Журнал «Движок» продолжает испытывать автозапчасти и компоненты для коммерческого транспорта. На этот раз очередь дошла до шаровых опор для популярных у нас фургонов, которые долгое время производились в России и весьма успешно конкурировали с продукцией Горьковского автозавода. Мы замерили усилие на вырыв, выдавливание, проворот и твердость шарового пальца, а также заморозили пыльники опор до –50 °C. Выясняем, кто из производителей шаровых смог сделать свою деталь не хуже оригинальной, а может, даже лучше.
Все испытания проводились в лаборатории ООО «НПО „Талис“».
Результаты испытаний распространяются только на протестированные образцы.
Протестированные образцы
Peugeot/Citroen 364076 6834 руб.
CTR CB0581 1992 руб. Febest 2520-B0X3 1250 руб. GSP S080037 979 руб.
Jikiu JB42002 2862 руб.
Lemfoerder 3119601 3115 руб. MARSHALL М8100080 1428 руб.
RTS 93-90192-056 1715 руб.
Stellox 52-06993-SX 1135 руб.
Teknorot F-814K 768 руб. ZentParts Z36959 1337 руб.
Методика и ход испытаний
Требования к шаровым опорам, а также их испытаниям содержатся в ГОСТ Р 52433-2005 «Автомобильные транспортные средства. Шарниры шаровые. Технические требования и методы испытаний». Именно на этот документ мы и ориентировались в этом тесте. Согласно данному ГОСТу, шаровые опоры должны пройти целый комплекс испытаний, при этом норматив минимально допустимых усилий зависит от диаметра шара. Так, например, минимально допустимое усилие вырыва шарового пальца из корпуса опоры при диаметре шара пальца от 25 до 29 мм составляет 2100 кгс, а минимально допустимое усилие выдавливания для этого диапазона диаметров — 3000 кгс.
Все испытанные нами опоры соответствуют требованиям ГОСТа по усилиям на вырыв и выдавливание, однако некоторых участников этого испытания стоит отметить особо. В тесте на выдавливание только опора Lemfoerder показала результат, схожий с оригинальной запчастью. Такое же усилие на выдавливание, как и оригинал, показал целый ряд участников, но у них при этом появился значительный люфт.
В программу испытаний входит также проверка качества термообработки шарового пальца. Для этого в НПО «Талис» используют твердомер ТР‑5006-М, который производит замер поверхностной твердости по методу Роквелла (глубина погружения алмазного конуса с заданной нагрузкой). Измерения показали, что у основной массы испытанных деталей поверхностная твердость шаровых пальцев находится в пределах 28–32 HRC.
Также мы замеряли момент сопротивления при вращении шарового пальца в корпусе шарнира. Этот вид испытаний, в целом, успешно прошли все образцы, при этом у всех брендов – аналогов оригинального изделия усилие проворота оказалось пусть немного, но выше, чем у оригинала.
Все шаровые также проверялись на шероховатость шарового пальца, что напрямую влияет на ресурс опоры: чем выше этот показатель, тем хуже. У оригинала он составляет меньше 0,1 Ra. Большинство участников ненамного отстает от французской детали.
Для имитации суровых зимних условий мы испытывали пыльники шаровых опор на хрупкость резины после заморозки. Подобный тест особенно актуален для России, так как в некоторых регионах нашей страны зима может продолжаться более полугода, а незамеченная автовладельцем трещина в замерзшем пыльнике быстро вызовет выход из строя опоры из-за попадания реагентов, соли и песка между шаровым пальцем и специальной пластиковой обоймой.
Пыльники выдерживались в морозильной камере в течение суток при температуре –40 °C, после чего их извлекали оттуда и сразу же резко сжимали. На этом этапе проверку прошли пыльники всех участников теста. Поэтому мы понизили температуру до –50 °C и снова предприняли попытку сжатия. Несмотря на заморозку, мягкими остались пыльники у Lemfoerder, Febest, Marshall, RTS и оригинальной запчасти, хоть у всех и откололся буртик. В реальной эксплуатации, к слову, пыльник, как правило, остается статичным и не подвергается растяжению, поэтому отколотый после заморозки буртик мы не считаем серьезной проблемой.
Для всех деталей подвески мы в обязательном порядке проводим проверку коррозионной стойкости в камере Weiss Technik SSC1000 с выдержкой 96 часов в 5%-ном нейтральном соляном тумане. Участников нынешнего теста мы оценивали по классической «школьной» пятибалльной системе. «Отличниками» стали изделия брендов, которые хоть и подверглись коррозии, но не критично: Jikiu, Lemfoerder, оригинал.
Наш вердикт
Прежде всего отметим, что оригинальная деталь не просто так выбрана производителем в качестве таковой: ее результат можно смело признавать эталонным. Однако у нее есть достойные конкуренты, которые показали результаты не хуже, а в некоторых аспектах даже лучше, — это шаровые Lemfoerder и Jikiu. Но здесь мы имеем в виду выполнение всех «нормативов» с большим запасом.
Если же ориентироваться просто на качество, то еще несколько участников теста заслуживают того, чтобы быть зачисленными в группу тех, кого мы можем рекомендовать к покупке: это Zentparts, Teknorot, Stellox, Marshall, GSP, CTR, Febest и RTS.
Фото: журнал «Движок»