Найти в Дзене
Auto People

«Яндекс» пересаживается за руль: всё, что известно о проекте народного такси UMO 5 на базе GAC Aion Y Plus

Российский IT-гигант готовится к тектоническому сдвигу на рынке пассажирских перевозок. «Яндекс» намерен не просто предоставлять сервис, но и дать таксопаркам собственный автомобиль. Разбираемся, что скрывается за индексом UMO 5, почему выбор пал на китайский GAC Aion Y Plus и выдержит ли «электричка» суровые будни российского такси. UMO 5 – новый автомобиль от «Яндекс» Слухи о том, что «Яндекс» хочет свой автомобиль, ходили давно. После ухода западных и корейских производителей (Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Octavia), которые годами составляли костяк таксомоторных парков, рынок столкнулся с дефицитом надежных и доступных машин. И вот, пазл сложился: по данным инсайдеров и презентациям, попавшим в распоряжение СМИ, компания готовит к запуску собственный автомобильный суббренд. Имя ему – UMO 5. Но, как это часто бывает в современном автопроме, под новым шильдиком скрывается уже проверенный боец – китайский электрокар GAC Aion Y Plus. Операция «Локализация»: откуда взялся UMO 5 Согласн
Оглавление

Российский IT-гигант готовится к тектоническому сдвигу на рынке пассажирских перевозок. «Яндекс» намерен не просто предоставлять сервис, но и дать таксопаркам собственный автомобиль. Разбираемся, что скрывается за индексом UMO 5, почему выбор пал на китайский GAC Aion Y Plus и выдержит ли «электричка» суровые будни российского такси.

UMO 5 – новый автомобиль от «Яндекс»
UMO 5 – новый автомобиль от «Яндекс»

Слухи о том, что «Яндекс» хочет свой автомобиль, ходили давно. После ухода западных и корейских производителей (Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Octavia), которые годами составляли костяк таксомоторных парков, рынок столкнулся с дефицитом надежных и доступных машин. И вот, пазл сложился: по данным инсайдеров и презентациям, попавшим в распоряжение СМИ, компания готовит к запуску собственный автомобильный суббренд.

Имя ему – UMO 5. Но, как это часто бывает в современном автопроме, под новым шильдиком скрывается уже проверенный боец – китайский электрокар GAC Aion Y Plus.

Операция «Локализация»: откуда взялся UMO 5

Согласно документам, товарный знак UMO 5 был зарегистрирован «Яндексом» в Роспатенте по классам, включающим автомобильную технику и зарядные станции. Это не просто наклейка логотипа на капот: речь идет о серьезном проекте локализации.

«Яндекс» не собирается изобретать велосипед и строить машину с нуля – это слишком дорого и долго. Стратегия «бэдж-инжиниринга» (выпуск существующей модели под другой маркой) здесь выглядит наиболее разумной. Донором стал компактный, но вместительный электрический кроссовер от GAC – Aion Y Plus.

Донорский автомобиль для UMO 5 – китайский GAC Aion Y Plus
Донорский автомобиль для UMO 5 – китайский GAC Aion Y Plus

Ключевые вводные проекта:

  • Сегмент: тариф «Комфорт+» в Москве и Санкт-Петербурге.
  • Старт производства: оптимистичный сценарий – 2026 год, но процессы согласования могут сдвинуть сроки.
  • Сборка: ведутся переговоры с китайскими партнерами о выборе площадки для локальной сборки в РФ.
Для «Яндекса» это шаг в сторону вертикальной интеграции. Контролируя и софт, и «железо» (автомобиль), компания может предлагать таксопаркам пакетные решения, снижая стоимость поездки за счет экономии на топливе и обслуживании.

Знакомьтесь, донор: что такое GAC Aion Y Plus?

Чтобы понять, на чем нас будут возить через пару лет, нужно внимательно посмотреть на исходник. GAC Aion Y Plus – это автомобиль, который ломает привычные стереотипы о классах.

Дизайн: минивэн, притворившийся кроссовером

Китайцы называют его компактным кроссовером, но любой эксперт скажет: это MPV (компактвэн) чистой воды. И для такси это идеальный форм-фактор.

Передняя часть GAC Aion Y Plus
Передняя часть GAC Aion Y Plus

Основные параметры:

  • Габариты: длина 4535 мм, ширина 1870 мм, высота 1650 мм.
  • Колесная база: внушительные 2750 мм. Для сравнения, это больше, чем у многих кроссоверов классом выше.
  • Дорожный просвет (мин. при полной загрузке) – 150 мм.
Вид сбоку
Вид сбоку

Внешность у машины футуристичная. Спереди – сложная оптика с «ресничками», расходящимися в стороны (так называемые «крылья ангела»). Решетки радиатора нет – только глухая панель и воздухозаборник в нижней части бампера для охлаждения батареи. Силуэт «автобусный», что обещает королевский простор внутри.

Дизайн задней части
Дизайн задней части

Интерьер: мечта пассажира

Главная «фишка» Aion Y Plus – задние двери, которые открываются почти на 90 градусов. Это критически важно для такси: посадка и высадка становятся максимально комфортными, даже если пассажир крупный или с багажом.

Передняя часть салона GAC Aion Y Plus
Передняя часть салона GAC Aion Y Plus

Внутри – ровный пол (туннеля нет, спасибо электроплатформе) и огромное пространство для ног. Задний диван спроектирован так, что там можно сидеть нога на ногу. Передние сиденья могут раскладываться вровень с задним диваном, образуя спальное место – функция, которая вряд ли пригодится пассажирам «Комфорт+», но может порадовать водителей, ожидающих заказа.

Кресла первого ряда
Кресла первого ряда
Условия для задних пассажиров
Условия для задних пассажиров

Материалы отделки в обновленной версии 2025 года комбинированные: светло-зеленая, серая и серебристая гамма. Это выглядит свежо, но вызывает вопросы по практичности в условиях такси – вероятно, для UMO 5 выберут более темные и износостойкие варианты обивки.

Объем багажника Aion Y Plus – 405 литров
Объем багажника Aion Y Plus – 405 литров

Обновление 2025 года: что изменилось?

Интересно, что «Яндекс» ориентируется на самую свежую версию. 4 июня 2025 года (согласно китайским источникам) GAC вывел на рынок обновленный Aion Y Plus 2025 модельного года.

Изменения точечные, но заметные:

  1. Задняя оптика: фонари теперь объединены светящейся перемычкой с интегрированным названием бренда. Это делает машину узнаваемой в потоке ночью.
  2. Мультимедиа: обновленный интерфейс поддерживает протоколы Carlink/Hicar. Это китайские аналоги Apple CarPlay и Android Auto, позволяющие «зеркалить» смартфон на экран машины. Для таксистов это плюс – можно выводить навигатор на большой штатный экран.
  3. Умные карты: встроенная навигация научилась показывать время работы светофоров (функция V2X, пока актуальная в основном для умных дорог Китая).
  4. Комфорт: добавлена вентиляция водительского кресла (спасение летом), подогрев зеркал с автоскладыванием и адаптивный круиз-контроль.
Центральный тачскрин – 14,6”
Центральный тачскрин – 14,6”

Техническая начинка: хватит ли заряда на смену?

UMO 5 будет построен на электрической платформе GAC AEP 3.0. Это не переделанный бензиновый авто, а изначально спроектированный электрокар.

Двигатель и динамика:

  • Привод: только передний.
  • Мощность: электромотор выдает 204 л.с. (в базовых версиях в Китае есть вариант на 136 л.с., но для «Комфорт+» нужна динамика).
  • Крутящий момент: до 225 Н*м
  • Максимальная скорость – ограничена электроникой уровнем 150 км/ч для всех версий.

Для города 204 «лошади» на электротяге – это избыточно резво. Машина стартует моментально, что удобно при перестроениях.

Подкапотное пространство
Подкапотное пространство

Батарея и запас хода

Здесь кроется главный нюанс. В Китае заявляют пробег от 430 до 610 км (по циклу CLTC). Однако российский климат и реалии эксплуатации вносят коррективы.

  • Реальный прогноз для РФ: 300–430 км на одном заряде.
  • Зима: в мороз пробег электрокара падает на 30–40% из-за работы отопителя. Это значит, что зимой реальный пробег может составлять около 200-250 км, что потребует подзарядки в течение смены.

Зато есть быстрая зарядка: восполнить энергию с 20% до 80% можно примерно за 30 минут. Это время обеденного перерыва водителя.

-12

Экономика UMO 5: cчитаем деньги

Самая интересная часть проекта – финансовая. «Яндекс» делает ставку не на экологию (хотя это модно), а на жесткий расчет. Электромобиль в эксплуатации должен быть дешевле бензинового аналога.

Сколько стоит сама машина?

Давайте пересчитаем цены на исходный GAC Aion Y Plus 2025 года, опираясь на свежий курс (1 CNY = 11,27 RUB).

В Китае цены на обновленную модель варьируются от 99 800 до 123 800 юаней.

  • Базовая версия: 99 800×11,27≈1 124 746 руб.
  • Топовая версия: 123 800×11,27≈1 395 226 руб.

Также в Китае действуют скидки (например, на страховку 5000 юаней или ~56 000 руб.) и нулевой первый взнос.

GAC Aion Y Plus 2025 в салоне китайского дилера
GAC Aion Y Plus 2025 в салоне китайского дилера

Однако российская цена UMO 5 будет совсем другой. По данным источников, стоимость локализованного электрокара составит около 2,4 млн рублей и это уже с учетом государственной субсидии (которая сейчас составляет 925 тыс. руб. на электромобили российской сборки).

Без субсидии цена перевалила бы за 3,3 млн рублей. Разница с китайской ценой объясняется логистикой, таможней, утильсбором, НДС и затратами на организацию производства.

Лизинг и владение

«Яндекс» предлагает таксопаркам следующие условия (предварительные данные):

  • Лизинговый платеж: от 69 000 руб./мес. (срок 4 года, нулевой аванс).
  • Гарантия: 4 года или 150 000 км пробега.
  • Межсервисный интервал: 15 000 км.
Руль и цифровая приборка
Руль и цифровая приборка

Главный козырь: cтоимость эксплуатации

В презентации проекта «Яндекс» приводит убийственный аргумент в пользу UMO 5.

  • Годовое обслуживание UMO 5: ~405 000 руб.
  • Годовое обслуживание бензинового аналога: ~660 000 руб.

Экономия – 255 000 рублей в год с одной машины.
За счет чего?

  1. Топливо: электричество дешевле бензина (экономия ~176,4 тыс. руб. в год).
  2. ТО: в электрокаре не надо менять масло в ДВС, свечи, ремни ГРМ, фильтры коробки передач. Тормозные колодки живут дольше благодаря рекуперации (экономия на ТО ~88,5 тыс. руб. в год).

Для таксопарка из 100 машин это 25,5 млн рублей чистой экономии в год. Цифры, ради которых бизнес готов терпеть неудобства с зарядкой.

Перспективы и подводные камни

Проект UMO 5 выглядит амбициозно, но у него есть несколько «узких мест».

Инфраструктура

Москва и Санкт-Петербург активно развивают сеть ЭЗС (электрозарядных станций), но их всё ещё недостаточно для массового перевода такси на «электрички». Очереди на быстрых зарядках могут «съедать» рабочее время водителя, а значит – прибыль.

Ремонтопригодность

Кузовной ремонт китайских автомобилей пока остается проблемой из-за логистики запчастей. Если UMO 5 будут собирать в России, доступность крыльев и бамперов должна быть выше, чем у «серых» импортных авто.

Колесные диски
Колесные диски

Остаточная стоимость

Пока неясно, за сколько можно будет продать UMO 5 с пробегом 300 000+ км и деградировавшей батареей. Рынок вторичных «электричек» в России только формируется.

Подвеска
Подвеска

Конкуренты

В нише электротакси уже пробуют силы Evolute (перелицованный Dongfeng) и «Москвич 3е» (JAC). Однако UMO 5 на базе Aion Y Plus выигрывает у них по простору салона и, возможно, по технологичности платформы GAC. Aion – это один из лидеров китайского рынка электрокаров, славящийся своими «магазинными» батареями (Magazine Battery), которые обладают высокой защитой от возгорания.

Передняя светодиодная оптика
Передняя светодиодная оптика

Вывод

Появление UMO 5 – это логичный шаг эволюции рынка. «Яндекс» идет по пути Uber и других мировых агрегаторов, пытаясь создать идеальный инструмент для своей экосистемы.

GAC Aion Y Plus – отличный выбор в качестве базы. Это просторный, современный и технологичный автомобиль, который в классе «Комфорт+» может дать фору многим бензиновым седанам по удобству посадки.

GAC Aion Y Plus 2025
GAC Aion Y Plus 2025

Если «Яндексу» удастся удержать цену в районе 2,4 млн рублей и обеспечить инфраструктуру (возможно, строительством собственных хабов с быстрыми зарядками для парков), то через 2-3 года UMO 5 станет таким же привычным элементом городского пейзажа, каким когда-то были желтые Ford Focus или Hyundai Solaris.

Для пассажиров это означает тихие поездки в просторном салоне с ровным полом. Для водителей – привыкание к новым реалиям, где вместо заправки – кабель, а вместо шума мотора – тихий гул электротяги. Будущее наступает, и оно, судя по всему, будет электрическим и с китайским акцентом.

GAC
114,2 тыс интересуются