Найти в Дзене

Выносили на руках из зала: виртуоз Эдуард Грач отмечает 95-летний юбилей

В Московской консерватории сегодня состоится празднование 95-летнего юбилея великого российского скрипача-виртуоза, народного артиста СССР Эдуарда Давидовича Грача. В этот знаменательный день на столичной сцене - самые выдающиеся из воспитанников мастера - Никита Борисоглебский, Гайк Казазян, Сергей Поспелов, Елена Таросян, Валерия Абрамова и другие. Для гостей праздника приготовлены излюбленные взыскательной московской публикой произведения Паганини, Мендельсона, Сен-Санса, Танеева, Крейслера и других великих маэстро композиторского искусства в исполнении виолончелиста Василия Степанова, Квартета имени Вайнберга, Концертного симфонического оркестра Московской консерватории, а также ансамбля скрипачей «Виртуозы Якутии». Программу дополняет выступление совсем юных музыкантов — скрипачки Алисы Емельянычевой и кларнетистки Елизаветы Гамарис. В декабре 2020 года Эдуард Давидович Грач рассказал в интервью «Известиям», каким, по его мнению, должен быть настоящий скрипач. Он отметил, что то
Оглавление

В Московской консерватории сегодня состоится празднование 95-летнего юбилея великого российского скрипача-виртуоза, народного артиста СССР Эдуарда Давидовича Грача.

В этот знаменательный день на столичной сцене - самые выдающиеся из воспитанников мастера - Никита Борисоглебский, Гайк Казазян, Сергей Поспелов, Елена Таросян, Валерия Абрамова и другие.

Для гостей праздника приготовлены излюбленные взыскательной московской публикой произведения Паганини, Мендельсона, Сен-Санса, Танеева, Крейслера и других великих маэстро композиторского искусства в исполнении виолончелиста Василия Степанова, Квартета имени Вайнберга, Концертного симфонического оркестра Московской консерватории, а также ансамбля скрипачей «Виртуозы Якутии».

Программу дополняет выступление совсем юных музыкантов — скрипачки Алисы Емельянычевой и кларнетистки Елизаветы Гамарис.

Глубина и индивидуальность: художественные ценности Эдуарда Грача

В декабре 2020 года Эдуард Давидович Грач рассказал в интервью «Известиям», каким, по его мнению, должен быть настоящий скрипач. Он отметил, что тот, кто решил связать свою жизнь с этим изящным струнными инструментом, обязан прежде всего овладеть классическими основами, какой бы авангардный путь он не избрал в дальнейшем.

-2
«Без классики скрипач не сможет быть интересен в современной музыке. На классиках мы воспитываем свой вкус», - отметил музыкант.

Верность классической музыке и при этом живой интерес к современности и новым веяниям всегда ярко отличал творческую натуру Грача. Он всю свою жизнь со страстью исполнял произведения современных российских композиторов - Эшпая, Светланова, Крейна, Балтина, Акбарова, Ходяшева и других.

Его творческим девизом в воспитании молодого поколения скрипачей была постепенность, переход от одной ступеньки к другой и строгие принципы музыкального профессионализма. Кроме того, несмотря на любовь к авангарду, среди произведений XX века и XXI века есть и те, которые он не принимает.

В обучении нового поколения музыкантов Грач огромное внимание уделяет индивидуальности. По его мнению, сейчас средний уровень скрипача стал выше, появилось больше высокопрофессиональных исполнителей, однако уже нет таких самородков, как в прошлом веке.

Эдуард Грач и Игорь Безродный на уроке у А.И. Ямпольского. Москва, 1950
Эдуард Грач и Игорь Безродный на уроке у А.И. Ямпольского. Москва, 1950

В качестве примера Грач приводил Ойстраха, Когана, Хейфеца, Стерна, Менухина и других прославленных виртуозов, великих и неповторимых музыкальных индивидуалистов, развивших свой уникальный стиль.

По словам музыканта, даже в классе его учителя Ямпольского находились очень разные скрипачи. Так, Грач отметил, что его одноклассник Безродный, хотя и получил образование в одно время с ним, поразительно отличается по манере и творческой натуре.

По мнению Грача, музыкальной индивидуальности в мире стало меньше, потому что учителя стремятся вывести своих подопечных на высокий уровень техники, шлифуя неровности и подправляя недостатки, тогда как секрет уникального стиля – в выявлении ярчайших и наиболее характерных сторон артиста.

Недостаточно просто устранить ошибки – нужно найти, в чем скрипач проявляется наиболее виртуозно и довести это до высочайшей степени мастерства. Именно так рождаются великие музыканты, уверен Грач, и именно такой подход он практикует в своей школе.

Наследие Ямпольского и блистательная международная карьера

Со своим прославленным учителем Абрамом Ямпольским Грач имел счастье работать в ЦМШ и Московской консерватории. Никакая другая профессиональная связь так сильно не повлияла на его развитие.

-4

Уже во время учебы у своего наставника Грач стал лауреатом Международного конкурса в Будапеште в 1949 году, а позже проявил себя на крупнейших музыкальных конкурсах: имени Ж.Тибо и М.Лонг, и имени П.И.Чайковского в Москве. С этого момента артист стал активно ездить на гастроли.

В 1955-м Грач выступал на международном конкурсе в Париже, завоевав бешеную популярность у местной публики. Он вспоминал, как после выступления его выносили на руках из зала. Зрители возмутились, узнав, что Грачу присудили вторую, а не первую премию, начав громко скандировать: «Первая премия! Первая премия!».

Это послужило прекрасным поводом к знакомству со знаменитым Исааком Стерном. В то время артист был во французской столице, и, узнав о столь теплом приеме Грача, тут же выразил желание встретиться с ним. Беседа двух виртуозов состоялась в парижском кафе.

О Стерне российский музыкант всегда отзывался очень высоко. Он помнит, как дебютный выход того на московскую сцену в 1956 году перевернул советские представления о скрипичных концертах.

-5

Грач выступал от имени «Москонцерта» и Московской филармонии, играя как соло, так и в составе камерного ансамбля, а порой - в симфонических оркестрах, которыми управляли знаменитые дирижеры С. Самосуд, Н. Рахлин, К. Зандерлинг, А. Гаук, Е. Светланов, К. Кондрашин, Б. Хайкин и Г. Рождественский.

Игру Грача отличает яркий темперамент в сочетании с безупречной, филигранной техникой, а также удивительная чистота и пронзительность звучания, которую замечали как слушатели, так и музыкальные мэтры.

Визит в Югославию ознаменовал завершение его формирования, как артиста - музыкальный эксперт Драгутинович охарактеризовал его стиль, как цельный и развившийся. По мнению критика, с этого момента Эдуарда Давидовича можно было поставить в один ряд с великими Мильштейном, Стерном, Менухиным и Ойстрахом.

Коллектив «Московия» и поколение талантливых учеников

В 1988 году Грач обзавелся собственным камерным коллективом «Московия». В состав скрипичной группы ансамбля вошли исключительно ученики его класса.

 Оркестр "Московия", Большой зал филармонии, 24 октября 1999 года. Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Оркестр "Московия", Большой зал филармонии, 24 октября 1999 года. Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Студенческий коллектив быстро получил спонсоров и возможность гастролировать – воспитанники Эдуарда Давидовича пленяли своим искусством слушателей как во многих городах России, так и в других странах - Греции, Германии, Франции, Италии, Польше, Македонии, Сербии, Хорватии, Китае, Вьетнаме и Южной Корее, а также в Таджикистане, Армении и Молдавии.

В 1996 году Грач учредил Первый международный конкурс скрипачей имени Ямпольского. Мероприятие проводилось каждые три года и дало успешный старт множеству талантливых скрипачей.

Живой и при этом фундаментальный подход виртуоза к воспитанию молодых музыкантов породил целый ряд прекрасных исполнителей, ставших лауреатами крупнейших международных конкурсов.

Фамилии его блистательных учеников уже успели громко прозвучать в музыкальном мире - Баева, Борисоглебский, Гелен, Гречишников, Ли, Пан Ичун, Казазян, Притчин, Рахимов, Солодовников, Хюк Чжу, Токарева, Нинагава, Григорьева и десятки других воспитанников великого мастера снискали себе признание, храня и развивая наследие своего учителя.

-7

Учеников Грача с их наставником связывают теплые чувства, искренняя благодарность и уважение. Скрипач Никита Борисоглебский вспоминал, что познакомился с Эдуардом Давидовичем на московском конкурсе «Ассамблеи искусств». После этого они пересеклись на летней школе в Подмосковье.

По воспоминаниям Борисоглебского, процитированным журналом «Музыкальная жизнь», как только юноша брал в руки скрипку и становился перед учителем, он ощущал внутренний трепет – по словам Никиты, он всегда понимал, что наставник знает каждую ноту произведения, которое он, его воспитанник, готовится сыграть, причем знает на самом высоком и глубоком уровне художественного мастерства.