Найти в Дзене
Памятные даты

10 декабря 1877. Памятная дата военной истории России. В этот день в 1877 году русские войска взяли турецкую крепость Плевна

10 декабря – Памятная дата военной истории России. В этот день в 1877 году русские войска взяли турецкую крепость Плевна в Болгарии. В бою, который предрешил исход Русско-турецкой войны, мы потеряли 192 человека. Потери турок составили до 6 тысяч человек убитыми и 44 тысячи пленными. Но до этого потери наши были велики… Благодарные болгары обещали, что это сражение «навсегда останется в памяти наших потомков». Один на один Россия побеждала Турцию во всех предыдущих войнах, начиная с 30-х годов XVIII столетия. А на этот раз на стороне России выступили Сербия, Черногория и Румыния, которые были турецкими вассалами, но хотели сбросить обременительную зависимость. В русскую армию записывались болгарские ополченцы. Для Балкан эта война стала освободительной, так же она называлась и в России. Хотя именно Россия напала на Турцию, а не наоборот, в обществе эта война рассматривалась как исключительно справедливая. В армию массово вступали добровольцы. На фронт приехал оперировать раненых просл

10 декабря – Памятная дата военной истории России. В этот день в 1877 году русские войска взяли турецкую крепость Плевна в Болгарии. В бою, который предрешил исход Русско-турецкой войны, мы потеряли 192 человека. Потери турок составили до 6 тысяч человек убитыми и 44 тысячи пленными. Но до этого потери наши были велики… Благодарные болгары обещали, что это сражение «навсегда останется в памяти наших потомков».

Один на один Россия побеждала Турцию во всех предыдущих войнах, начиная с 30-х годов XVIII столетия. А на этот раз на стороне России выступили Сербия, Черногория и Румыния, которые были турецкими вассалами, но хотели сбросить обременительную зависимость. В русскую армию записывались болгарские ополченцы. Для Балкан эта война стала освободительной, так же она называлась и в России.

Хотя именно Россия напала на Турцию, а не наоборот, в обществе эта война рассматривалась как исключительно справедливая. В армию массово вступали добровольцы. На фронт приехал оперировать раненых прославленный хирург Пирогов, который к тому времени уже пятнадцать лет как ушел с государственной службы и уединился в своем имении. Знаменитый писатель Тургенев сожалел, что его в 60-летнем возрасте уже не возьмут в армию. Даже Лев Толстой, который после участия в Крымской войне, казалось, стал убежденным пацифистом, говорил: «Вся Россия там, и я должен идти».

Уже через две недели после форсирования Дуная передовой отряд генерала Иосифа Гурко перешел Балканы и устремился к Константинополю. Местные жители-болгары приветствовали русские войска как освободителей. Турки же впали в панику и спешно стягивали крупные силы.

В состав передового отряда входило и болгарское ополчение: добровольцы-болгары под командованием лучших русских офицеров сражались за свою независимость. Планировалось, что в будущем ополчение станет основой болгарской армии. Символом русско-болгарской дружбы стало Самарское знамя – оно было подарено жителями Самары ополченцам. Ныне это один из символов вооруженных сил Болгарии.

Успехи русских войск сменялись неудачами. Пока шли бои за Шипкинский перевал, армия трижды пыталась взять штурмом стратегически важный город Плевну (ныне Плевен в Болгарии), потеряв за два месяца боев 35 тысяч русских и румынских солдат.

Не зная, как поступить, царь Александр II, находившийся под Плевной, отправил в Петербург телеграмму с требованием срочно приехать на фронт герою Крымской войны генералу Эдуарду Тотлебену. Едва осмотрев позиции, тот сразу же приказал отменить подготовку нового штурма и распорядился наглухо блокировать город со всех сторон.

По Софийскому шоссе турки получали подкрепления. Для того чтобы лишить их этой возможности, требовалось взять два укрепленных лагеря, расположенных вдоль шоссе. Ключевую роль здесь сыграл отряд гвардейцев и гренадер во главе с генералом Гурко. 12 октября он с боем взял укрепленный турецкий лагерь у Горного Дубняка. Через четыре дня Гурко успешно атаковал турок у Телиша.

Еще один герой Плевны, о котором просто нельзя не рассказать, – генерал Михаил Скобелев. Помогут нам с этим близкие к нему люди. Владимир Немирович-Данченко, бывший военным корреспондентом и состоявший при Скобелеве в годы Русско-турецкой войны, передавал подслушанный им разговор: «Он дерется как прапорщик!» - говорили о нем в тот день. «Зато не прячется как генерал!» - замечали другие».

А вот как Скобелева характеризовал его начальник штаба: «Исключительное положение в войсках, собранных под Плевной, Скобелев прежде всего заслужил заботой о войсках. Он их кормил даже в горячем бою. Каждая часть, бывшая раз в деле со Скобелевым, считала навсегда его своим родным начальником, всегда гордилась боевой с ним связью. Но все эти качества еще не сделали бы Скобелева любимцем войск и народным героем, если бы он не обладал в высокой степени таинственным даром влиять на массу, подчинять ее своей власти и внушать ей к себе стихийную любовь и доверие. Только благодаря такому дару, появление Скобелева в самые тяжелые минуты боя не оставалось незамеченными войсками. Отступавшие возвращались, лежавшие вставали и шли за ним на смерть».

Что же касается Тотлебена, то его не зря называли лучшим военным инженером XIX столетия. Генерал организовал правильную осаду Плевны, и турецкий гарнизон, испытывая нехватку продовольствия и медикаментов, через некоторое время сделал попытку вырваться из города. А когда это не удалось – сдался.