Волчик, который уже владеет Ромой, прямо называет того своим другом и позволяет на время обрести контроль над телом. Фактов можно привести ещё достаточно, но суть остаётся одной: надев маску, человек становится ведом соответствующим духом леса и теряет свою личность. Но! 1. Если Тихонов побеждает Харитона в финальной битве, то, сняв маску волка, остаётся алчным до власти, и эту самую власть обретает, надев маску Хозяина леса. 2. В концовке "Рецепт любви" Антон, даже в маске, не теряет свою личность, хотя, вроде как, сущность Зайчика им должна была завладеть. 3. Мать Антона и Оли может сопротивляться действию маски, если Хозяин леса не дует в свою флейту. Об этом говорит тот факт, что она узнаёт своих детей, если мы идём по ветке Алисы (почему она тогда не узнает их в ветке изгоя?). 4. Судя по манге "Краденое детство" и 5-му эпизоду, Полина, Харитон и Тихонов умеют спокойно "переключаться" между животной и человеческой ипостасями. Как это должно работать, если зверь и человек находятся в противоречии между собой? 5. Почему другие дети, надев маски, уподобляются зверям, но Полина, даже в образе Алисы, сохраняет человечность? Даже не так. Она обретает качественно новую личность. Но эта личность имеет только внешнюю атрибутику лисы, в действительности же Алиса способна любить и сопереживать. Почему другим зверям принципиально в жизни только набивать свои животы, но Антон и Полина могут обрести счастье высшего толка в своих звериных телах? То есть духи леса совсем не злые, ими можно управлять? Или это только духи лисы и зайца такие? А куда делись паразиты в головах Антона и Полины при таком раскладе? Может ли появиться новый Хозяин леса? Как Антон стал Зайчиком, если его сестра, таящая в себе часть силы этого зверя, осталась жива? 6. Если каждого зверя олицетворяет одна маска, то как одновременно могли существовать 2 волка — Рома и Тихонов? Или всё же духи зверей — это абстракции, которые существуют в каждом человеке индивидуально, но только одна может взять верх? И куда при трансформации Тихонова в Хозяина леса делась вторая волчья маска? В общем, с масками, звериными сущностями, паразитами авторы перемудрили. 7. Почему в концовке "Тихий омут" паразит пробудился только у Антона, если он также сидел в голове у Полины? 8. Маску Хозяина леса люди могут просто отбирать друг у друга, так и передаётся эта должность? 9. Почему, если Зайчиком становится Антон, начинается апокалипсис, а если мать Антона, ничего не происходит? В общем, крайне непонятно, по каким правилам работает эта часть лора. Возможно, это я дурак, отрицать не буду. Но пока что создаётся впечатление, что вместо лыж мне дали роликовые коньки, один из которых велосипед, а второй кумыс. Понятное дело, что ехать тут будет только моя крыша.

-23

8. Техническая мелочёвка. Ну и давайте по мелочам разного толка пройдёмся. У некоторых людей слетели старые сохранения, другие не могли получить некоторые достижения, а у меня приказала долго жить перемотка. Знаете, это особое удовольствие — прокликивать каждую строку вручную. Но это, вероятно, временный баг, который обязательно исправят.

-24

Мда... Вроде, я пытался выставить себя защитником 5-го эпизода, а оно вон как вышло... Претензий, как видите, у меня достаточно. Но главные из них это: ненужный пафос, белые пятна и малая продолжительность. Всё остальное я бы вполне мог простить, но именно эти минусы заметно испортили моё впечатления от игры. Даже не так. По большей части это сделал как раз-таки пафос, а остальное было у него на подхвате. Тем не менее я решительно против тех мнений, которые основываются на очень куцем и невнимательном прохождении игры. Авторы ответили на большинство вопросов, это факт. Ответили достаточно связно и цельно. Но так жёстко закрутили сюжет, что сами допустили несколько критических ошибок. Повторюсь: я сам мог упустить некоторые делали, буду рад, если вы укажите мне на ошибки и поправите в комментариях.

Достоинства эпизода

Да, и такие тоже есть. По сути, многие из плюсов сохранились с предыдущих эпизодов, это: запоминающаяся музыка, красивый художественный текст, харизматичные персонажи, смелые решения, бодрый темп, уютная атмосфера (про концовки с Богом и апокалипсисом мы благовоспитанно забудем) и т. д. Повторяться не вижу смысла. Просто знайте: в пятом эпизоде есть всё то же самое, что и в предыдущих. Давайте лучше обратим внимание на отличительные его черты, которые мне запомнились и вызвали приятные ощущения.

-25

1. Исследования. Писатель Хулио Кортасар говорил, что есть 2 типа читателей — самка и сообщник. Читателю-самке важно просто узнать сюжет, получить мимолётное удовольствие. Читатель-сообщник же становится сотворцом, он буквально участвует в процессе написания книги. И ведь многие фанаты с тщанием следопыта выискивали зацепки и отсылки в предыдущих эпизодах, строили теории, разгадывали сюжет и т. д. В пятом эпизоде специально дали материал для щепетильных изысканий, и лично мне было очень интересно всматриваться во многие детали и строить свои догадки. Давайте приведу несколько примеров. Находясь во сне, мы можем через телефон Полины позвонить каждому из пропавших детей. Через эти звонки мы может не только узнать детали их биографий, но и получить однозначные ответы о сущности каждого из зверей. Далее: если прислушаться к мелодии, которую сочинила Полина (мини-игра внутри того же сна), то можно узнать песню Алисы "Маскарад", что тоже как бы намекает. Если в концовке "Звери среди нас" мы будем внимательно читать текст, то заметим, что у Медвежутки не хватает безымянного пальца на левой руке/лапе. А у Семёна его кольцо, которым он бахвалился и наносил удары Антону, как раз находилось на безымянном пальце левой руки. Многим не понравился такой способ подачи сюжета, но мне он пришёлся по вкусу.

-26

2. 18+. Из-за огромного количества жестокости игра ещё по выходе 4-го эпизода стала сугубо 18+. Но финал рвёт все шаблоны, перепрыгивает даже через планку, задранную предпоследней главой. Кому-то это не понравилось, но ведь авторы сотню раз предупреждали, что их игра не рассчитана на слабонервных, так что тут беды исключительно фанатов, которые непонятно чего ожидали. Нет, я не ценитель жестокости как таковой, но она шокирует, вызывает яркие эмоции, так что хотя бы за это стоит поставить авторам плюсик.

-27

3. Драма. А вот этот плюс, как по мне, уже гораздо более существенный. Под "драмой" я имею ввиду очень многое. Начать хотя бы с выборов, среди которых порой просто нет хорошего, игрок всегда выбирает между одним злом и другим. Я готов поспорить, что Сайконо (или кто-то другой из художников) специально нарисовал Жульку такой милой, чтобы каждый почувствовал себя чудовищем, даже помыслив о том, что с этой собачонкой придётся сделать ради спасения себя, сестры и друзей. И самое главное, что, оставь мы Жульку в живых, нам придётся пожертвовать своей сестрой. Своими руками затушить путеводительный лучик, который удерживал нас в этом мире. Ради чего? Только ради того, чтобы спасти свою шкуру и миленькую собачку. Да, при некоторых раскладах можно сделать то же самое с Полиной или Ромой, но это немного не то. Стоит лишь понять, что мы натворили, как яркой картиной перед глазами проносится боль, испытанная Антоном: потеряна вся семья, его считают психом, ему не верят, он лишился всего. И ведь это только один из факторов, который приводит к психологическому опустошению после прохождения игры. Особенно мне запомнилась возможность позвонить родителям пропавших детей в своём сне. От безутешных плачей родственников порой разрывается сердце. А авторы ещё добивают — дают поговорить с самими пропавшими детьми. И в этот момент представляется душа шестилетней Сенечки, которая вынуждена раз за разом переживать непреходящий ужас, выпавший на её долю. Никаких скримеров, но жуть просто неописуемая. И даже это ещё не всё. Вящий страх исходит от голосов зверей, с которыми тоже можно поговорить. Признаться, их кровожадное клокотание, доносящееся ночью из телефонной трубки напрягло меня так, как не напрягала ни одна из сцен жестокости. Примеров можно привести ещё достаточно. Взять хотя бы фрагмент, где Антон до победного конца молится с крестом, даже когда Олю уже утащила сова. Или фрагмент с обезумевшим взрослым Бяшей, которые сам не понимает, какие зверства вытворяет и плачет от страха. В общем, авторы тут очень постарались, за это им большой респект.

-28

4. Целостность. Несколько ранее я уже говорил, что история получилась вполне себе целостной и непротиворечивой. Да, есть серьёзные недостатки, но они не столь катастрофичны, как их пытаются показать разочарованные фанаты. Разжёвывать этот пункт не буду, ведь вышеприведённый пересказ лора игры и есть, по сути, обоснование моих слов. Словом, этот плюс я считаю одним из самых существенных.

-29

5. Концовка "Рецепт любви". Я вышел на неё сам, чем даже немного горжусь, хех. Жаль, что она была не первой, которую я получил, иначе радости был бы полон рот. Но не суть. Я полностью согласен с авторами, что эта концовка получилась самой лучшей. Во-первых, она находится на ветке Алисы, то есть мы получаем ответы на большинство вопросов по ходу игры. Во-вторых, она не пафосная, история остаётся в тех пределах, которые были намечены первыми четырьмя эпизодами. В-третьих, она держит идеальный баланс положительного и отрицательного. Да, мы спасаем Олю, но всё равно теряем её. Да, мы теряем отца, но спасаем его Заячьей губы. Да, мы остаёмся зверем, но перестаём быть монстром, любовь оказывается сильнее голода. Да, мы теряем всех своих друзей, но останавливаем зло. Эта тот самый финал, который оставляет долгое, переливчатое послевкусие. Да даже графически авторы превзошли сами себя. Цветные арты выглядят невероятно сочно и красиво. Не зря именно для этой концовки приберегли слитую пару лет назад песню Алисы. Остаётся лишь 2 нюанса. Зачем в этой концовке вставили кусок интервью со взрослой Олей, ставшей матерью ТИК-ТОКЕРОВ, я ума не приложу. И второе. Что по итогу стало с Джоанной, кошкой Полины?! Я требую, чтобы эта милаха осталась жива и попала в добрые руки!

-30

Мда... Минусов получилось побольше, чем плюсов. Но ведь претензии мои подчас касались отдельных частей игры — некоторых артов, ветки Полины, сна Антона, технических неудобств, — в то время как плюсы в основном пронизывали игру от начала и до самого конца, поэтому можно сказать, что одно примерно уравновешивает другое. Именно к этому я и клонил всю статью: не только в общем, но и в целом пятый эпизод получился скорее неоднозначным произведением, а сама игра целиком всё-таки осталась хорошей. К сожалению, авторы не смогли до конца раскрыть вселенную, отчего лор ощущается куцым. Ну и про неуместную патетику я уже всё сказал. Но давайте попробуем разобраться: какую мораль хотели донести нам авторы, что хотели сказать своим произведением. По мне, посыл получился очень любопытный, я бы даже записал его в 6-й плюс.

-31

Небольшая реклама! Товарищи, я решил завести свой ТГК, чтобы публиковать там всё, что особо не касается "Смешариков". Там будут: обзоры на книги, обзоры на музыку (в том числе и по заявкам), красивые картинки (природы моего края и из Интернета), исторические посты и всякая всячина. Конечно, цензуры там тоже никакой не будет. Если интересно, буду вас ждать. К слову, там уже очень много контента.

ССЫЛКА НА КАНАЛ

6. Мораль сей басни. Сразу скажу, что я не претендую на истину в последней инстанции. Рассказывать я буду именно о том, что сам, для себя, разглядел в новелле. Итак... Каждый в этом обществе носит лицо человека. Но настоящие ли это лица? Не маски ли это? Звери бывают жестоки и кровожадны, но ведь и люди не лучше. Им ничего не стоит лишить витальности другого человека, они равнодушны к бедам своих детей, они делают им больно — физически и морально. Выходит... это и есть настоящие звери, носящие маски людей. И звериное и вместе с тем косящее под человечное их отношение способно пробуждать в тех, кого они сами больше всего любят (в их детях), истинных зверей, которые не скрывают своих настоящих, животных личин. Звериное существование оказывается для них куда привлекательней человеческого. Они резвятся, едят сладости, танцуют, веселятся — в дали от жестокого мира взрослых нет никаких запретов и ханжеских предписаний. Но за невинными детскими радостями кроется именно что звериная жестокость, дети сами не понимают, в какой момент сладости превращаются в плоть, а догонялки — в загон добычи. Так, семена зла, заложенные в них обществом, прорастают и зацветают злом гораздо бóльшим. Именно жестокость взрослых побуждает детей на гораздо более страшные злодеяния. История "Зайчика" — это многогранная история. Она может стать историей о том, как человек сдаётся потаённому злу и совершает непоправимое под его влиянием или оказывается им же съеден; может стать историей о том, как человек до самого конца сражается с внутренним зверем и побеждает его в неравной схватке, отвоёвывая своё право остаться человеком; а может стать историей о том, как человек находит общий язык со своим животным существом, принимая его вид, но оставаясь человеком по натуре. Но это всегда история о противостоянии человеческого и животного, видимого и подспудного, реального и вымышленного. Примерно к таким мыслям я пришёл во время прохождения "Зайчика".

-32

Итог!!!

Вот и заканчивается мой лонг-пост. 3 года назад "Зайчик" очень сильно меня впечатлил, и я, скрипя зубами, ждал продолжения. В мае 2023-го оно увидело свет и просто снесло крышу, причём не только мне. Все с нетерпением ждали 5-го эпизода. Я, хоть и несколько отошёл от игры, всё равно по временам захаживал в паблик и смотрел, на сколько процентов готов 5-й эпизод. Так и прошло 2,5 года... Стоило ли это того? Даже для себя мне трудно ответить на этот вопрос, поэтому не буду перекладывать ответственность на читателя. Теперь нам остаётся только ждать, ждать изменений, которые авторы внесут в игру. Я наслышан, что Сайконо уже заявил о добавлении идеально концовки, где мы сможем спасти всех детей********. Звучит любопытно, главное, чтобы попытка угодить аудитории не увенчалась уходом от замысла, который авторы лелеяли сами. Будем ждать. Не забывайте оценивать, комментировать статью, делиться ею с друзьями и подписывать на канал. Пока!