Найти в Дзене

Зиларт. Музей завтрашнего дня с памятью вчерашнего. Москва.

Представьте место, где медные стены хранят прикосновения. Место, где у входа - самосвал, превращенный в ажурное готическое кружево. Это не фантазия, а реальное пространство в Москве - «Зиларт», новый культурный центр притяжения для всех ценителей прекрасного. Живая коллекция и диалог эпох открытый в 2025 году, «Зиларт» - это не что иное, как воплощенная страсть основателей, Андрея и Елизаветы Молчановых, которые более 25 лет собирали свою коллекцию (в ней более 8000 экспонатов). Программа музея, вырастая из его коллекции, строится на смелых сопоставлениях: диалог эпох рождается на стыке авангарда и нонконформизма, а классический взгляд фотографии открывает новые смыслы в традиционном африканском искусстве. Идеальный куб из «живого» металла Здание «Зиларт» само по себе является произведением искусства и ключом к пониманию всего квартала. Его создал Сергей Чобан (соавтор здания Новой Третьяковки), вдохновившись индустриальным прошлым ЗИЛа и классикой в виде Галереи Уффици. В результате п

Представьте место, где медные стены хранят прикосновения. Место, где у входа - самосвал, превращенный в ажурное готическое кружево. Это не фантазия, а реальное пространство в Москве - «Зиларт», новый культурный центр притяжения для всех ценителей прекрасного.

Фото автора.
Фото автора.

Живая коллекция и диалог эпох открытый в 2025 году, «Зиларт» - это не что иное, как воплощенная страсть основателей, Андрея и Елизаветы Молчановых, которые более 25 лет собирали свою коллекцию (в ней более 8000 экспонатов). Программа музея, вырастая из его коллекции, строится на смелых сопоставлениях: диалог эпох рождается на стыке авангарда и нонконформизма, а классический взгляд фотографии открывает новые смыслы в традиционном африканском искусстве.

Идеальный куб из «живого» металла Здание «Зиларт» само по себе является произведением искусства и ключом к пониманию всего квартала. Его создал Сергей Чобан (соавтор здания Новой Третьяковки), вдохновившись индустриальным прошлым ЗИЛа и классикой в виде Галереи Уффици. В результате получился идеальный медный куб, благородно стареющий и меняющий оттенки с течением времени.

Фото автора.
Фото автора.

Медь - главный материал, дань автомобильному прошлому места, «живой» металл, хранящий следы памяти и касаний. Войдя внутрь, вы попадете в грандиозный атриум, можно сказать, на «улицу под крышей». А дальше - четыре трансформируемых зала, где пространство подстраивается под искусство, а не наоборот.

Рядом, в парке «Тюфелева Роща» от Джерри ван Эйка, тянется пергола - еще одна нить, связывающая парк, музей и заводскую историю. Душой здания стоит считать инсталляцию Александра Бродского «Дом с голубями». Увидеть ее можно будет на Террасе, на которую вход пока закрыт, да и войти туда смогут только 5 человек за один сеанс.

Самый неожиданный символ музея - ажурный самосвал у входа. Эта готическая конструкция из металла - метафора вечного строительства и преображения, где грубая сила уступает место хрупкой красоте. Историк Жорж Дюби в 20 веке написал о Средневековье книгу «Время соборов». Собор был книгой и главным символом мира. В наше время соборы заменили машины в самом широком смысле.

Квартал-мечта: Город имен и идей «Зиларт» - сердце одноименного квартала, проекта «Группы ЛСР», представляющего из себя «город в городе», мастер-план для которого создало бюро «Меганом». Концепция родилась из любви к русскому авангарду: улицы здесь носят имена Шагала, Кандинского, Татлина, Родченко, а бульвар - братьев Весниных. Квартал строили звезды российской архитектуры, создав среду, где есть все для жизни, работы, а теперь и высокого искусства.

Фото автора.
Фото автора.

Музей на пересечении бульвара Братьев Весниных и улицы Родченко стал логичным финальным аккордом, местом, где история, энергия современности и страсть коллекционеров сплелись воедино.

Выставки, или как путешествовать по миру, не выезжая за пределы Москвы

Сила «Зиларт» заключается в умении создавать захватывающие мировые маршруты, не покидая его этажей. Сейчас здесь можно совершить три путешествия:

1. «Африканское искусство: боги, предки, жизнь» (4 этаж, до 17.01.2027) Это грандиозное погружение! Более 1000 артефактов, собранных художником Михаилом Звягиным, теперь ждут вас. Архитектор Евгений Асс превратил зал в архипелаг из 11 «островов»: «Предки», «Магия», «Власть», «Животные» и многие другие. Здесь бронзовые изваяния древних правителей Нигерии соседствуют с масками Конго, раскрывая универсальные архетипы человеческой культуры. Подобной выставки в России не было давно.

Фото автора.
Фото автора.

2. «Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве» (2-3 этажи, до 05.07.2026)

Как оживает скульптура, когда ее снимают с постамента? Этот диалог ведут работы мастеров XX-XXI веков: от Михаила Аникушина до Дмитрия Каминкера. Петербургская монументальная пластика встречается с костюмами-объектами Сергея Чернова из «Поп-механики» и живописью Эрика Булатова. Куратор, архитектор Юрий Аввакумов, создает энергичное пространство, где формы и эпохи вступают в прямое взаимодействие.

3. «DIES ILLA» Гриши Брускина (5 этаж, до 17.01.2027, 18+)

Мощное, почти мистическое высказывание одного из главных художников современности. Инсталляция, завершающая его знаменитую трилогию («Смена декораций», «Великое Завтра»), посвящена темам власти, истории и судьбы. В полумраке зала оживают тени, марионетки и видеопроекции. Dies Illa переводится как «День гнева», что отсылает нас к теме Страшного суда. Можно сказать, что это иммерсивный опыт, где зритель становится частью вселенной Брускина.

Фото автора.
Фото автора.

«Зиларт» - больше чем музей. Это мост. Мост между индустриальным прошлым и арт-будущим. В Зиларте можно записаться на медиаторскую обзорную и другие экскурсии.

Почувствуйте себя в самом центре авангарда!

Читайте меня в Телеграмм . Будем ближе! https://t.me/theatre_ma