Уже писала пост на эту тему, но решила, что надо написать статью, и порассуждать поподробнее, потому что сейчас 80% моего времени посвящено детям, своим и чужим.
Как вы знаете, я психолог, работаю, в том числе, и с родителями (с детьми не работаю). А еще я подрабатываю репетитором по английскому. Ну и кроме того, дваждымать. В общем, детей в моей жизни много и разных. И с разных ракурсов.
И вот в очередной раз я задумалась, так ли во всем виноваты родители и так ли во всем заслуга детей?
Мы ведь привыкли как: если человек стал известен и/или получил регалии - он гений. Если человек растет "плохим" - виноваты родители.
Постулат психоанализа "все идет из детства" частично правдив, но я, как сторонник других методик в психологии, скажу, что это не 100% так. Абсолютное влияние родителей заканчивается там, где начинается социум. Хочешь-не-хочешь, а окружение влияет. И случаи, когда человек из низов выбился "в люди", к успеху - все же является исключением, потому в пример их все и приводят. И людей таких - единицы. Кроме Бетховена особо-то никто на ум и не приходит.
Возьмем гениев за последние 300+ лет.
Паганини: отец обучал сам, плюс нанимал лучших учителей. Да, юный Николло не слушался отца, и помимо изучаемых техник игры того времени очень много времени посвящал своей технике игры.
Но! Он это делал, имея базу, данную ему родителями (и педагогами, опять же, нанятыми силами родителей).
Моцарт: отец - придворный музыкант, заставлявший юного Вольфганга сидеть за инструментом не менее 4 часов в день, с 2,5 лет. Что-то мне подсказывает, что 2х летний Вольфганг с большим удовольствием бы сидел не за инструментом, а в песочнице, облизывая игрушки. Но вложился отец.
Дэвид Гаретт: не ходил в обычную школу, занимался с нанятыми родителями учителями. И это в наше время!
О чем это говорит? Правильно, гениальность нужно вовремя в ребенке увидеть и развивать. Частенько - через "не хочу". Потому что любой психически здоровый человек не хочет трудиться (покажите мне взрослого, который просыпается с мыслью "ура, мне снова на работу! Хоть бы отменили выходные и праздники, чтобы я мог работать каждый день!").
Но это чаще всего в тех семьях, где есть ресурс на выращивание гения. Потому что времени талантливый ребенок требует не меньше, чем проблемный, вот честно. А то и больше. А еще с талантливым ребенком намного сложнее морально: он чаще всего имеет менее уравновешенную нервную систему, в пубертат требует особого внимания (нереализованный творческий потенциал очень легко уходит в девиантное поведение и влияние социума на иаких детей идет еще сильнее, чем на обычных, без особо выраженного таланта). И семья, в которой растет гений, чаще всего имеет ресурс - неработающую маму, финансы, помощь - чтобы дать такому ребенку нужное количество внимания и вложить в ребенка максимум.
А что насчет детей, которые ленятся, а то и ведут себя плохо, хулиганят и что похуже?
Да, ответственность родителей в этом велика. В современном мире - особенно.
Если в СССР была идеология, воспитанием занимались не только родители, но и общество и вылететь из пионеров было позором, о чем дети знали с детства, а уж попасть в детскую коинату милиции - совсем беда (а еще были статьи за тунеядство, например). То в современом мире роль общества - порицать, не более. И вот берем мы среднестатистическую семью: родители хорошие, трудолюбивые, стараются сделать все, что в их силах для ребенка, работают, непокладая рук, а ребенок - двоечник, хулиган и кроме телефона ничего ему не надо. Недостаток внимания и воспитания? Однозначно, да. Но откуда это все взять, если по закону ребенка надо содержать определенным образом, обеспечивать и тд, а приходя с работы у родителей хватает сил только приготовить ужин и подготовиться к завтрашнему дню?
Причем очень часто, девиантное поведение - это обратная сторона нереализованного таланта. Ребенок не знает, куда деть творческую энергию, а родители - тоже не знают, и не умеют, и не понимают, что с этим делать.
А еще есть такая штука, как социум. И виртуальный мир, в котором сейчас дезинформация и пропаганда "легкой жизни". Причем, пропаганда-то классная, если честно. И я с ней согласна, потому что из-за усложнения сейчас все больше людей принимают препараты, чтобы справиться со стрессом. Но речь о неокрепших умах подростков, считающих, что став блогером можно сразу же переехать на Мальдивы, а материться и парить, как делают молодежные кумиры - это круто.
Да что подростки! Вспомните, как в детском саду приходит один ребенок, услышавший бранную речь у бабушки в деревне, и уже на следующий день вся группа радостно выражается так витиевато, что зависть берет! Плохие дети? Нет, просто дети пытаются подражать взрослым, а в их маленькой голове еще нет кнопки "ответственность". Для них "взрослый" - это то, что делает другой человек, максимально простое и понятное. И да, не все легко соглашаются с родителями, что "так делать ай-ай-ай", особенно если подключилась эндорфинная реакция-подкрепление: выругался, все посмеялись, всем весело и хорошо. Тоже самое с украденным чупа-чупсом: адреналин -> эйфория от бесплатной внеплановой сладости. Воспитание? Да! Всем детям, пойманным в магазине за кражу сладостей в младшем школьном возрасте известно, что брать чужое нельзя. Но одного примера от другого ребенка хватит для того, чтобы сложилась цепочка "если очень хочется, то можно и это несложно". Всегда ли могут родители этот момент отследить? Нет, увы, не всегда.
А теперь складываем вместе родителей, не имеющих ресурсов, подход родителей, что "все лучшее детям и мой ребенок не должен нуждаться" и "нельзя заставлять - это насилие", и влияние социума. Родители виноваты? Да, получается, не очень. Они же пытались как лучше! Кстати, заметьте, что опять же, чаще всего, трудные дети именно в хороших семьях, где родители из кожи вон лезут, чтобы создать детям будущее.
И получается очень интересная картина, на мой взгляд: в гениальности детей "виноваты" родители, а в том, что дети вырастают проблемными - только частично, потому что контролировать окружение, находясь в социуме- невозможно.
Так что, лично я считаю, что у нас очень странно в обществе выстроена практика поощрения-порицания. Да, талант, безусловно, важен. Но ценность труда родителей здесь, почему-то, забывается. А порицание родителей, которые не справляются, сильно преувеличено, потому что в большинстве случаев родителям не плевать, и они действительно просто в силу нехватки знания опыта не смогли предусмотреть такой вариант развития событий.
А все это я к чему? А к тому, что времени на Дзен с начала учебного года, почему-то, совсем мало. И да, я из тех родителей, которые уверены, что знания лишними и ненужными не бывают и никогда не знаешь, что в жизни пригодится, поэтому стараюсь в детей вложиться по-максимуму, а уж что рассказать своим психотерапевтам они в любом случае найдут. Это я тоже теперь точно знаю.