Найти в Дзене

Съездил в Павлово, посмотрел, как делают самые большие ПАЗы

Друзья, как я уже ранее рассказывал, в сентябре я посетил Павловский автобусный завод. Мой визит был связан с запуском серийного производства новой модели 8-метрового полунизкопольного капотного автобуса Citymax 8 (подробности об этой новинке читайте по ссылке в конце статьи). Пользуясь случаем, я, конечно же, посмотрел, как производят на ПАЗе всю остальную линейку автобусов – и те модели, которые называют «наше всё», и самые современные машины. Об одной из них – Citymax 9 – и пойдет речь. Надо сказать, что с освоением выпуска этой модели ПАЗ наконец-таки вернулся в сегмент вместительных городских автобусов. Немного истории Напомню предысторию появления Citymax 9 и вкратце расскажу о прежнем опыте павловчан в сегменте городских машин. В 90-е годы ПАЗ, прежде специализировавшийся исключительно на автобусах малого класса, максимально приспособленных для эксплуатации на любых дорогах и за их пределами, взялся за освоение новых рыночных ниш. Кстати говоря, вся эта история происходила на м

Друзья, как я уже ранее рассказывал, в сентябре я посетил Павловский автобусный завод. Мой визит был связан с запуском серийного производства новой модели 8-метрового полунизкопольного капотного автобуса Citymax 8 (подробности об этой новинке читайте по ссылке в конце статьи). Пользуясь случаем, я, конечно же, посмотрел, как производят на ПАЗе всю остальную линейку автобусов – и те модели, которые называют «наше всё», и самые современные машины. Об одной из них – Citymax 9 – и пойдет речь. Надо сказать, что с освоением выпуска этой модели ПАЗ наконец-таки вернулся в сегмент вместительных городских автобусов.

Немного истории

Напомню предысторию появления Citymax 9 и вкратце расскажу о прежнем опыте павловчан в сегменте городских машин. В 90-е годы ПАЗ, прежде специализировавшийся исключительно на автобусах малого класса, максимально приспособленных для эксплуатации на любых дорогах и за их пределами, взялся за освоение новых рыночных ниш. Кстати говоря, вся эта история происходила на моих глазах. В ту пору я несколько раз бывал на Павловском автобусном заводе, а также посещал выставки, на которых дебютировали уже не ПАЗики, а большие ПАЗы.

В 1997 году был создан первый 10-метровый городской автобус ПАЗ-4223 на польском шасси Autosan. В том же году был построен 12-метровый городской автобус ПАЗ-5269, тоже на шасси Autosan. Под производство большеразмерных автобусов завод развернул подготовку мощностей. Однако сотрудничество с поляками вскоре закончилось.

С 12-метровым ПАЗ-5269 на шасси Autosan я впервые познакомился в 1997 году на Нижегородской ярмарке
С 12-метровым ПАЗ-5269 на шасси Autosan я впервые познакомился в 1997 году на Нижегородской ярмарке

В 1997-1998 годах пазовцы переориентировались на работу со шведской компанией Volvo. В 1998 году на шасси Volvo был изготовлен 10,5-метровый автобус ПАЗ-4228 и 11,9-метровый ПАЗ-5271. Увы, дальнейшему развитию проекта помешал дефолт 1998 года. Тем не менее, на полученных шасси заводу удалось изготовить 20 машин.

А это уже 10,5-метровый ПАЗ-4228 на шасси Volvo. Нижегородская ярмарка, 1998 год
А это уже 10,5-метровый ПАЗ-4228 на шасси Volvo. Нижегородская ярмарка, 1998 год

С 1999 года ПАЗ приступил к выпуску 12-метровых автобусов ПАЗ-5272 на шасси КАМАЗ-5297. Помимо городской версии позже была освоена междугородная. Длина автобуса на КАМАЗовском шасси получилась на полметра короче, чем на Вольвовском. Вскоре на НЕФАЗе, дочернем предприятии КАМАЗа, создали свой автобус на шасси КАМАЗ-5297. На этом история с поставками шасси из Набережных Челнов закончилась. Всего по 2003 год было собрано 155 автобусов семейства ПАЗ-5272.

ПАЗ-5272 на шасси КАМАЗ-5297. Нижегородская ярмарка, 1999 год
ПАЗ-5272 на шасси КАМАЗ-5297. Нижегородская ярмарка, 1999 год

Дальнейшим развитием темы городских автобусов стала компактная, 7,75-метровая, модель полунизкопольного автобуса ПАЗ-3237, разработанная в начале 2000-х по запросу правительства Москвы. Первый образец был построен в 2003 году. Поставщиком шасси являлась венгерская фирма Raba. В ходовой части использовались агрегаты ведущих западных компаний. За счет импортной комплектации автобус получился недешевым, поэтому далеко не все регионы могли себе позволить такую машину. В итоге, в период с 2003 по 2014 год было выпущено всего 550 экземпляров ПАЗ-3237.

На 7,75-метровых полунизкопольных ПАЗ-3237 я неоднократно ездил в Москве. Данный экземпляр я запечатлел в эксплуатации в 2010 году
На 7,75-метровых полунизкопольных ПАЗ-3237 я неоднократно ездил в Москве. Данный экземпляр я запечатлел в эксплуатации в 2010 году

Следующей моделью в городском сегменте стал 10-метровый полунизкопольный ПАЗ-422301-05 под названием Unimax, который был разработан в 2013 году. Дальнейшие работы по этой модели продолжил Курганский автобусный завод, в итоге запустив ее в серию под индексом КАВЗ-4270.

Опытный 10-метровый полунизкопольный ПАЗ-422301-05 Unimax
Опытный 10-метровый полунизкопольный ПАЗ-422301-05 Unimax

Citymax 9. Чем он необычен?

9,75-метровый Citymax 9 получился, прямо скажем, совсем необычным автобусом, не похожим на своих одноклассников. Когда я его впервые увидел на премьерном показе в сентябре 2021 года, то долго ходил снаружи и внутри, рассматривая непривычные компоновочные решения и внешние черты. Да уж, такой автобус отечественная промышленность прежде не выпускала.

Премьерный показ Citymax 9 в 2021 году
Премьерный показ Citymax 9 в 2021 году

С одной стороны – это вроде как типичный полунизкопольник: с низким полом в передней части и приподнятой задней частью. При всем при этом, если у привычных автобусов-одноклассников сделано всё «по классике» – одностворчатая пассажирская дверь в переднем свесе (там же, естественно, расположена кабина водителя), двухстворчатая дверь в пределах колесной базы, высокие подиумы под сиденьями и массивные короба надколесных ниш, то у «взрослого» ПАЗа всё совсем не так.

У Citymax 9 очень короткий передний свес. Кабина водителя размещена аккурат над передней осью. А что тогда справа от нее – двигатель, как у ПАЗ-3205? Совсем нет: двигатель, как и положено – сзади, а над правым колесом находится тумба электрощита (в ней скомпонованы все предохранители и реле, кроме тех, что отвечают за блоки управления двигателем и коробкой передач).

Габаритные размеры Citymax 9, Заметьте, его ширина составляет полноценные 2550 мм - на 110 мм шире, чем у "Вектора Некст"
Габаритные размеры Citymax 9, Заметьте, его ширина составляет полноценные 2550 мм - на 110 мм шире, чем у "Вектора Некст"

В пределах колесной базы расположены две широкие двухстворчатые пассажирские двери. Данное решение позволило значительно ускорить посадку/высадку. Кроме того, перемещение пассажиров в низкопольной части салона (она простирается от начала передней двери до конца задней двери) максимально облегчено. Почему – спросите вы? Отвечу. У автобуса на этом пространстве нет ни одного выступающего подиума и громоздких надколесных ниш – просто абсолютно ровный пол. Благодаря этому Citymax 9 имеет рекордную для своего класса площадь низкого пола – 10 м2. Это практически в два раза превышает площадь одноклассников и даже побольше, чем у большеразмерных автобусов.

В низкопольное пространство вписаны две накопительные площадки – одна напротив передней двери, другая – по правому борту между дверями. За кабиной водителя имеется место для инвалидной либо детской коляски. Передняя дверь оснащена ручной аппарелью. Пневмоподвеска передней и задней осей позволяет «приседать» на остановках для удобства входа и погрузки коляски. Добавлю, что «пневма» работает и в обратную сторону. Так, в стандартном положении высота пола от уровня дороги составляет 250 мм, а в приподнятом – 350 мм. Это может оказаться полезным в каких-то особых условиях, например, при необходимости въезда на рампу.

Передняя дверь оснащена ручной аппарелью
Передняя дверь оснащена ручной аппарелью

Для Citymax 9 предусмотрено несколько вариантов компоновки салона. Количество сидячих мест варьируется от 21 до 28, общая вместимость – 74-84 пассажира. На накопительной площадке между дверями могут размещаться три откидных сидячих места, а также обычное трехместное сиденье, а сиденья по левому борту в низкопольной части могут быть как двухместными, так и одноместными.

Варинты компоновки салона Citymax 9
Варинты компоновки салона Citymax 9

Интересная деталь – сиденья и поручни крепятся либо непосредственно к боковинам кузова, либо к полу возле боковины. Так называемая система «чистый пол», с одной стороны, увеличивает свободное пространство в салоне (кронштейны не мешают ногам), с другой – облегчает уборку.

В заднюю часть салона ведут две ступени. Планировка сидений там выполнена четырехрядной, плюс имеется 5 мест на «галерке». Почему у Citymax 9 сделали высокий зад? Так он практически у всех одноклассников высокий. Сделать низкий пол в корме – это значит поставить портальный задний мост (дорогой, импортный, у нас таких не выпускают). Классическая задняя ось с прямой балкой позволила снизить себестоимость машины.

Планировка задней части салона Citymax 9
Планировка задней части салона Citymax 9

Надо сказать, что новый павловский автобус изначально создавался как доступная машина, которую могут себе позволить не только зажиточные стольные города, но и небогатые регионы. Соответственно, комплектация у него на 90% отечественная. На модификации ПАЗ-422320-04 стоит рядный 4-цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-53403 объемом 4,4 л мощностью 214 л.с. У версии ПАЗ-422320-14, использующей в качестве топлива компримированный природный газ (КПГ, CNG, метан), установлен ЯМЗ-53503 объемом 5,1 л мощностью 221 л.с. В паре с ярославским мотором состыкована гидромеханическая автоматическая 6-ступенчатая коробка передач, выпускаемая на заводе «Нижегородские Моторы». Кстати, это не лицензионная копия, а своя конструкция. Передняя ось – канашская, та же, что и у ЛИАЗ-4292. Пневмоподвеска – «Ростар», электроника – «Итэлма», подогреватель – «Адверс». Элементы кузова тоже отечественные – стальные и алюминиевые профили, пластик, стекла. Из наиболее значимого не нашего – ведущий мост Hande с электромагнитным ретардером, тормозная система и система управления пневмоподвеской.

Моторный отсек Citymax 9
Моторный отсек Citymax 9

Несколько слов о кабине водителя. Как мне рассказали на ПАЗе, прежде чем сконструировать кабину Citymax 9, был построен полноразмерный макет рабочего места. Для разработки оптимальной компоновки собрали фокус-группу водителей мужского и женского пола с разным ростом и комплекцией. Благодаря этому рулевую колонку сделали с большим диапазоном бесступенчатых регулировок – до 110 мм по высоте и до 16 градусов по углу наклона. Кроме того, по пожеланиям участвующих в исследовании водителей, прорабатывались и другие детали. К примеру, оптимизировали меню на приборной панели. Дисплей с картинкой от камер видеонаблюдения установили так, чтобы наблюдение за ним не отвлекало от движения. Также предусмотрели всяческие ниши для мелочей, порты для зарядки, а также наружный отсек для инструмента под передней маской.

Кстати говоря, в качестве опции кабина водителя может быть полностью изолирована от салона. Из некоторых опций также отмечу медиа-панели под потолком и счетчик пассажиров.

Кузов Citymax 9 имеет несущую конструкцию. Внешние и внутренние панели обшивки кузова выполнены из композитов, пластика и нержавеющей стали. Такое решение обеспечивает высокую долговечность кузова, у которого снаружи просто нечему ржаветь. Завод дает 10 лет гарантии от сквозной коррозии.

Как делают большие ПАЗы

Производство Citymax 9 организовано в Цехе инновационных машин. Во второй половине 2000-х в нем располагалось производство совместного предприятия «Русские Автобусы – Марко», выпускавшее экс-бразильские автобусы Marcopolo Real. В разное время здесь также собирали ПАЗ-3237, удлиненные модификации ПАЗ-3204, а позднее – длинные «Векторы Next».

ЦИМ разделен на два основных технологических участка – сварки и сборки. В сварочном производстве будущий автобус проходит через восемь постов сварки. В кондукторах первоначально свариваются отдельные крупногабаритные элементы кузова: левая и правая боковины, передняя и задняя части, крыша, массивное основание формируется из трех отдельных частей. На дополнительных постах сваривают более мелкие конструкции. Далее, основание, боковины, передок, задок и крышу устанавливают в главный кондуктор. Эта массивная, обладающая высокой жесткостью конструкция, позволяет соблюдать геометрию каркаса кузова с требуемой точностью. Кстати сказать, всю оснастку для сварки кузовов ПАЗ сделал самостоятельно.

После главного кондуктора каркасы кузовов поэтапно перемещаются при помощи кранов от поста к посту, на которых они постепенно «обрастают» всеми необходимыми металлическими деталями.

Из сварочного производства готовые каркасы кузовов при помощи специального длиннобазного грузовика-транспортера перевозятся в окрасочный цех (в нем красят все модели автобусов). В окрасочном цехе каркас сначала обезжиривают, затем грунтуют. Здесь же на него навешивают внешние пластиковые панели. Надо отметить, что пластиковые панели выполнены по технологии SMC. При этой технологии происходит непрерывное формование стеклопластиковых нитей, что позволяет получать детали с идеально однородной наружной структурой. Далее кузова отправляют на финальную окраску. Окрашенные кузова перевозят те же самые длинномерные транспортеры обратно в сборочный цех.

Окрашенный кузов Citymax 9 выезжает из окрасочный камеры
Окрашенный кузов Citymax 9 выезжает из окрасочный камеры

Как я уже отметил выше, сборка Citymax 9 также выполняется в ЦИМе. Здесь семь сборочных постов. Перемещаясь от поста к посту, кузов укомплектовывается различными компонентами – силовым агрегатом, мостами, рулевым механизмом, пневмо- и электрооборудованием, на него устанавливаются двери, производится остекление, обустраивается салон и проч. На смежных постах предварительно подсобираются различные детали: мотор с КПП, ведущий мост, передняя ось и т.д.

На последнем посту автобусы заправляют топливом (газовые перегоняют на заправку в отдельный цех), технологическими жидкостями и направляют на регулировку пневоподвески, делают развал-схождение, проверяют на тормозном стенде, выполняют регулировку света фар. После этого машины отправляют на дополнительную антикоррозийную обработку. Далее следует обкатка – сначала несколько километров по территории завода. Если все нормально, автобус поступает в ОТК, который катает его еще 150 км по дорогам общего пользования. Если при обкатке обнаружен какой-то недостаток, его устраняют и вновь отправляют автобус по второму кругу на испытания.

Вернувшись с обкатки, машина попадает на участок доводки, где устраняются возможные мелкие дефекты. Здесь же устанавливаются заводские эмблемы. Обязательной процедурой для каждого экземпляра является дождевальная камера.

Каковы дальнейшие перспективы?

Производство дизельных Citymax 9 стартовало в самом конце 2023 года. На первых порах была выпущена небольшая серия по обходным технологиям. Постепенно отрабатывались технологии и наращивалось производство. В настоящее время при односменном режиме работы ЦИМ может собирать по два автобуса в день (порядка 500 ед. в год). При двухсменном режиме производство, соответственно, возрастет вдвое (до 1000 ед. в год).

На сегодняшний день около 350 больших «Ситимаксов» работают более чем в 30 российских регионах, а также в Белоруссии. В пятерке наиболее крупных эксплуатантов – Калужская, Самарская, Тульская, Тюменская области, а также Кабардино-Балкария. В каждом из этих регионов трудится по несколько десятков Citymax 9. Кроме того, одним из частных перевозчиков из Нижнего Новгорода закуплено 30 машин, 15 из которых уже на линии (первые 3 автобуса вышли в начале 2024 года).

Один из партии автобусов Citymax 9, работающих в Нижнем Новгороде
Один из партии автобусов Citymax 9, работающих в Нижнем Новгороде

С 2024 года в серию запущена газовая версия с двигателем ЯМЗ-53503.

В 2025 году сертифицирован электробус e-Citymax 9 (ПАЗ-422810-01). В настоящее время он готовится к серийному производству. В отличие от серийных дизельных и газовых Citymax 9 электробус сделан укороченным. За счет более короткого заднего свеса его длина составляет 9 м. По этой причине задняя часть салона лишилась одного ряда сидений. А благодаря применению портального ведущего моста «галерка» стала значительно ниже и доступ на нее теперь бесступенчатый (кроме последнего ряда сидений). Зарядка машины выполняется от пантографа на крыше, как у других моделей, работающих в Москве.

Так что ждем, когда на смену малоприспособленным для городской эксплуатации маршруткам придут современные удобные автобусы и электробусы.

Небольшое лирическое отступление

В ходе своего визита на Павловский автобусный завод я познакомился не только со всем производственным циклом, но и посмотрел, как реставрируют ретро-технику. На тот момент «в производстве» находился ПАЗ-672М. После восстановления до ходового состояния исторической машине предстоит работать на различных тематических мероприятиях.

ПАЗ-672М на реставрации
ПАЗ-672М на реставрации

И в заключение еще несколько интересных машин с ПАЗа. Такая экзотическая техника меня всегда привлекала еще со времен моих давних поездок на ПАЗ в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Это грузовики с бортовым кузовом на базе автобусов ПАЗ-3205 и ПАЗ-3204, упоминавшиеся выше длиннобазные перевозчики автобусных кузовов на базе ГАЗона и «Фольксвагена», а также тягачи со сверхкороткой базой, предназначенные для транспортировки технологических тележек, созданные на шасси Газелей разных поколений. Вся эта техника изготовлена на базе серийных машин пазовскими умельцами.

Ниже обещанная ссылка на статью про Citymax 8:

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!