Найти в Дзене
Анастасия Постригай

Открылась масштабная выставка портрета в Эрмитаже

9 декабря в Эрмитаже открылась масштабная выставка, которую уже называют «главной выставкой года» для музея. «Искусство портрета. Личность и эпоха» — это более 750 произведений, которые охватывают историю портрета за 4 000 лет. От статую фараона Аменемхета III, датируемой второй половиной XIX века до н.э., до портретов из 2020 года — например, изображения Фёдора Достоевского работы Нестора Энгельке. Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский раскрывает смыслы выставки: «Только энциклопедический музей масштаба Эрмитажа может создать такую выставку, представляющую через портрет всё мировое искусство и почти всю историю человечества. Блестящие шедевры рассказывают множество историй о том, почему и как преодолевался внутренний психологический запрет на создание двойника, воспроизведение или похищение образа и души человека, чем портрет отличается от ритуального религиозного образа. Выставка готовит нас к следующей интриге – как отличать портрет от аватара и ″дипфейка″ и надо ли их р

9 декабря в Эрмитаже открылась масштабная выставка, которую уже называют «главной выставкой года» для музея. «Искусство портрета. Личность и эпоха» — это более 750 произведений, которые охватывают историю портрета за 4 000 лет. От статую фараона Аменемхета III, датируемой второй половиной XIX века до н.э., до портретов из 2020 года — например, изображения Фёдора Достоевского работы Нестора Энгельке.

Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский раскрывает смыслы выставки:

«Только энциклопедический музей масштаба Эрмитажа может создать такую выставку, представляющую через портрет всё мировое искусство и почти всю историю человечества. Блестящие шедевры рассказывают множество историй о том, почему и как преодолевался внутренний психологический запрет на создание двойника, воспроизведение или похищение образа и души человека, чем портрет отличается от ритуального религиозного образа. Выставка готовит нас к следующей интриге – как отличать портрет от аватара и ″дипфейка″ и надо ли их различать. Классического типа выставка, на самом деле, жгуче актуальна»

И правда — что в эпоху аватаров, кружочков и ИИ-изображений может быть актуальнее изучения истории портрета? Выставка позволит погрузиться в тему и разобьёт иллюзии. Ведь наверняка есть те, кто думает: «а вот раньше было лучше» — то есть, что когда-то существовал классический портрет, направленный на передачу настоящей внешности человека? Как бы ни так: портрет всегда был лишь инструментом, символом, способом показать власть, достаток или соблюсти ритуал, как в древности. И выставка покажет это наглядно.

Анна Трофимова, куратор проекта, заведующая отделом Античного мира Эрмитажа, отмечает:

«История портрета драматична, как история человека. Она начинается с погребальной маски, предназначенной для жизни в потустороннем мире, и заканчивается цифровым аватаром в наши дни. Современное видение человека открывает новую форму — виртуальное лицо. „Киберфейс“ снимает традиционную для жанра проблему сходства с моделью. Аватар не имеет отношения к реальности, лицо скрывается под маской, как в древних ритуалах. Между этими полюсами находится летопись искусства портрета»

С какими произведениями Эрмитаж предлагает нам погрузиться в историю портретного жанра? Кроме Аменемхета III и Достоевского, зрителей встретит бюст римского императора Филиппа Араба, камея Гонзага, изображение жены китайского сановника, портрет Фатх Али-шаха, медали эпохи Возрождения — работы, ставшие символами своих эпох и стран. Работы мастеров европейских и русских: Пьетро Перуджино, Лукаса Кранаха Старшего, Амброзиуса Гольбейна, Антониса Ван Дейка, Рембрандта Харменса ван Рейна, Диего Веласкеса, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Николая Ге, Ивана Крамского, Валентина Серова, скульптуры Жана-Антуана Гудона и Бориса Орловского. Из XX и XXI века с нами заговорят произведения Фрэнсиса Бэкона, Владислава Мамышева-Монро, Энди Уорхола, Билла Виолы, легендарных фотографов Анни Лейбовиц, Стива Маккари.

И вся эта компания в одном зале! Масштабы и правда поразительные. Выставка будет работать до 29 марта 2026 года. Так что если живёте в Санкт-Петербурге или есть возможность съездить, запланируйте визит в Эрмитаж на эту выставку.

А я напоминаю: с вами на связи была Анастасия Постригай — искусствовед, ректор Академии OP-POP-ART, галеристка, арт-консультант. Уже более 20 лет я влюбляю людей в искусство. Подписывайтесь на меня, чтобы изучать его через яркие истории о жизни художников и их произведениях на простом языке, без сложных терминов.