Найти в Дзене

От плакальщиц до крематориев: как менялись ритуальщики России за 1000 лет

та статья покажет, как похоронное дело трансформировалось от общинных костров до цифровых сервисов — без упоминания фирм, только исторические вехи и повороты. Узнайте, почему жрецов сменили монахи, а гробовщиков — лицензированные команды.​ Древние славяне (до X века) доверяли ритуалы старейшинам: воинов кремировали с оружием на курганах, плакальщицы пели заговоры от злых духов. Община рыла могилы в лесах — без могильщиков, всё родовое, с едой в загробный мир.​ Крещение Руси (988 г.) передало обряды церкви: монахи отпевают, дьяконы несут гроб, наёмные плакальщицы усиливают причитания. Реформа 1657 г. вынесла погосты за городские стены — ритуальщики стали церковными служаками с Псалтырем.​ В XIX веке империя профессионализировала дело: агентства с катафалками, носильщиками и читальщиками. Дворяне устраивали пышные кортежи через центр, крестьяне хоронили скромно. Реформы 1771 г. ввели кладбища и мастерские гробов — гильдия с лицензиями.​ Советская эпоха (1920–1991) принесла атеизм: гос

та статья покажет, как похоронное дело трансформировалось от общинных костров до цифровых сервисов — без упоминания фирм, только исторические вехи и повороты. Узнайте, почему жрецов сменили монахи, а гробовщиков — лицензированные команды.​

Древние славяне (до X века) доверяли ритуалы старейшинам: воинов кремировали с оружием на курганах, плакальщицы пели заговоры от злых духов. Община рыла могилы в лесах — без могильщиков, всё родовое, с едой в загробный мир.​

Крещение Руси (988 г.) передало обряды церкви: монахи отпевают, дьяконы несут гроб, наёмные плакальщицы усиливают причитания. Реформа 1657 г. вынесла погосты за городские стены — ритуальщики стали церковными служаками с Псалтырем.​

В XIX веке империя профессионализировала дело: агентства с катафалками, носильщиками и читальщиками. Дворяне устраивали пышные кортежи через центр, крестьяне хоронили скромно. Реформы 1771 г. ввели кладбища и мастерские гробов — гильдия с лицензиями.​

Советская эпоха (1920–1991) принесла атеизм: государственные бюро заменили попов, первый крематорий открылся в Петрограде (1920), Донской в Москве (1927). Гражданские панихиды, колумбарии для "невостребованных", массовые кремации в блокаду 1940-х.​

С 1991 года рынок ожил: "похороны под ключ", возврат к православию (80% традиций), кремация выросла до 15%. Федеральный закон №8-ФЗ ввёл стандарты, онлайн-заказы и экогробы сделали ритуальщиков командами с психологами и сертификатами.