Найти в Дзене

Последнее дело Холмса — первая победа фанатов

Елена ШАРКОВА В декабре 1893 года британский журнал «Стрэнд» опубликовал рассказ «Последнее дело Холмса» («The Final Problem»), в котором Артур Конан Дойл убил своего героя. Реакция публики последовала незамедлительно: поклонники придуманного персонажа не согласились с решением автора. Сидни Пэджет. Иллюстрация к рассказу Артура Конана Дойла «Последнее дело Холмса», журнал «Стрэнд», 1893 В том году писателю исполнилось тридцать четыре, и он решил: с него довольно Шерлока Холмса. Рассказы о Холмсе приносили деньги, но не это было главным для Конана Дойла: он писал исторические романы и хотел славы сэра Вальтера Скотта. Конан Дойл говорил: «У меня от Холмса была такая передозировка, что я чувствую к нему то же самое, что и к фуа-гра, — однажды я съел слишком много, и по сей день одно название вызывает у меня болезненное чувство». Конан Дойл начал рассказ торжественно и печально: «С тяжелым сердцем приступаю я к последним строкам этих воспоминаний, повествующих о необыкновенных талантах м

Елена ШАРКОВА

В декабре 1893 года британский журнал «Стрэнд» опубликовал рассказ «Последнее дело Холмса» («The Final Problem»), в котором Артур Конан Дойл убил своего героя. Реакция публики последовала незамедлительно: поклонники придуманного персонажа не согласились с решением автора.

Сидни Пэджет. Иллюстрация к рассказу Артура Конана Дойла «Последнее дело Холмса», журнал «Стрэнд», 1893
Сидни Пэджет. Иллюстрация к рассказу Артура Конана Дойла «Последнее дело Холмса», журнал «Стрэнд», 1893

В том году писателю исполнилось тридцать четыре, и он решил: с него довольно Шерлока Холмса. Рассказы о Холмсе приносили деньги, но не это было главным для Конана Дойла: он писал исторические романы и хотел славы сэра Вальтера Скотта. Конан Дойл говорил: «У меня от Холмса была такая передозировка, что я чувствую к нему то же самое, что и к фуа-гра, — однажды я съел слишком много, и по сей день одно название вызывает у меня болезненное чувство».

Конан Дойл начал рассказ торжественно и печально: «С тяжелым сердцем приступаю я к последним строкам этих воспоминаний, повествующих о необыкновенных талантах моего друга Шерлока Холмса». И дальше описал трагическую гибель героя от рук коварного злодея Мориарти в Рейхенбахском водопаде. Этот водопад он приметил во время путешествия по Швейцарии и сразу решил убить Холмса именно там (жители ближайшего города Майринген до сих пор благодарны за толпы туристов).

В тот день Конан Дойл записал в дневнике короткую фразу: «Убил Холмса». И, наверное, удовлетворённо вздохнул при этом и подумал: «Ну, вот и всё».

Как бы не так.

То, что произошло вслед за выходом в свет рассказа, не мог предугадать никто. Такого просто не случалось раньше в Британии. Читатели могли рыдать над умершим героем, но никто не спорил с автором.

На этот раз всё было иначе.

Более двадцати тысяч читателей «Стрэнда» тут же отменили подписку. Журнал еле уцелел, его сотрудники долго называли смерть Холмса ужасным событием. Разгневанные люди забрасывали журнал письмами — известно, что одно из них, адресованное писателю, начиналось словами «Ты скотина!». В США создали клубы «Оставим Холмса в живых». Со всех сторон от Конана Дойла требовали одного — вернуть Холмса.

Все эти поклонники литературного героя вели себя, как современные члены какого-нибудь фан-клуба. Читатели «Стрэнда» были зарождающимся средним классом. Им нравились полные загадок и таинственности произведения Герберта Уэллса и Артура Конана Дойла, и они хотели, чтобы литература соответствовала их ожиданиям.

Писатель сопротивлялся долго. Но фанаты не сдавались целых восемь лет. И наконец в 1901 году Конан Дойл написал «Собаку Баскервилей» (приквел к «Последнему делу»), а после — рассказ «Пустой дом», где объяснялось, каким образом Холмс смог выжить.

Фанаты победили. Конан Дойл смирился и продолжил описывать подвиги гениального сыщика. Холмс остался жить в веках, а об исторических романах бедного автора никто уже и не помнит.

И это справедливо: про Холмса у него действительно выходило лучше.