Эта история произошла реально в 80-том году прошлого столетия. Прошло 45 лет. И теперь уже можно придать всеобщей огласке ту авантюру, которую совершила наша группа. Узнай в своё время Леонид Гайдай про эту историю, можно с уверенностью сказать, сценарий и фильм был бы непременно снят. Как продолжение «Операции Ы и других приключений Шурика».
Прежде хочется напомнить, что никаких особых гаджетов в то время не существовало. Может только кассетные магнитофоны, если можно таковыми их называть. Но тем не менее… Впрочем, всё по порядку.
«От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год» - это про нас. И настала пора сдавать сессию, а конкретно экзамен – политэкономию (или научный коммунизм). По причине давности лет уже и не помню. До сих пор не понятно, зачем нам, технарям, учить эти предметы. Так и осталось загадкой. Наша профильная специальность – «Автомобили и тракторы», из нас готовили конструкторов и испытателей. Надо сказать, что из нашей группы действительно вышли ведущие конструкторы, которые занимают самые высокие должности на УралАЗе, на ЧМЗАПе (завод автоприцепов). Сам я работал на испытаниях на Камском автозаводе. Но не суть.
Речь про экзамен, предмет который в течении семестра никто собственно не учил. А сдавать надо. Ко всему прочему, преподаватель был зверь. Принимал экзамены очень жестко.
Собрались мы в нашей комнате в общаге доброй половиной группы, нажарили картошки, думать стали, как экзамен сдавать. Мозговая атака. Комната наша была своего рода штаб-квартирой всей группы. Про неё отдельный рассказ.
Чего бы такого придумать? Шпаргалки – бесполезно, препод опытный, хоть и одноглазый и хромой, за версту видит. Не прокатит.
- Вот бы, как в «Операции Ы» - по радио …
- Не, сложно всё это, не потянем
А у Сереги Ч. был кассетный магнитофон «Электроника». Стерео, между прочим. А это значит, два независимых канала. И к нему два микрофона. А если вместо динамиков подсоединить наушники, то можно по отдельности вещать через микрофон – магнитофон и на наушники. Попробовали, получается. Осталось только провода длинные, чтобы из коридора института в аудиторию провести. Послали гонца в Торговый центр (знатный такой в Челябинске в то время был). Приобрел наш гонец моток провода, а заодно шесть наушников. К счастью, тогда были в продаже миниатюрные, аналогичные теперешним, проводным. Не забыл и про штекеры типа «папа-мама».
Другая часть нашего дружного коллектива направилась смотреть, как принимает экзамен преподаватель у предыдущей группы. Дело было во втором корпусе ЧПИ (теперь ЮУрГУ). Нас ждало разочарование. Препод расставлял парты вокруг себя, чтобы все студенты были как на ладони. И самое печальное – пол был мраморный. Провода незаметно не проведешь. Но наша настойчивость была непреклонной. Оказалось, в соседней аудитории пол из старого рассохшего паркета. Провода маскировались в нем идеально. Плюс ко всему – парты были из массивного дерева. Вечером того же дня мы перекрутили номерки кабинетов. Теперь аудитории потеряли свою последовательность: 211,212, затем 214, 213, и дальше опять по порядку -215, 216, ну и так далее. Когда преподаватель на следующий день попытался зайти в знакомую со вчерашнего дня аудиторию, мы всей группой: «Не-не-не, это не наша аудитория, нам вот в эту». Преподаватель изумленно смотрел на номерок над аудиторией и, было видно, как он про себя удивлялся – а вчера что? Не в своем классе принимал?
В «нашем» же классе вечером перед экзаменом провели провода к шести передним партам. Помня то, что преподаватель парты расставлял вокруг себя, дабы не нарушить проводку, приколотили парты двухсотыми гвоздями к полу. Когда в день экзамена препод зашел в аудиторию, он по своему обычаю, попросил парней расставить парты вокруг себя. Но парни со свойственной только им артистичностью изобразили невозможность выполнения данной просьбы. Парты из-за своей тяжести не поднимались. Препод попробовал сам, не получается (Мда, во вчерашней аудитории было проще). Один из наших, Сережа К., не был участником авантюры, соответственно не был осведомлен, что парты приколочены. Ох как он старался выполнить просьбу, поднять парту, пока ему не пнули под зад (естественно за спиной у препода). «Иди отсюда» - прошипели ему, что он в непонятках и сделал. Там, в коридоре всё объяснили.
Двери в аудитории были выполнены со стеклянными вставками. Наш экзаменатор, дабы исключить визуальную связь внешней среды с экзаменуемыми, попросил залепить стекла газетами на кнопки. Залепили, но мелкую дырку пальцем проткнули.
Начался экзамен. Первые шесть студентов зашли. Остальные в темном коридоре. Для удобства ожидания в коридоре учебного корпуса стояли парты из соседних аудиторий. На одной парте магнитофон, два микрофона и группа, стоящая вокруг них кучкой. Никто из посторонних, шатающихся по коридору, не замечал процесса хитроумной операции. В классе же первые шесть студентов. У каждого под пиджаком со стороны спины провод с наконечником (штекером). Все в водолазках, под оборками водолазок скрыты наушники. Садишься, подправляешь пиджак (делаешь вид), на самом деле подсоединяешь штекер и подпираешь голову левой рукой. Естественно рука возле уха. Что в ладошке? Правильно - наушник! Слушаешь: «Леха, связь есть? Слышно?». Леха кивает. За ним внимательно смотрят в дырочку в газете в дверях: «Билет номер 1-2-3-4-5…». На цифре 12 Леха кивает головой. «Билет номер 12 ?». Леха кивает. Вопрос такой-то? Леха кивает. «Ну пиши» - и из коридора ему по радиосвязи начитывают конспект (учебник). Такая же связь с другим участником радиосвязи по второму каналу. После начитки первым, занимаются с другой парой.
Самое смешное, что все экзаменуемые сидели в одной позе, уперевши левой рукой голову (правой писали) с совершенно отрешенным видом. Все в одинаковых водолазках. Эту картину надо просто видеть. Студенты сидят ОДИНАКОВО, в каком-то загипнотизировано-сосредоточенном состоянии.
Опыт преподавателя, видимо, подсказывал ему, что что-то здесь не так. Но понять не мог, что. Подскочил резко к Вове К.: «Быстро встань». Володя поднял голову, будто отошел ото сна. Глаза туманные: «Щас-щас-щас…». Он бы и рад быстро встать, но ему надо было отсоединиться, выдернуть штекер за спиной. А препод над ним, довольный, что поймал со шпорой: «Быстро встань!». «Да-да-да…» - будто спросонья, но на самом деле не зная как это сделать. Ведь увидит манипуляцию с проводами. Обреченно поднялся (приподнялся, снова присел, не касаясь стула, ещё пару раз такие же движения попой), штекер выдернулся самостоятельно. Но только провод вытянулся и болтается на виду из-под пиджака за спиной.
«Пересядь на другую парту» - приказным тоном произнес экзаменатор и с головой залез под парту в поисках шпаргалки. Из-за медлительности Владимира, преподаватель был просто уверен, что под партой найдет шпаргалки. Но их там… не было. Володя тем временем отрешенно шел к другой парте. Из-под пиджака болтался провод. У всех перехватило дыхание, подсказать не было возможности. Но препод так увлекся поиском компромата, что явно выдающий всё и вся провод за спиной у Кудрявого не зафиксировался в преподавательском шпаргалопоисковом сознании. Но все мы испытали в эти самые мгновения настоящий шок, за едва не проваленную операцию. Столько труда, столько подготовки вложено в этот экзамен. Но обошлось. Не догадался.
Вышел сдавать экзамен Леха. Положил перед собой исписанный мелким почерком листок. Препод переворачивает листок. Леха вернул страницу обратно, исписанной стороной вверх. Препод снова перевернул. Леха возвращает листок в исходное положение и с возмущением: «Что вы мне всё время переворачиваете? Я что знал, всё здесь написал». Препод снова переворачивает листок: «Давай своими словами». Леха опять, текстом вверх: « А я волнуюсь, не могу своими».
Трояк Леха заработал. И все остальные тоже. Не смог наш суровый экзаменатор разоблачить нашу авантюру. Но предчувствуя неладное наставил всем трояки. Да и как можно было получить более значимую оценку, если своими словами никто так и не отвечал.
А я всё-таки лично нашел ответ на вопрос – зачем нам, технарям, давали такие непрофильные предметы и при этом ставили экзамены, да ещё и с жесткими преподавателями. Ответ совсем прост – нас учили для будущей жизни - выкручиваться из любых сложных ситуаций, находить нестандартные решения. Видимо потому и вышли из нашей группы, не побоюсь сказать, великие люди. Поверьте на слово, это действительно так.
Кстати, историю эту мы рассказали нашему декану спустя много лет. Смеялся от души. Группа наша пользовалась уважением, поэтому с годами были вполне себе неформальные отношения. А группа до сих пор встречается на даче у нашего старосты. Его давно нет с нами, но его семья, жена, дети ждут нас каждый год. Хоть и прошло сорок три года после окончания института.
Посмотреть видео - https://vkvideo.ru/video-211818632_456239285