Найти в Дзене
Литрес

Что особенного в картине Климта: почему полотно стало самым дорогим произведением современного искусства

Загадочная и относительно малоизвестная картина Густава Климта стала самым дорогим произведением современного искусства, когда-либо проданным на аукционе. Полноразмерный портрет Элизабет Ледерер, дочери самых преданных покровителей австрийского художника, ушёл с аукциона Sotheby's в Нью-Йорке 18 ноября 2025 года за рекордные 236,4$ млн. Сумма намного превышает цену, уплаченную два года назад за картину Климта «Дама с веером», которая побила рекорды, когда была продана за 108$ млн. в Лондоне в 2023 году. К тому же, картина Климта обошла портрет Мэрилин Монро Энди Уорхола «Shot Sage Blue Marilyn» 1964 года, став вторым самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным с молотка, уступая только «Спасителю мира» Леонардо да Винчи за 450,3$ млн. Но что же такого особенного в этом почти двухметровом портрете 20-летней наследницы, чья странно вытянутая фигура кажется окутанной коконом из мерцающего белого шелка? Почему полотно стоит таких ошеломляющих денег? На первый взгляд портр
Оглавление

Загадочная и относительно малоизвестная картина Густава Климта стала самым дорогим произведением современного искусства, когда-либо проданным на аукционе. Полноразмерный портрет Элизабет Ледерер, дочери самых преданных покровителей австрийского художника, ушёл с аукциона Sotheby's в Нью-Йорке 18 ноября 2025 года за рекордные 236,4$ млн. Сумма намного превышает цену, уплаченную два года назад за картину Климта «Дама с веером», которая побила рекорды, когда была продана за 108$ млн. в Лондоне в 2023 году.

К тому же, картина Климта обошла портрет Мэрилин Монро Энди Уорхола «Shot Sage Blue Marilyn» 1964 года, став вторым самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным с молотка, уступая только «Спасителю мира» Леонардо да Винчи за 450,3$ млн.

Но что же такого особенного в этом почти двухметровом портрете 20-летней наследницы, чья странно вытянутая фигура кажется окутанной коконом из мерцающего белого шелка?

Почему полотно стоит таких ошеломляющих денег?

На первый взгляд портрет может показаться лишенным явной роскоши более известных картин из так называемого «золотого периода» Климта, эпохи, в которой он создал такие блестящие произведения, как «Портрет Адели Блох-Бауэр I» и «Поцелуй». Если эти роскошные шедевры сияют гламуром Венского сецессиона, то лирическое подобие Ледерер, созданное в последние годы жизни художника совершенно другого формата. Эстетическое богатство холста уникально, хотя и более скрыто. Конфискованное нацистами, которые изъяли обширную коллекцию Ледерера после аннексии Австрии в 1938 году, полотно вновь появилось на рынке в начале 1980-х годов. Именно тогда картина попала в частную коллекцию миллиардера Леонарда А. Лаудера, наследника косметической империи Estée Lauder. Скрытый от глаз публики на протяжении десятилетий, портрет ждал своего часа, чтобы раскрыть публике свои секреты. Его необыкновенная история – это смешение фактов и символизма.

-2

Сложные детали: культура, медицина, история

Написанный в первые годы Первой мировой войны, портрет, воспевающий Ледерер – дочь Августа и Серены Ледерер, одной из самых богатых еврейских семей Вены, – можно рассматривать как последний шедевр Золотого века.

На первый взгляд, это сложная композиция из орнаментальных мотивов в восточноазиатском стиле. Но это обманчивый вывод. Символы, окружающие молодую женщину на ослепительном фоне небесно-голубого цвета, и спокойствие её темных глаз переносят зрителя из суматохи европейской истории. Смелость золота, на которую ранее полагался Климт, не столько исчезла, сколько преобразовалась, в бесстрашие ярких, выразительных цветов, граничащих с дерзостью экспрессионизма.

Присмотритесь повнимательнее и вы увидите, что портрет изобилует интригующими и культурно-разнообразными деталями. В дизайн сложного платья и мантии Элизабет Климт вплёл очаровательную комбинацию форм. Они повторяют контуры символов, эклектично заимствованных из восточноазиатского искусства и… медицины. Драконы на её платье напоминают текстиль династии Цин, где такие существа олицетворяют космическую и божественную власть императора. Их медленное круговое движение вокруг бедер Элизабет из стилизованных волн, придаёт ей почти мифическое присутствие как укротительнице стихий и сверхъестественных зверей. Увековечивая красоту героини в таких мифических символах, Климт не просто льстит своим покровителям. Он, по сути, заново изобретает «Рождение Венеры» Боттичелли для новой эпохи.

Но это ещё не всё. В противовес этой величественной, заимствованной из Восточной Азии иконографии, присутствуют более тонкие формы, напоминающие бесконечно малые биоморфные фигуры, которыми увлекался Климт, посещая лекции по клеточной теории и анатомии его друга Э. Цукеркандля, заведующего кафедрой анатомии и патологии Венского университета. При ближайшем рассмотрении сложных нарядов Элизабет можно увидеть разбросанные овальные и концентрические круги, которые легко спутать с простым цветочным орнаментом. Эти мягкие, петлеобразные аморфные формы, напоминающие клетки, перекликаются с похожими мотивами, которые появляются в нескольких ранних работах Климта. Исследователи связывают их появление с растущим интересом художника к эмбриологии, гематологии и структурам ранней жизни.

«Поцелуй»
«Поцелуй»

Если рассмотреть более ранние картины Климта «Даная» и «Поцелуй», эти клеточные формы начинают складываться в зачаточный язык, который мог создать только художник. Сопоставляя символы имперской власти с намеками на биологическое происхождение и родословную, он создает портрет, который работает на более глубоких уровнях древней мифологии и современной науки.

Если отойти от мелких деталей, определяющих текстуру изысканных одежд, которые Климт соткал для героини, то физическое строение молодой женщины кажется сюрреалистическим отражением пропорций бабочки, только что вырвавшейся из шелкового кокона, а это повторяющийся мотив в творчестве Климта. Её красочное платье, элегантно ниспадающее сзади, внезапно приобретает вид гладких, призматических крыльев, готовых раскрыться в ослепительном размахе. Удивительный стиль художника сегодня сложно описать. Независимо от того, заслуживает ли поздний шедевр Климта ту огромную сумму, за которую он был продан, нет никаких сомнений в гениальности и уникальности этого шедевра.

Похожие материалы:

Больше историй об известных художниках вы можете узнать из следующих книг:

-4