В современном обществе автотранспорт представляет из себя важнейший сегмент в жизни большей части населения планеты, однако, с выдающимся ростом всемирного рынка и санкционной внешней политики в части касающейся нашей страны – увеличивается и доля контрафактной продукции на душу населения.
Подделка автозапчастей – это незаконное копирование оригинальных компонентов и деталей, произведенное без соблюдения строгих требований к стандарту качества, а то и вовсе с его полным отсутствием, зачастую с использованием дешевых низкосортных материалов и упрощенных технологий создания.
По данным крупных исследовательских ассоциаций до 20 –30% автозапчастей на международной арене могут быть подделками, что же касается России, доля контрафакта, по разным оценкам, возросла до 32 – 37 % от общего объема продаж в сравнении с 2024 годом, увеличившись на 10 –14% от показателей прошлого отчетного периода.
Изложенная выше проблема сейчас является наиболее острой, так как поддельные автозапчасти стали причиной подавляющего количества аварий, связанных с неисправностями автомобилей.
Использование подобной некачественной продукции несет за собой серьезные риски. В данной статье мы покажем ключевые последствия, что возможны вследствие приобретения поддельных автозапчастей: от непосредственной угрозы жизни и здоровью водителей и пассажиров, до финансовых потерь оригинальных производителей и глобального экологического ущерба.
Начнём с самого важного
Наиболее распространённый и опасный, но, к сожалению, предсказуемый итог от приобретения контрафактной продукции, будь оно совершено специально в целях экономии денежных средств или же случайно по неосведомлённости в вопросе корректной замены деталей личного автотранспорта – это всё прямой риск возникновения технических поломок автомобиля во время движения, что может привести к ДТП и получению травм разной тяжести.
Оригинальные детали обязательно проходят строгие тесты на прочность, износостойкость и совместимость с остальными автозапчастями в выбранной модели машины, в то время как подделки априори изготавливаются сплошным потоком и сразу же, даже без элементарных визуальных проверок, выставляются на продажу для нескольких категорий автомобилей, независимо от их заводской совместимости.
Рассмотрим тормозную систему
Поддельные колодки или диски имеют сниженную фрикционную способность, в России неоднократно были зафиксированы ДТП из-за отказа работы тормозов автомобилей с установленными контрафактными деталями, что временами приводит к плачевному исходу. В статистике ГИБДД рост аварий по вине неисправных тормозных систем увеличен на 10-15 % по сравнению с прошлым годом.
Участие контрафактной продукции в рулевом управлении и подвеске автомобиля заключается в том, что фальшивые амортизаторы или шаровые опоры неизбежно ломаются под нагрузкой, вызывая потерю контроля над автомобилем на дороге и увеличивая вероятность опрокидывания, также доподлинно известно, что четверть всех поломок подвески связаны с поддельными автозапчастями.
И последний из примеров по списку, но не по значимости – подушки и ремни безопасности, подделки которых часто не срабатывают вовсе или срабатывают некорректно. По данным Минздрава, в России подобные случаи приводят к тысячам травм ежегодно.
В конечно счёте, фальшивые запчасти превращают ваш личный автомобиль в «бомбу замедленного действия», где любая поломка может стоить здоровья и даже жизни.
Далее рассмотрим финансовые потери для владельцев машин и сферы машиностроения в целом.
Экономический ущерб от оборота контрафакта огромен, на первый невооруженный взгляд, подделки дешевле оригинальных автозапчастей
на 30 –70%, но это лишь мнимая иллюзия экономии.
Быстрый износ
Низкое качество поддельной продукции приводит к быстрому скоротечному износу, как и самих фальшивых деталей, так и смежных деталей и систем, с которыми они взаимодействуют внутри двигателя, что влечёт за собой необоснованные траты на дополнительный ремонт.
Например, поддельный масляный фильтр может пропустить загрязнения в двигатель, и инициировать его капитальный ремонт, а то и полную замену, что обойдётся любому автовладельцу не в одну сотню тысяч рублей. По данным Автостата, российские граждане теряют до 50 млрд рублей ежегодно на повторных ремонтах своих машин из-за контрафакта.
Также при продаже автомобиля с установленными поддельными автозапчастями его цена снижается на 10 – 20%, а диагностика всегда выявляет существенные проблемы. Страховые компании имеют за собой право отказывать в компенсирующих выплатах, если возникающие аварии были связаны с поломкой неоригинальных автозапчастей.
Макроэкономический эффект же заключается в недополучении прибыли официальными производителями автотранспорта, что влечёт за собой сокращение уплаты налогов в федеральный бюджет. В ЕС потери от подделок в автосекторе оцениваются в 10 млрд евро в год (данные EUIPO). В России же это приводит к недополучению налогов на миллиарды рублей и потере рабочих мест у легальных производителей, расположенных внутри страны.
Поддельные запчасти вредны для экологии
Поддельные запчасти также вредны для экологии и оказывают пагубное влияние на окружающую среду, ведь они производятся без экологических стандартов качества.
Дефектные каталитические нейтрализаторы или топливные форсунки недоброкачественно очищают выхлопные газы, что приводит к увеличению выбросов CO₂ и прочих токсичных веществ. Исследование Greenpeace показывает, что контрафактные детали повышают выбросы на 20 – 50%, способствуя образованию смога в крупных городах.
Поддельные прокладки или шланги в машинах неизбежно рвутся, загрязняя почву и воду, в России ежегодно фиксируется тысячи случаев утечки машинного масла и других вредоносных для природы жидкостей из-за некачественных автозапчастей (данные Росприроднадзора).
И если посмотреть глобально – то подделки выходят из строя намного быстрее оригинальных деталей, увеличивая общий объем мусора, добавляя миллионы тонн отходов ежегодно и занимая лишние перерабатывающие мощности.
Юридически распространение поддельных автозапчастей может привести к серьёзным штрафам и уголовной ответственности. В России ст. 171.1 УК РФ предусматривает наказание за сбыт контрафакта до 6 лет лишения свободы, а автовладельцы рискуют принудительным аннулированием техосмотра или страховки.
Социально это системно подрывает доверие к автомобильному рынку, стимулирует коррупцию и снижает необходимые инновации в автопромышленности.
Поддельные автозапчасти – это не экономия ваших денежных средств, а коварная лотерея с крайне высокими ставками.
И в заключение дадим вам несколько советов, как минимизировать собственные риски и не нарваться на недобросовестного продавца автозапчастей.
Всегда покупайте необходимые вам автозапчасти только у официальных дилеров или же проверенных поставщиков, при каждой покупке проверяйте лицензионные сертификаты и голограммы, используйте VIN-код для подбора оригинальных деталей и регулярно проводите диагностику вашей машины.
Государство и производители регулярно усиливают борьбу с оборотом контрафактной продукции в сфере машиностроения, в России для этого введены маркировка и цифровой контроль (система "Честный ЗНАК").
Выбор запчастей проверенных брендов (которые не первый год на рынке и являются поставщиками на конвейеры производителей) – это ваша персональная инвестиция в собственную безопасность, в семейный бюджет и экономику страны.
Не приобретайте поддельные автозапчасти, рискуйте зазря – ваша жизнь и спокойствие дороже любой скидки и распродажи.