Представьте себе – последний день 1982 года, граждане СССР возвращаются с работы (да-да, трудились до последнего!), принимаются резать оливье и селедку под шубой, а по телевизору начинается что-то невероятное. Именно так родилась легенда, которая уже четыре десятилетия не сходит с экранов. Но что там происходило за кулисами? Готовьтесь узнать правду!
Скандал на ровном месте – братья Стругацкие в ярости
Вот где настоящая драма развернулась! Борис Стругацкий потом признавался откровенно – фильм ему сначала вообще не понравился! Представляете? А режиссер Константин Бромберг утверждал совершенно противоположное – мол, работали вместе душа в душу, всё согласовывали.
Источники из съемочной группы шепчут – Бромберг пошел на настоящую авантюру! Стругацкие были под запретом для кинематографистов (читать можно, снимать нельзя), и хитрый режиссер заявил начальству, что делает фильм просто «по мотивам». А потом взял и поменял вообще всё – имена героев, сюжетные линии, даже название волшебного института переделал! НИИЧАВО превратилось в НУИНУ, и фанаты писателей буквально рвали на себе волосы от возмущения.
Но самое пикантное признание Стругацкого про фильм звучит так:
«Сначала он мне не понравился совсем, но посмотревши пару раз, попривык и теперь вспоминаю без отвращения».
Ну разве не шедевр дипломатии? Фильм стал народным хитом, а автор первоисточника вспоминает его «без отвращения» – вот вам и творческие противоречия!
Главный герой? Какой главный герой?!
А теперь держитесь крепче! Фильм начали снимать БЕЗ главного героя! Да-да, вы не ослышались. Бромберг мечтал об Александре Абдулове, но руководство тянуло с решением, словно кота за хвост. Время поджимало, Новый год не ждет, и что делать?
Режиссер пошел ва-банк – снимал сцены со знаменитым Сергеем Прохановым (тем самым «Усатым нянем»!), но без крупных планов лица главного героя. Инсайдеры рассказывают, что существует даже другая версия событий – Проханов начал полноценно сниматься, но Бромбергу результат категорически не понравился, и актера просто заменили.
Когда Абдулова наконец утвердили, началась вообще феерия. Александр в тот момент снимался одновременно в ПЯТИ картинах! Его сцены буквально ловили урывками, на бегу, между другими съемками. Вот вам и советская киноиндустрия – никакой гламур, сплошной авральный режим.
Ведьма против милашки – битва за роль
Когда на пробах появилась Александра Яковлева, Бромберг скептически протянул: «Ведьму-то она сыграет, а вот Аленушку вряд ли». Оказалось, что десятки звездных артисток режиссер забраковал именно по этой причине – не могли они обеспечить нужный контраст между милой девушкой и законченной стервой.
Но настоящий скандал разгорелся на площадке - Яковлева и Валентин Гафт (исполнитель роли Сатанеева) чуть не дошли до рукоприкладства! Источники из съемочной группы рассказывают, что молодая актриса вела себя настолько дерзко, что даже закаленный в профессиональных баталиях Гафт был готов пустить в ход кулаки. Представляете масштаб конфликта?
Решение было драматичным – их стали снимать отдельно друг от друга. Вот так создавалась киномагия – актеры, играющие супружескую пару, на самом деле друг друга терпеть не могли. Голливуд нервно курит в сторонке.
Комическая парочка родилась в коридоре
Легендарный дуэт Ковров и Брыль появился благодаря случайности. Эммануила Виторгана на роль утвердили быстро, а вот напарника найти никак не могли. И тут кто-то из съемочной группы случайно заметил сцену в коридоре студии – высоченный Виторган беседовал с невысоким Михаилом Светиным, который во время разговора задирал голову практически вертикально!
Это выглядело настолько комично, что Светина утвердили мгновенно, прямо на месте. Никаких проб, никаких согласований – просто увидели и поняли: вот он, золотой дуэт фильма Иногда лучшие решения принимаются спонтанно, без всяких кастингов и многочасовых обсуждений.
Ночной кошмар Семена Фарады
«Гость с Юга» в исполнении Семена Фарады должен был мелькнуть в паре эпизодов и исчезнуть. Но актер оказался настойчивым товарищем – он буквально выпросил у режиссера, чтобы его персонаж прошел через весь фильм. Получил желаемое? Конечно! Но какой ценой?
Блуждания Фарады по коридорам снимали по ночам в бесконечных лабиринтах телецентра «Останкино». Режиссер Бромберг когда-то сам там реально заблудился, вот и решил использовать это место. Фарада настолько измотался от однообразных дублей, что у него вырвалось искреннее:
«Ну, кто так строит? Кто так строит?» – эта фраза, кстати, вошла в фильм и стала культовой!
Кстати, если вы попытаетесь найти здание НУИНУ в реальности – бросайте это дело. Его «слепили» из трех совершенно разных мест: гостиницы «Союз» у метро «Речной вокзал», ДК ЗИЛ и гостинично-туристского комплекса «Суздаль». Вот такая киношная магия!
Обида Георгия Вицина – слезы великого актера
Эта история до сих пор вызывает грусть у всех, кто её знает. Георгий Вицин остался по-настоящему обиженным и даже плакал от досады. Дело в том, что его персонаж – ученый кот – изначально был полноценным героем со множеством сцен и важной ролью в сюжете.
А что осталось в итоге? Всего две реплики – «Хам!» и «Ура!» Всё остальное безжалостно вырезали на монтаже. Говорят, что руководство увидело в этой линии опасное сходство с Бегемотом из «Мастера и Маргариты», а булгаковская мистика в начале восьмидесятых властям категорически не нравилась.
Великий актер был раздосадован до слез – он готовился, вкладывал душу, а получил в итоге крохи экранного времени. Такова цензурная реальность того времени!
Музыкальная бомба – вот где настоящая магия
Константин Бромберг после триумфа «Приключений Электроника» понимал – главное оружие не сюжет, а музыка! И он собрал настоящую команду мечты: композитор Евгений Крылатов (тот самый, с кем уже работал) и поэт Леонид Дербенев.
Результат превзошел все ожидания – более десятка хитов, которые до сих пор на слуху. «Снежинка» и «Три белых коня» стали вечными новогодними гимнами. Александр Абдулов, Виторган и Михаил Светин сами исполнили свои партии и подарили нам незабываемую песню про костюмчик, который "главное, чтобы сидел"!
Лариса Долина и Ольга Рождественская записали главные хиты, их голоса до сих пор греют душу каждый Новый год. Музыка сработала на все двести процентов – именно она превратила простенький сюжет в настоящий народный феномен!
Несостоявшееся продолжение – трагедия нового века
Мало кто об этом помнит, но в начале двухтысячных Александр Абдулов сам вышел на Бромберга с идеей продолжения "Чародеев". Режиссер к тому времени жил в Америке, но предложение его заинтересовало. Сюжет планировался современный – криминальные бизнесмены пытаются отжать у НУИНУ волшебную палочку, маги прячут институт в параллельных мирах.
Даже Борис Стругацкий согласился поработать над сценарием! Представляете, какой шедевр мог получиться? Но судьба распорядилась иначе – в январе 2008 года не стало Александра Абдулова. У Бромберга и Стругацкого не нашлось возможностей найти финансирование проекта. В 2012-м умер писатель, в 2020-м – режиссер.
«Чародеи» так и остались единственными и неповторимыми – никакого продолжения, никаких ремейков. Может, оно и к лучшему? Некоторые вещи лучше не трогать, они и так совершенны!
Вот такая невероятная история стоит за нашим любимым новогодним фильмом. Конфликты на площадке, творческие разногласия, цензурные ножницы, ночные съемки и слезы великих актеров – всё это собралось в той самой киномагии, которую мы пересматриваем уже сорок лет подряд.
Критики в 1983 году писали, что премьера «не оставила глубокого следа в памяти». Как же они ошибались! «Чародеи» пережили Советский Союз, девяностые, нулевые и продолжают жить! Каждый Новый год миллионы людей садятся перед экранами, чтобы в очередной раз услышать «Три белых коня» и увидеть, как Аленушка превращается в ведьму.
А вы помните свой первый просмотр «Чародеев»?
Может, вам было пять лет, и вы сидели на коленях у бабушки? А может, вы уже сами показывали «Чародеев» своим детям? Пишите в комментариях свои истории – мне правда интересно!
Кстати, если вам зашла эта статья, подписывайтесь и оставайтесь со мной!
Я продолжаю копаться в архивах советского кино и доставать оттуда такие скелеты из шкафа, что мама не горюй.
На очереди – ещё одна новогодняя классика, и там творилось вообще что-то невообразимое. Скажу только одно: скандал на всю страну. Но об этом в следующий раз!