15 декабря 2025 года отмечается тридцатилетие с момента схода с конвейера первых серийных цельнометаллических фургонов «Газель» — судьбоносного события для Горьковского автозавода и российского автопрома в целом. Эта модель открыла двери в новый потребительский сегмент маневренного транспорта для перевозки достаточно деликатных грузов с хорошей защитой от непогоды и прочих неприятностей, которые могут подстерегать перевозчика в городе
Новый стандарт: разработка и запуск первой цельнометаллической «Газели»
Создание цельнометаллической «Газели» было настоящим вызовом: заводу требовалось освоить новое направление — производство цельнометаллических кузовов без прежнего собственного опыта. В советское время Горьковскому автозаводу предлагалось выпускать малотоннажный грузовик только в традиционной для него бортовой версии.
Инженерам пришлось создавать инновационный продукт практически с нуля, приспосабливая конструкцию цельнометаллического кузова к уже существующей кабине бортовой «Газели» с индексом 3302, при этом максимально увеличивая внутреннее пространство для перевозки грузов и пассажиров.
Автомобиль также должен был обладать отличными аэродинамическими характеристиками и современным гармоничным дизайном. В решении этой сложной задачи большую роль сыграли высокий уровень инженерного мастерства Горьковского автозавода и технические наработки, примененные при разработке базовой модели «полуторки». Унифицированная платформа и удачная рамная конструкция стали фундаментом для целого семейства автомобилей.
Новый продукт был создан в сжатые даже по сегодняшним меркам сроки - менее полутора лет. Чтобы выжить, нужно было оперативно завоевывать рынок. Для проектирования активно использовали трехмерное моделирование и стендовые испытания, что позволило быстро довести машину до готовности.
Доступный по цене и привлекательный внешне (что немаловажно для бизнеса) легкий коммерческий фургон с индексом 2705 оказался невероятно востребован!
Технические решения и производственные изменения
При создании фургона был применен ряд оригинальных технических решений. Например, сдвижная боковая дверь с системой высокоточных направляющих, удерживающих и запирающих устройств, подвеска кузова на резинометаллических подушках для снижения уровня шума в салоне.
К слову, по сравнению с бортовой версией фургон имел меньшую погрузочную высоту - всего 725 миллиметров.
Запуску производства предшествовала огромная подготовительная работа. Под цельнометаллические «Газели» были изменены практически все технологические цепочки на Горьковском автозаводе, модернизировано производство во многих подразделениях. Одновременно с началом выпуска фургона 2705 заработал новый цех сварки и сборки цельнометаллических кузовов с самым современным на тот момент роботизированным комплексом. Он был построен в сжатые сроки на площадях второго прессового цеха.
Разнообразие моделей и рост линейки
Базовый 3-местный фургон грузоподъемностью 1500 кг с 9-кубовым грузовым отсеком в 1996 году дополнил вариант «комби» с 7-местной кабиной и 6-кубовым «багажником». Обе машины получили полноприводные версии. Вскоре в том же 1996 году на конвейер встали микроавтобусы вместимостью от 7 до 13 пассажиров. А сколько спецавтомобилей появилось на базе фургона 2705, сложно посчитать.
Эволюция и дальнейшее развитие
Первое поколение «Газели» пережило серьезные модернизации в 2003 и 2010 годах. Менялся модельный ряд двигателей: к бензиновым моторам добавились дизельные, затем и битопливные. Новая эра наступила в 2013-м с появлением поколения NEXT, появились версии с кузовами более крупной размерности и с увеличенной до 4,6 тонны полной массой. А в 2021 году «Газель» шагнула в цифровую реальность поколения NN. Но это уже другая история.
Сегодня, спустя 30 лет, «Газель» продолжает оставаться символом отечественного малотоннажного коммерческого транспорта, который воплощает баланс инноваций и практичности, помогая бизнесу быть мобильным и эффективным.
Ставьте лайки! Подписывайтесь на наш Телеграм-канал! Здесь много интересного.