Найти в Дзене
Автозавод NN

30 лет автомобилю, изменившему наш городской транспорт: краткая история первой цельнометаллической «Газели»

15 декабря 2025 года отмечается тридцатилетие с момента схода с конвейера первых серийных цельнометаллических фургонов «Газель» — судьбоносного события для Горьковского автозавода и российского автопрома в целом. Эта модель открыла двери в новый потребительский сегмент маневренного транспорта для перевозки достаточно деликатных грузов с хорошей защитой от непогоды и прочих неприятностей, которые могут подстерегать перевозчика в городе Один из первых фургонов ГА3-2705 Новый стандарт: разработка и запуск первой цельнометаллической «Газели» Создание цельнометаллической «Газели» было настоящим вызовом: заводу требовалось освоить новое направление — производство цельнометаллических кузовов без прежнего собственного опыта. В советское время Горьковскому автозаводу предлагалось выпускать малотоннажный грузовик только в традиционной для него бортовой версии. Первый цельнометаллический фургон ГАЗ-2705 на конвейере Инженерам пришлось создавать инновационный продукт практически с нуля, приспосаб
Оглавление

15 декабря 2025 года отмечается тридцатилетие с момента схода с конвейера первых серийных цельнометаллических фургонов «Газель» — судьбоносного события для Горьковского автозавода и российского автопрома в целом. Эта модель открыла двери в новый потребительский сегмент маневренного транспорта для перевозки достаточно деликатных грузов с хорошей защитой от непогоды и прочих неприятностей, которые могут подстерегать перевозчика в городе

Один из первых фургонов ГА3-2705
Один из первых фургонов ГА3-2705

Новый стандарт: разработка и запуск первой цельнометаллической «Газели»

Создание цельнометаллической «Газели» было настоящим вызовом: заводу требовалось освоить новое направление — производство цельнометаллических кузовов без прежнего собственного опыта. В советское время Горьковскому автозаводу предлагалось выпускать малотоннажный грузовик только в традиционной для него бортовой версии.

Первый цельнометаллический фургон ГАЗ-2705 на конвейере
Первый цельнометаллический фургон ГАЗ-2705 на конвейере

Инженерам пришлось создавать инновационный продукт практически с нуля, приспосабливая конструкцию цельнометаллического кузова к уже существующей кабине бортовой «Газели» с индексом 3302, при этом максимально увеличивая внутреннее пространство для перевозки грузов и пассажиров.

Автомобиль также должен был обладать отличными аэродинамическими характеристиками и современным гармоничным дизайном. В решении этой сложной задачи большую роль сыграли высокий уровень инженерного мастерства Горьковского автозавода и технические наработки, примененные при разработке базовой модели «полуторки». Унифицированная платформа и удачная рамная конструкция стали фундаментом для целого семейства автомобилей.

Первый цельнометаллический фургон ГАЗ-2705 на конвейере
Первый цельнометаллический фургон ГАЗ-2705 на конвейере

Новый продукт был создан в сжатые даже по сегодняшним меркам сроки - менее полутора лет. Чтобы выжить, нужно было оперативно завоевывать рынок. Для проектирования активно использовали трехмерное моделирование и стендовые испытания, что позволило быстро довести машину до готовности.

Доступный по цене и привлекательный внешне (что немаловажно для бизнеса) легкий коммерческий фургон с индексом 2705 оказался невероятно востребован!
Фургон ГАЗ-2705 «комби», освоенный в 1996 году
Фургон ГАЗ-2705 «комби», освоенный в 1996 году

Технические решения и производственные изменения

При создании фургона был применен ряд оригинальных технических решений. Например, сдвижная боковая дверь с системой высокоточных направляющих, удерживающих и запирающих устройств, подвеска кузова на резинометаллических подушках для снижения уровня шума в салоне.

К слову, по сравнению с бортовой версией фургон имел меньшую погрузочную высоту - всего 725 миллиметров.

Торжественный митинг 15 декабря 1995 года, посвященный запуску производства ЦМФ «Газель», с участием премьер-министра РФ В.С. Черномырдина, губернатора Нижегородской области Б.Е. Немцова, президента ОАО «ГАЗ» Н.А. Пугина
Торжественный митинг 15 декабря 1995 года, посвященный запуску производства ЦМФ «Газель», с участием премьер-министра РФ В.С. Черномырдина, губернатора Нижегородской области Б.Е. Немцова, президента ОАО «ГАЗ» Н.А. Пугина

Запуску производства предшествовала огромная подготовительная работа. Под цельнометаллические «Газели» были изменены практически все технологические цепочки на Горьковском автозаводе, модернизировано производство во многих подразделениях. Одновременно с началом выпуска фургона 2705 заработал новый цех сварки и сборки цельнометаллических кузовов с самым современным на тот момент роботизированным комплексом. Он был построен в сжатые сроки на площадях второго прессового цеха.

Обложка рекламного буклета семейства автомобилей «Газель» издания 1996 года
Обложка рекламного буклета семейства автомобилей «Газель» издания 1996 года

Разнообразие моделей и рост линейки

Базовый 3-местный фургон грузоподъемностью 1500 кг с 9-кубовым грузовым отсеком в 1996 году дополнил вариант «комби» с 7-местной кабиной и 6-кубовым «багажником». Обе машины получили полноприводные версии. Вскоре в том же 1996 году на конвейер встали микроавтобусы вместимостью от 7 до 13 пассажиров. А сколько спецавтомобилей появилось на базе фургона 2705, сложно посчитать.

Разворот рекламного буклета 1996 года, посвященный грузовому и грузопассажирскому фургонам
Разворот рекламного буклета 1996 года, посвященный грузовому и грузопассажирскому фургонам

Эволюция и дальнейшее развитие

Первое поколение «Газели» пережило серьезные модернизации в 2003 и 2010 годах. Менялся модельный ряд двигателей: к бензиновым моторам добавились дизельные, затем и битопливные. Новая эра наступила в 2013-м с появлением поколения NEXT, появились версии с кузовами более крупной размерности и с увеличенной до 4,6 тонны полной массой. А в 2021 году «Газель» шагнула в цифровую реальность поколения NN. Но это уже другая история.

Легкий рестайлинг 1998 года с хромированной облицовкой радиатора
Легкий рестайлинг 1998 года с хромированной облицовкой радиатора
Так выглядел цельнометаллический фургон «Газель» после существенной модернизации в 2003 году
Так выглядел цельнометаллический фургон «Газель» после существенной модернизации в 2003 году
Сегодня, спустя 30 лет, «Газель» продолжает оставаться символом отечественного малотоннажного коммерческого транспорта, который воплощает баланс инноваций и практичности, помогая бизнесу быть мобильным и эффективным.

Ставьте лайки! Подписывайтесь на наш Телеграм-канал! Здесь много интересного.