Буддизм («Учение Просветлённого») – религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н.э. в южной Азии. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама.
Основные направления – хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии – с V в. до н. э. до начала 1-го тыс. н. э. Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири. В Индии к XII в. растворился в индуизме.
МАХАЯНА – (санскрит, буквально – большая колесница) наряду с хинаяной одно из двух основных направлений буддизма, т. н. Северный буддизм. Возникнув в Индии, с начала н. э. распространилось в Китае, Тибете, Японии и др. Махаяна подчеркнула черты терпимости в этическом учении буддизма и выдвинула идеал бодхисатвы. Нирвана понимается как абсолютная реальность, отождествляемая с органической общностью всех вещей Дхармакаей (космическое тело Будды). Провозглашение божественности Будды привело к появлению сложного культа, возникновению ритуала. Основные философские школы: йога-чары, мадхьямика.
ХИНАЯНА – (санскрит, буквально – малая колесница) наряду с махаяной одно из двух основных направлений буддизма; южный буддизм. Утвердилась в Шри-Ланке, Мьянме, Лаосе, Таиланде и других южных странах. Буддийский идеал «освобождения» принял в хинаяне форму преимущественно личного совершенствования, независимого от каких-либо внешних условий, идеал архата. Развила учение о дхармах. Основные философские школы: саутрантика, вайбхашика.
В буддизме нет души как неизменной субстанции, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и, безусловно, высшего существа. В ходе развития буддизма постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал и монашеские общины и т. д.
Буддизма придерживаются в мире около ~380 млн человек. Основное число последователей буддизма живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Корее, Лаосе, Монголии, Мьянме, Непале, Таиланде, Тибете, Шри-Ланке, Японии. В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы.
Основы Учения
В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: (1) о страдании; (2) о происхождении и причинах страдания; (3) о подлинном прекращении страдания» (4) об устранении его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью – праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.
Традиционно буддизм делят на Махаяну и Тхераваду, так называемые: «Великую колесницу» и «Учение старейших».
Отличительной чертой Махаяны является учение о Бодхичитте – стремлении к спасению всех без исключения живых существ, подразумевающем безграничное сострадание и любовь к ним; и проистекающем из него понятии Бодхисаттвы – существа, готового отказаться от индивидуального достижения Нирваны с целью спасения всех живых существ.
К Махаяне относится тибетский буддизм, китайский буддизм и несколько отдельных буддийских школ.
Последователи Махаяны подразделяют буддизм на Великую Колесницу (собственно махаяну) и Малую Колесницу («хинаяну»), которую называют также Колесницей Шраваков и Пратьекабудд. Само название «хинаяна» (буквально «Малая колесница») было введено методически для обозначения буддистов, ограниченных только стремлением к индивидуальному просветлению, и применялось в исторической полемике с другими, ныне не существующими, школами раннего буддизм, и с целью объяснения понятия Бодхичитты.
В тибетском буддизме вводится также понятие «ваджраяна» (Алмазная колесница или тантрический буддизм). Иногда её считают отдельной, третьей колесницей, иногда – одной из школ Махаяны. Эта ветвь распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии. Из Тибета пришла в Монголию, оттуда – в Бурятию, Туву и Калмыкию.
Поворот Колеса Дхармы
По воззрениям Тхеравады, Будда единожды повернул колесо Дхармы, произнеся свою первую проповедь Дхармачакра-правартана сутту для пятерых аскетов. Второй и Третий Повороты согласно воззрениям Тхеравады не признаются таковыми.
Три Поворота Колеса Дхармы
По воззрениям школ махаяны, Будда три раза поворачивал Колесо Дхармы: это значит, что он дал три больших цикла поучений, которые соответствуют различным способностям учеников и показывают им путь к непреходящему счастью. Начиная с этого времени, в распоряжении всех, кто живет в эпоху после появления Будды, есть методы, при помощи которых можно достичь совершенного состояния полного Просветления. По воззрениям наиболее древней нереформированной школы Тхеравада, Будда поворачивал Колесо Учения только один раз во время произнесения Дхармачакра-правартана сутты в Варанаси. Дальнейшие повороты Тхеравада относит к позднейшим изменениям первоначальной доктрины.
Во время первого Поворота Колеса Дхармы:
Будда учил, в основном, Четырем Благородным Истинам и Закону Кармы, которые объясняют нашу ситуацию в круговороте существования и утверждают возможность освобождения от всех страданий и причин страданий. В первом цикле поучений говорится, главным образом, о внешнем поведении, которому соответствует нравственный кодекс монаха или монахини.
Во время второго Поворота Колеса Дхармы:
Будда дал поучения об относительной и абсолютной истине, а также Взаимозависимом возникновении (Теории взаимообусловленного существования) и пустоте. Он показал, что вещи, которые появляются в соответствии с законом причины и следствия (карма), по своей природе свободны от действительного, независимого существования. Во втором цикле поучений говорится о внутреннем настрое, которому соответствует кодекс поведения мирянина или мирянки, берущих на себя ответственность за других, например, за семью или за какие-либо социальные группы.
Во время третьего Поворота Колеса Дхармы:
Были даны поучения о присущей всем существам Просветленной природе (Природе Будды), содержащей все совершенные качества и изначальную мудрость Будды. В этом цикле поучений говорится об аспектах восьмеричного пути, соответствующих нравственному кодексу йогинов, которые соединяют чистый взгляд на вещи с постоянной практикой.
Течения буддизма
Наиболее известные течения классифицируются следующим образом:
1. Тхеравада
2. Школы раннего буддизма
2.1. Вайбхашика
2.2. Саутрантика
3. Махаяма
3.1. Чань (Дзен)
3.2. Йогачара
3.3. Мадхъямика
3.4. Тяньтай/тэндай и Нитирэнизм
3.5. Амитоизм и Амидаизм
3.6. Хуаянь/Кэгон
4. Ваджраяна
4.1. Тибетские школы
4.1.1. Ньингма
4.1.2. Сакья
4.1.3. Гэлуг
4.1.4. Кагью
4.2. Сингон (японская школа)
Буддизм, распространенный среди мирян и значительно отличающийся от буддизма, проповедуемого в монашеской образованной среде, носит название простонародного или вульгарного.
В дополнение можно сказать, что Буддизм – путь ухода от страданий, ничего личностного, полное растворение личности в мировом духе, главное – всё живое, жизнь постоянно повторяется через инкарнации, полное отрицание временной земной жизни.