Найти в Дзене
Музей музыки

В День 255-летия великого Бетховена Музей музыки открывает уникальные нотные тетради композитора

Портрет Л. В. Бетховена. Репродукция с портрета Л. Михалека. Из фондов Музея музыки. В собрании Российского национального музея музыки есть бесценные артефакты – две нотные тетради Бетховена, так называемые Петербургская и Московская тетради, с набросками различных его произведений. Бетховен Л. Портрет погрудный. С гравюры, 1955. Из фондов Музея музыки. Всегда интересно узнать, откуда великие люди берут свои идеи, как им удается творить свои шедевры. На этот счёт известно высказывание Анны Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…». Очень большую часть труда любого представителя творческой профессии составляют черновики и наброски. Изучая эти записи, мы можем заглянуть на «кухню» мастера, восстановить логику его творческих поисков. В этом отношении эскизные тетради Людвига ван Бетховена – прекрасный пример. Бетховен записывал своим летящим почерком все (или почти все) музыкальные замыслы, которые приходили ему в голову, в том числе во время прогулок. О
Портрет Л. В. Бетховена. Репродукция с портрета Л. Михалека. Из фондов Музея музыки.
Портрет Л. В. Бетховена. Репродукция с портрета Л. Михалека. Из фондов Музея музыки.

В собрании Российского национального музея музыки есть бесценные артефакты – две нотные тетради Бетховена, так называемые Петербургская и Московская тетради, с набросками различных его произведений.

Бетховен Л. Портрет погрудный. С гравюры, 1955. Из фондов Музея музыки.
Бетховен Л. Портрет погрудный. С гравюры, 1955. Из фондов Музея музыки.

Всегда интересно узнать, откуда великие люди берут свои идеи, как им удается творить свои шедевры. На этот счёт известно высказывание Анны Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…». Очень большую часть труда любого представителя творческой профессии составляют черновики и наброски. Изучая эти записи, мы можем заглянуть на «кухню» мастера, восстановить логику его творческих поисков. В этом отношении эскизные тетради Людвига ван Бетховена – прекрасный пример. Бетховен записывал своим летящим почерком все (или почти все) музыкальные замыслы, которые приходили ему в голову, в том числе во время прогулок.

О Петербургской тетради Бетховена речь идет в одном из выпусков программы «Экспомузыка».

Что касается Московской тетради 1825 года, то в ней 25 листов, она альбомного формата, небольшого размера (15,5х24 см), в коричневом кожаном переплете с золотым тиснением и надписью на немецком языке “Beethovens Handschrift” (переплет, сделанный индивидуально для владельца тетради, более позднего происхождения, чем сама тетрадь). Записи сделаны на бумаге с водяными знаками простым карандашом, вероятно, на весу. Тетрадь содержит эскизы струнных квартетов ор. 130 и 132, а также один лист, вшитый «вверх ногами» с наброском, относящимся к «Торжественной мессе». Квартеты были написаны Бетховеном по заказу князя Николая Борисовича Голицына, который пропагандировал его творчество в России. Композитор Цезарь Кюи называл их «высшим пределом человеческой гениальности в музыкальном творчестве».

Бетховен Л. Московская эскизная тетрадь. Из фондов Музея музыки.
Бетховен Л. Московская эскизная тетрадь. Из фондов Музея музыки.
Бетховен Л. Московская эскизная тетрадь. Из фондов Музея музыки.
Бетховен Л. Московская эскизная тетрадь. Из фондов Музея музыки.
Бетховен Л. Московская эскизная тетрадь. Из фондов Музея музыки.
Бетховен Л. Московская эскизная тетрадь. Из фондов Музея музыки.

Предлагаем вам послушать фрагмент квартета си-бемоль мажор (op. 130). Московская карманная тетрадь хранится в Музее музыки с 1923 года. До этого тетрадь находилась во владении князя А.Д. Оболенского. В свою очередь, Оболенский мог приобрести её в 1890-е годы, когда он был помощником варшавского генерал-губернатора. Кому она принадлежала ранее, доподлинно неизвестно. Директор Архива Бетховена д-р Зигхард Бранденбург высказывал предположение, что ранее тетрадь находилась в собрании композитора Феликса Мендельсона-Бартольди. Впервые опубликована она была в журнале «Музыкальное образование» № 1-2 за 1927 г. Публикация была подготовлена музыковедом Михаилом Ивановым-Борецким, который прокомментировал каждую страницу рукописи.