Вспомните тот сумбурный двадцать третий год, когда наш автомобильный рынок только начинал наполняться новыми и неизведанными китайскими брендами. Мы смотрели на эти машины с опаской, но дефицит и жажда новизны делали свое дело. Особенно ярко на этом фоне выделялись рамные внедорожники, которые должны были заменить нам ушедшие «Прадо», «Паджеро» и «Вранглеры».
Одним из таких ярких представителей стал брутальный BAIC BJ40. Он выглядел как настоящий «рамник», у него снималась крыша, а дизайн недвусмысленно намекал на родство с легендарным американским Jeep. Многие тогда поверили в эту машину. Один из владельцев, чью историю я сегодня расскажу, в 2023 году выложил за новенький BAIC BJ40 в максимальной комплектации Flagship внушительные 3 906 900 рублей. Ему казалось, что он покупает эксклюзив, стиль и проходимость в одном флаконе. Но спустя полтора года и 43 тысячи километров пробега суровая реальность рынка ударила его по кошельку и самолюбию.
Владелец решил сменить автомобиль. Причины были вполне прозаичные. За время эксплуатации стало понятно, что ездить на "китайском Уазике" каждый день по городу - удовольствие сомнительное. Съемная пластиковая крыша, которая так эффектно смотрится в рекламных буклетах, в условиях нашей зимы оказалась источником холода и лишних шумов. Аэродинамика кирпича обеспечивала постоянный свист ветра и высокий расход топлива.
Подвеска, рассчитанная на прыжки по барханам, на асфальте вытрясала душу на каждом стыке. В общем, наигрался человек в джипера и захотел комфорта. С этими мыслями он поехал к крупному официальному дилеру (не марки BAIC, а другого популярного бренда), чтобы сдать свой внедорожник в трейд-ин и выехать на чем-то более гражданском и удобном.
Он рассчитывал на адекватный диалог. Машина свежая, 2023 года выпуска. Пробег 43 000 километров - это честная эксплуатация, но ресурс у машины еще огромный. Кузов в родной краске, без ДТП, техническая часть обслуживалась вовремя. Владелец надеялся, что за его "почти Вранглер", который стоил 4 миллиона, дадут хотя бы 2.8 - 3 миллиона рублей. Ведь инфляция, цены растут, и новые машины только дорожают. Но визит в отдел оценки закончился, даже не начавшись.
Сценарий развивался обескураживающе. Владелец передал документы менеджеру трейд-ина. Тот посмотрел в СТС, увидел марку BAIC, модель BJ40 и год выпуска. Потом он выглянул в окно, где стоял синий внедорожник, и даже не стал брать толщиномер или ключи. Он просто вернул документы владельцу и сказал фразу, от которой у любого продавца опустятся руки: «Извините, но мы этот автомобиль оценивать не будем. Нам он не интересен ни за какие деньги. Мы его просто не возьмем».
Владелец опешил. Как так? Это же рамный внедорожник, почти новый, стоит 4 миллиона! Но менеджер, видя недоумение клиента, решил объяснить ситуацию честно, без корпоративных уловок. Оказалось, что BAIC BJ40 попал в категорию "токсичных" активов для дилеров. Рынок этих машин мертв. Спрос на них на вторичке стремится к нулю. Те, кто хотел купить такую специфическую машину, уже купили её новой. А на вторичном рынке за 2.5 - 3 миллиона рублей люди ищут либо Tank 300, который стал абсолютным хитом и ликвидным товаром, либо смотрят в сторону подержанных японцев. BAIC BJ40 оказался никому не нужной экзотикой.
Проблема этой модели в том, что она проиграла конкурентную борьбу «Танку». Tank 300 предлагает тот же имидж, ту же проходимость, но при этом у него нормальный цельнометаллический кузов, комфортный салон и, что самое главное, бешеная популярность и раскрученность бренда. BAIC же остался уделом энтузиастов. Дилеры прекрасно знают, что если они заберут эту машину в трейд-ин, она встанет на их площадке памятником на полгода или год. Им придется заморозить свои оборотные средства в неликвиде, который с каждым месяцем будет только дешеветь.
Менеджер так и сказал: «Поймите, если я сейчас назову вам цену, за которую мы готовы его забрать, чтобы продать быстро, вы обидитесь и устроите скандал. Это будет цена чуть выше полутора миллионов рублей. Потому что только за эти деньги его заберет какой-нибудь перекуп-экстремал. А за рыночные 2.5 - 2.8 миллиона он нам не нужен, мы его будем продавать вечность». Услышать такое про машину, за которую ты полтора года назад отдал почти 4 миллиона, - это настоящий шок.
Потеря стоимости оказалась катастрофической. За полтора года владения автомобиль обесценился фактически в два раза, если смотреть на реальную цену выкупа, а не на «хотелки» продавцов в объявлениях. В объявлениях-то они могут стоять и за 3 миллиона, и за 3.5 миллиона. Но висеть эти объявления будут годами. Реальность такова, что ликвидность нишевых китайских брендов находится на дне. Это не Geely Monjaro и не Haval Jolion, которые улетают за неделю. Это специфический продукт, который имеет очень узкую аудиторию.
Технически к машине претензий может и не быть. Там стоит двухлитровый турбомотор (лицензионный, корни уходят к Саабу) и классический восьмиступенчатый автомат ZF. Связка надежная. Рама крепкая, мосты, парт-тайм. Но все это разбивается о суровую правду рынка: потребитель не знает этот бренд, боится проблем с запчастями (а кузовщины на них действительно мало) и не понимает, зачем покупать BAIC, когда есть Tank.
Владелец уехал из салона на своем BAIC BJ40, так и не совершив обмен. Теперь он оказался заложником своего автомобиля. Ездить на нем он уже не хочет, а продать за вменяемые деньги не может. Ему остается либо смириться и эксплуатировать машину дальше, надеясь, что когда-нибудь найдется фанат марки, либо отдавать её за бесценок, фиксируя убыток в 2 миллиона рублей.
Покупка редкого китайского автомобиля - это билет в один конец. Вы легко отдадите деньги в кассе, но вернуть их обратно будет практически невозможно. Ликвидность - это то, о чем нужно думать в первую очередь, особенно когда речь идет о суммах под 4 миллиона рублей. Теперь владелец с грустью смотрит на проезжающие мимо "Танки", которые и на вторичке стоят дорого, и в трейд-ин их берут с удовольствием. А его "флагманский" BAIC оказался красивой, но никому не нужной игрушкой.
А вы бы рискнули купить редкий китайский внедорожник на вторичном рынке, если бы цена была очень сладкой, или предпочли бы что-то более популярное и понятное? Пишите в комментариях, обсудим.