Найти в Дзене

Волшебный Новый год в Хогвартсе: Imperial Orchestra зажжёт Казань симфонией магии

Зимний сезон в столице Татарстана открывается по-волшебному: 28 декабря в КСК «Казань Арена» с размахом 70 музыкантов выступит Imperial Orchestra с шоу «Новый год в Хогвартсе». Это не просто концерт – настоящее погружение в мир Гарри Поттера с живой симфонией и спецэффектами. Пианист, арт-директор и продюсер оркестра Александр Дулин рассказал KazanFirst, как классика оживает в шоу-бизнесе, почему саундтреки – ключ к сердцам миллионов и чего ждать казанским поттероманам. Оркестр, признанный «Оркестром года» по версии премии Bravo в 2025-м, обещает стадионный размах: от тем Хедвиги до рождественских хитов Джона Уильямса. – Александр, Imperial Orchestra – феномен: от камерных салонов до арен на 15 тысяч зрителей. Вы выпускник Петербургской консерватории, ученик классиков, как сочетаете академическую школу с таким шоу-бизнесом, как ваше нынешнее турне? – Прежде всего консерватория, как и в целом занятия музыкой, очень дисциплинирует. Главная особенность академического музыканта, безусловно
Оглавление

Зимний сезон в столице Татарстана открывается по-волшебному: 28 декабря в КСК «Казань Арена» с размахом 70 музыкантов выступит Imperial Orchestra с шоу «Новый год в Хогвартсе». Это не просто концерт – настоящее погружение в мир Гарри Поттера с живой симфонией и спецэффектами. Пианист, арт-директор и продюсер оркестра Александр Дулин рассказал KazanFirst, как классика оживает в шоу-бизнесе, почему саундтреки – ключ к сердцам миллионов и чего ждать казанским поттероманам. Оркестр, признанный «Оркестром года» по версии премии Bravo в 2025-м, обещает стадионный размах: от тем Хедвиги до рождественских хитов Джона Уильямса.

От Петербургской консерватории до арен на 15 тысяч

– Александр, Imperial Orchestra – феномен: от камерных салонов до арен на 15 тысяч зрителей. Вы выпускник Петербургской консерватории, ученик классиков, как сочетаете академическую школу с таким шоу-бизнесом, как ваше нынешнее турне?

– Прежде всего консерватория, как и в целом занятия музыкой, очень дисциплинирует. Главная особенность академического музыканта, безусловно, выносить на публику не просто готовый проект, а доведенный до абсолютно качественного идеала. Разумеется, такой подход помог мне в продюсерской деятельности. Умение вести множество параллельных задач, ничего не бросать, четко понимать дедлайны и при этом получать удовольствие, а не всегда находиться в стрессе – это то, чему учат артистов в таких заведениях. Также я продолжаю играть на сцене на рояле — это очень важно для меня и помогает быть всегда частью оркестра, частью коллектива и тонко ощущать все изнутри. Классическая музыка всегда была и будет основой, на которой уже можно выстраивать что-то более масштабное и грандиозное, при этом не забывая о музыкальных традициях.

– В 2016-м вы запустили камерный «Музыкальный салон Classica», а в 2020-м – грандиозный Imperial Orchestra. Что подтолкнуло к такому скачку?

– Это скорее не смена формата, а естественное развитие меня как творческой личности. К тому же я всегда был не один в своих начинаниях. Мой старший брат Сергей Дулин – генеральный продюсер Империал Оркестра, во многом идейный вдохновитель нашего совместного проекта. Именно он указал мне на мир саундтреков как на возможность вывести классический европейский оркестр на совершенно другой уровень. Камерные концерты я очень люблю, и до сих пор у нас есть выступления такого плана на небольших площадках на 250 человек. Этот формат всегда позволяет быть ближе к зрителям и играть больше классического репертуара. Но мыслить масштабно научил меня именно Сергей, ставить очень амбициозные цели, что и привело к развитию нового формата большого симфонического шоу. Это не просто концерт, а настоящее погружение в симфонический мир киномузыки, где свет, визуальный ряд, мощное звучание классического оркестра, саунддизайн – все подчинено единой идее максимально раскрыть звучание саундтрека.

  📷
📷

– Вы не только музыкант, но и предприниматель: компания в Беларуси, «Империал Холл» в Питере в 2024-м. Что тяжелее – творчество или бизнес, особенно с планами на новые площадки?

– Конечно, все бизнес-процессы – это то, чему не обучали нас в консерватории. И тут я двигался с нуля, совершая множество ошибок на своем пути. Однако мне всегда помогал брат, так как за его плечами было уже несколько успешных стартапов в области IT. Самое сложное – это совмещение разного рода деятельности. Творческая мысль всегда занимает много времени и энергии, невозможно что-то придумать, будь то аранжировка, режиссура или сама концепция нового шоу, не имея на это ресурс. А операционная деятельность и бизнес-процессы – это уже более практическое участие. Но у меня есть масштабные цели развития нашей компании, которые мы совместно с командой старательно воплощаем в жизнь. Сейчас Империал Оркестра – это не симфонический оркестр. Это целое комьюнити музыкантов, продюсерский центр, концертное агентство, музыкальная студия, концертный зал, крупнейший промоутер. А в перспективе мы планируем создание целой серии концертных площадок и написание собственной музыки для киноиндустрии.

– Ваш рекорд – 15 тысяч на «Минск-Арене». А каково выходить на такую площадку, как «Казань Арена», и что отличает это от камерного зала?

– Феноменальные чувства, которые запомнятся мне на всю жизнь, как и всем музыкантам. Это абсолютно удивительно, что симфоническое искусство может быть так интересно для широкой аудитории. На наши шоу приходят родители с детьми, подростки, ценители киномузыки, любители оркестра, просто люди, для которых это первый опыт. Мы гордимся тем, что смогли переломить тренд, будь то симфоническая музыка лишь для узкой филармонической аудитории, и доказываем, что оркестр может быть суперзвездой, собирать настоящие стадионы.

– В 2025-м Imperial Orchestra – «Оркестр года» по версии Bravo. В чём секрет: быть первыми с саундтреками или команда из 60+ человек?

– Прежде всего умение быть «на волне». Мы всегда тщательно следим за новинками в кино и стараемся быть первым оркестром, который играет саундтрек. Часто мы являемся первыми и единственными исполнителями – так было с композициями Оппенгеймер, Формула 1, Кунг фу Панда 4, Очень Странные дела, Дом Драконов, Уэнсдей. И надо сказать, что команда Империал Оркестра, это не только музыканты – это дизайнеры, маркетологи, пиарщики, композиторы, более 60 человек сейчас трудится для того, чтобы создавать такие масштабные проекты. Плюс мы действительно один из крупнейших мировых оркестров, который делает очень большое количество концертов. К примеру, только в ноябре 2025 года мы сыграли 33 концерта, а цифра за год уже перевалила за 250.

  📷
📷

Мы сами фанаты Поттера и миллениалы

– Теперь о главном инфоповоде – «Новый год в Хогвартсе». Почему именно Гарри Поттер для зимнего шоу в Казани? Расчёт на фанатов или ваша личная страсть?

– Ну тут можно назвать две причины: мы фанаты Гарри Поттера, а все руководители оркестра — миллениалы. Мы долгое время включали в наши шоу фрагменты из фильмов Гарри Поттер, что вызвало очень большой успех у зрителей. И у нас возникло желание сделать нечто большее. Как же хочется окунуться в этот волшебный мир, побывать в Хогвартсе. С творческой командой Империал Оркестра мы решили постараться хоть на какое-то время осуществить мечту всех поттероманов и сделать не просто концерт, а настоящее шоу.

– Программа – музыка из восьми фильмов плюс «Фантастические твари», плюс «Один дома». Как уложили в два часа, без соблазна растянуть?

– Когда речь идет о Гарри Поттере, всегда есть соблазн сыграть вообще всю музыку из киновселенной. Но мы постарались отобрать самые главные музыкальные темы, которые очень важны фанатам, а также полностью раскрывают ключевые фрагменты фильма. Получился некий музыкальный концентрат, который точно будет по душе зрителям. Плюс уникальная возможность охватить сразу всю историю за два часа, испытав самый насыщенный букет из ностальгии.

– Композиторы – Уильямс, Дойл, Деспла – стили разные. Как вы сшили их в единое звучание?

– Разная по стилю, по композиторскому мышлению, но единая по тематике. Как и режиссеры, которые вели фильмы от детской сказки до мрачной фантастической драмы, композиторы старались так же перевести музыкальное настроение с простой и волшебной темы на что-то более сложное и трагическое. В целом в этой музыке так много разного материала, но есть ряд тем, которые лейтмотивом буквально сшивают партитуру между собой. Безусловно, такой темой является тема Хедвиги, созданная еще Джоном Уильямсом. Но парадоксом является то, что именно охватит весь музыкальный материал, мы увидели, насколько он гармоничен.

  📷
📷

– А как «Один дома» вписывается в поттериану?

– Один дома – это очень красивая музыка, которая позволит зрителям погрузиться в добрую рождественскую и новогоднюю атмосферу. Как мне кажется, этот фильм имеет огромное значение для нескольких поколений, а главное, он объединяет их. На самом деле это тоже своего рода лента про «мальчика, который выжил». Примечательно, что и композитор один и тот же. Именно Джон Уильямс создал главную музыкальную тему для Гарри Поттера.

Магия над Казанью: что увидят зрители

– Шоу – «магическое пространство»: огромный экран, парящие свечи… Главный акцент – на визуале, музыке или антураже для полного погружения?

– В шоу есть несколько важных элементов, которые погрузят зрителя на 2 часа в волшебный мир Хогвартса. Доминанта сцены – это огромный экран 250 квадратных метров, который максимально раскроет все богатство вселенной Гарри Поттера, проведя зрителя по ярким воспоминаниям из кино. Но на этом мы не остановились. Мы украсили многоуровневую сцену различными артефактами и деталями, которые точно понравятся поклонникам истории. Мы сделали все, чтобы зритель смог выбраться из повседневности и получить порцию новогоднего настроения.

– Звучание меняется от 70 до 100 музыкантов? Почему именно такой состав для саундтреков?

– Сейчас это обусловлено только техническими возможностями сцены, но мы стараемся целиться именно в 100 артистов на сцене, потому что всегда хочется делать в грандиозном масштабе. К тому же это нас очень сильно отделяет от конкурентов. Согласитесь, есть большая разница – 15-20 музыкантов на сцене, что является просто ансамблем и даже не камерным оркестром, и 100 профессиональных музыкантов, многие из которых лауреаты конкурса Чайковского и других престижных состязаний. Для нас это важно – сохранять высокий уровень качества и звание именно большого симфонического оркестра. К тому же никогда музыка из Гарри Поттера, как и другие саундтреки, не будут звучать полноценно в маленьком составе.

  📷
📷

– Для классика вроде вас: аутентичное исполнение партитур важнее «вау-эффекта» или праздник для зрителя на первом месте?

– Я думаю, что важно все. Профессиональное исполнение, качественная партитура, сыгранность оркестра, яркие спецэффекты, свет – все это дарит те самые эмоции нашим зрителям, те впечатления, которые человек запомнит на всю свою жизнь. Мы в Империал Оркестра не любим посредственность – если вышел на сцену, то играй, как в последний раз, отдавайся полностью процессу, не жалей своих сил и эмоций. И это распространяется не только на исполнение, а на все шоу и на всю команду. Именно такой подход делает наши проекты такими впечатляющими.

– А вне сцены: фотозоны с Волан-де-Мортом, сливочное пиво, распределяющая шляпа. Это обязательно для современного шоу или можно без?

– Если театр начинается с вешалки в гардеробе, то Хогвартс начнется с сувенирной лавки, глотка сливочного пива и встречи с Волан-де-Мортом. У каждого зрителя будет возможность сфотографироваться с любимыми героями, а также в интересных локациях из Хогвартса, примерить распределяющую шляпу и узнать, кому достанется путевка в Гриффиндор, а кто пойдет изучать темную магию в Слизерин. Также можно купить настоящую мантию ученика, различные магические предметы и, конечно, волшебную палочку, чтобы стать частью шоу.

  📷
📷

«Играем только живьём и тащим молодёжь к Чайковскому»

– Ваша миссия как арт-директора – от «Короля и шута» до Хогвартса? Популяризировать классику для молодёжи?

– Футбольные арены у нас только впереди, но мы действительно нацелены на них в том числе. Единственное, что нас пока останавливает, – это звук. Дело в том, что мы – те самые рисковые ребята, которые не играют под плюс, на наших шоу все играется вживую. Большинство оркестров на ледовых аренах или стадионах даже не пытаются играть живьем, честно говоря, на нас смотрят, как на сумасшедших. Но мне кажется, никогда фонограмма не сможет заменить живую энергию, особенно если это 100 артистов. Пусть из-за этого и бывают технические проблемы – не везде звук на арене высокого качества, но наша команда инженеров каждый раз делает свою работу лучше и лучше. А главная миссия нашего проекта – привести как можно больше молодой аудитории на концерты симфонической музыки, чтобы после нас они смогли уже послушать Чайковского, Свиридова или Рахманинова. Также нам очень интересно идти по пути современного технологичного оркестра, который играет новую музыку, использует новое звучание, не боится соединять эстетику классического оркестра и технологий.

– Как угадываете тренды, соединяя высокое с массовым? И не выгораете ли от 500+ концертов за пять лет?

– Мы стараемся охватить широкий репертуар, так как сами любим разнообразие в музыке, мы рушим стереотип, что классический музыкант – это скучный человек в пыльном пиджаке. К тому же новые постановки – это всегда интересные вызовы для нашей команды, нам нравится принимать смелые и необычные решения. Иногда мы хулиганим, иногда отдаем дань традиции, но главное, что мы занимаемся действительно творчеством. И мы всегда внимательно изучаем, что любит наша аудитория. Но это не значит, что мы играем лишь то, что сейчас популярно, это значит, что мы внимательны к зрителю и идем вместе с ним в ногу со временем.

Иногда это действительно сложно, мы играем от 3 до 9 концертов за выходные, сложные перелеты, зачастую мы просто спим в самолете или автобусе, а потом сразу на сцену. Но это такое большое счастье, когда ты выходишь в полный зал восторженных глаз. Видеть реакцию людей: кто-то улыбается, кто-то плачет, кто-то мечтает или вспоминает ценные для себя моменты. И каждый раз, как мы выходим на сцену, происходит магия. Эта энергия проникает в каждого из нас, заряжает, придает сил и позволяет буквально лететь над тысячным залом в порыве музыки. Это наша мечта – выступать на такую аудиторию, поэтому мы всегда будем энергичными и благодарными!

  📷
📷

– Открытие собственного концертного зала – это новый этап. Планируете ли вы делать «Империал Холл» не просто площадкой, но и творческой лабораторией для новых экспериментов Imperial Orchestra?

– «Империал Холл» стал уже настоящим домом для оркестра в Петербурге. Здесь проходят репетиции, премьеры новых проектов, здесь мы отрабатываем свои шоу. Конечно, для оркестра это оказалось очень тяжелой ношей. Мы буквально по крупицам восстанавливаем историческое здание ДК им. Газа. Очень много бытовых проблем, которые решаем за счет оркестра. В прошлом году восстановили сцену и гримерные помещения, купили большой экран, в этом году полностью поменяли пол в зале и поставили новые театральные кресла. В целом пытаемся сделать все, чтобы «Империал Холл» стал желанным и красивым местом для наших концертов. Более того, в перспективе у нас открытие собственной площадки в Москве, в мечтах — строительство большого концертного зала в Петербурге.

– Если бы у вас была волшебная палочка, что бы вы загадали для российского симфонического искусства на ближайшие пять лет?

– Мне бы очень хотелось, чтобы мы действительно все вместе шли вперед, играли и создавали новую музыку, вырастили новые поколения музыкантов и зрителей, которые действительно будут любить симфоническое искусство. Очень желаю, чтобы для симфонических оркестров возводили новые современные технологичные площадки, которые могли бы давать возможность реализации для шоу, мюзиклов и новых проектов. Ну и, конечно, чтобы мы играли на всех мировых аренах, гордо неся знамя русского исполнительского искусства!