Найти в Дзене

Мастер четких линий

В Ташкенте проходит выставка графики Анвара Мамаджанова — автора герба Узбекистана Анвар Мамаджанов. Из серии «Старики». Карандаш, бумага. 2010-2025 11 декабря в выставочном зале Республиканской специализированной школы художеств имени Павла Бенькова в Ташкенте открылась юбилейная персональная выставка Анвара Мамаджанова – народного художника Узбекистана, академика Академии художеств, автора государственного герба республики. Экспозиция под романтическим названием «Перепел снова поет», приуроченная к 75-летию автора, включает 137 графических работ: офорты, а также рисунки карандашом, тушью и пером. Среди них как ранние, так и современные произведения признанного мастера жанра. Над некоторыми сериями художник работал на протяжении десятилетий. Анвар Мамаджанов на открытии выставки «Перепел снова поет». Фото Андрея Кудряшова/"Фергана" Анвар Алимджанович Мамаджанов родился в 1950 году на одной из старых улиц Бешагача – исторического района Ташкента. По его собственным рассказам, рисовать

В Ташкенте проходит выставка графики Анвара Мамаджанова — автора герба Узбекистана

Анвар Мамаджанов. Из серии «Старики». Карандаш, бумага. 2010-2025
Анвар Мамаджанов. Из серии «Старики». Карандаш, бумага. 2010-2025

11 декабря в выставочном зале Республиканской специализированной школы художеств имени Павла Бенькова в Ташкенте открылась юбилейная персональная выставка Анвара Мамаджанова – народного художника Узбекистана, академика Академии художеств, автора государственного герба республики.

Экспозиция под романтическим названием «Перепел снова поет», приуроченная к 75-летию автора, включает 137 графических работ: офорты, а также рисунки карандашом, тушью и пером. Среди них как ранние, так и современные произведения признанного мастера жанра. Над некоторыми сериями художник работал на протяжении десятилетий.

Анвар Мамаджанов на открытии выставки «Перепел снова поет». Фото Андрея Кудряшова/"Фергана"
Анвар Мамаджанов на открытии выставки «Перепел снова поет». Фото Андрея Кудряшова/"Фергана"

Анвар Алимджанович Мамаджанов родился в 1950 году на одной из старых улиц Бешагача – исторического района Ташкента. По его собственным рассказам, рисовать начал лет с пяти. Родители много работали и поздно забирали его из детского сада. Воспитательница давала ему бумагу и карандаши и, увлеченный творчеством, он забывал все тревоги.

В 1973 году закончил отделение керамики Ташкентского театрально-художественного института и начал работать на комбинате прикладных искусств. Но не оставил любимого занятия, которым увлекся еще студентом, — ходить на старые базары, в чайханы, мастерские ремесленников, на бедана-базар (птичий рынок), где делал карандашные зарисовки с натуры. В 1982 году с подачи друга — художника и графика Виктора Апухтина — на одной из ташкентских художественных выставок появилась и обрела успех его первая графическая серия «Старый Ташкент».

Анвар Мамаджанов. Из серии «Старые махалли». Тушь, перо, бумага
Анвар Мамаджанов. Из серии «Старые махалли». Тушь, перо, бумага

Примерно тогда же художника пригласили работать в книжное издательство имени Гафура Гуляма, где он много лет иллюстрировал произведения узбекской и мировой литературной классики — от Алишера Навои, Абдуллы Кадыри, Примкула Кадырова и Чингиза Айтматова до Александра Дюма и Джонатана Свифта. В 1983 году Анвар Мамаджанов вступил в Союз художников СССР.

Наиболее социально значимой работой художника стал герб Узбекистана, утвержденный 2 июля 1992 года. Именно Мамаджанов предложил использовать на гербе страны изображение мифологической птицы Хумо – символа счастья и благополучия. Правда, как любит вспоминать сам мастер, образ птицы был подкорректирован лично первым президентом Узбекистана Исламом Каримовым.

По изначальному замыслу художника птица была больше похожа на снежного грифа, имела грозный облик и смотрела вниз – на землю, которую она надежно защищает. Но Ислам Каримов настоял, что в облике Хумо принципиально не должно быть ничего хищного. И смотреть птица должна не вниз, а вверх – в небеса и в будущее.

Герб Узбекистана. Фото с сайта lex.uz
Герб Узбекистана. Фото с сайта lex.uz

Зато художник уговорил президента добавить на флаг Узбекистана две тонкие красные полосы — поскольку на Востоке красный цвет традиционно олицетворяет не коммунистические идеи, а жизненные силы и стойкость к внешним влияниям. Как эти символы отразились на внешней и внутренней политике государства в первые два десятилетия существования суверенного Узбекистана – можете рассудить сами.

В дальнейшем художник сочетал иллюстрирование литературных произведений с преподавательской деятельностью. Но главным его увлечением и, по сути, делом всей его жизни остались графические зарисовки различных сцен из народной жизни и традиционного быта. Они выполнены в виртуозной манере. Четкие, но при этом плавно перетекающие линии часто заполняют все пространство причудливыми сплетениями, временами плотными, как традиционный узбекский орнамент. Композиционно и стилистически в них явно видится связь с классической восточной миниатюрой, немного — с китайской живописью и, парадоксально, — с гравюрами северного Возрождения. Некоторые работы поражают зрителя многофигурностью – на них могут быть изображены десятки и даже сотни персонажей, причем каждый сохраняет портретную индивидуальность. Такие композиции не поддаются фоторепродукции, их необходимо разглядывать только в натуральную величину.

Анвар Мамаджанов. Из серии «Узбекистан». Тушь, перо, бумага
Анвар Мамаджанов. Из серии «Узбекистан». Тушь, перо, бумага
Анвар Мамаджанов. Из серии «Узбекистан». Тушь, перо, бумага
Анвар Мамаджанов. Из серии «Узбекистан». Тушь, перо, бумага
Анвар Мамаджанов. Из серии «Узбекистан». Тушь, перо, бумага
Анвар Мамаджанов. Из серии «Узбекистан». Тушь, перо, бумага
Анвар Мамаджанов. Из серии «Узбекистан». Тушь, перо, бумага
Анвар Мамаджанов. Из серии «Узбекистан». Тушь, перо, бумага
Анвар Мамаджанов. Из серии «Узбекистан». Тушь, перо, бумага
Анвар Мамаджанов. Из серии «Узбекистан». Тушь, перо, бумага
Анвар Мамаджанов. Из серии «Узбекистан». Тушь, перо, бумага
Анвар Мамаджанов. Из серии «Узбекистан». Тушь, перо, бумага

С точки зрения современного зрителя жанровые рисунки Анвара Мамаджанова, разумеется, уже не выглядят зарисовками с натуры. Такого Ташкента, каким он его успел запомнить и запечатлеть, давно нет. Нынешние художники тратят уйму сил и средств, преследуя остатки подобного колорита, жизненного уклада, традиционных костюмов и бытовых ситуаций по самым дальним уголкам страны – в Байсуне, Гелане, Ферганской долине. Но стоит вспомнить, что Мамаджанов впитал эту натуру еще в годы юности, когда она была более чем доступна, но еще мало ценима.

Анвар Мамаджанов. Из серии «Узбекистан». Тушь, перо, бумага
Анвар Мамаджанов. Из серии «Узбекистан». Тушь, перо, бумага
Анвар Мамаджанов. Из серии «Узбекистан». Тушь, перо, бумага
Анвар Мамаджанов. Из серии «Узбекистан». Тушь, перо, бумага
Анвар Мамаджанов. Из серии «Узбекистан». Тушь, перо, бумага
Анвар Мамаджанов. Из серии «Узбекистан». Тушь, перо, бумага

К тому же художник оставил в своих работах одну постмодернистскую «премудрость», заметную лишь искушенному зрителю. На его рисунках, даже тех, где изображены десятки персонажей, крайне редко встречаются женщины, дети, подростки и даже люди средних лет. Главный лирический герой – пожилой узбек в ситуации, где он проявляет самые непосредственные, часто утрированные почти до карикатурности яркие эмоции. По собственным заявлениям мастера, он считает детскую чистоту восприятия и непосредственность эмоциональных реакций основой художественного творчества и вообще гармонии с миром. А в это состояние большинство людей получает шанс вернуться только в пожилом возрасте. И то при условии, что они прожили свою жизнь праведно. Поэтому его графические серии — не прокламация восточной экзотики и рафинированного ориентализма. Парадоксальным образом, при всей их изначальной документальности это и серии откровенных, по-доброму ироничных автопортретов.

Анвар Мамаджанов. Из серии «Старики». Карандаш, бумага. 2010-2025
Анвар Мамаджанов. Из серии «Старики». Карандаш, бумага. 2010-2025
Анвар Мамаджанов. Из серии «Старики». Карандаш, бумага. 2010-2025
Анвар Мамаджанов. Из серии «Старики». Карандаш, бумага. 2010-2025
Анвар Мамаджанов. Из серии «Старики». Карандаш, бумага. 2010-2025
Анвар Мамаджанов. Из серии «Старики». Карандаш, бумага. 2010-2025
Анвар Мамаджанов. Из серии «Старики». Карандаш, бумага. 2010-2025
Анвар Мамаджанов. Из серии «Старики». Карандаш, бумага. 2010-2025

Выставка в художественном колледже имени Павла Бенькова продлится до 31 января 2026 года.

Андрей Кудряшов

#Узбекистан #Ташкент #Культура #Искусство #Общество #ЗагадочнаяЦентральнаяАзия