Найти в Дзене
Индонезия изнутри

Когда мужик умеет краситься, а ты нет

Кто такие вариа и почему о них говорят уже много десятилетий? В Индонезии, стране, которую многие представляют как строго консервативную, всегда существовало пространство для людей, которые живут иначе, чем принято. Слово waria образовано от «wanita» (женщина) и «pria» (мужчина) и описывает трансгендеров, которые в индонезийском обществе занимают особое, иногда парадоксальное положение. Этот термин одновременно устоявшийся и спорный: кто-то считает его нейтральным, а кто-то — устаревшим или стигматизирующим. Тем не менее именно под названием вариа эти товарищи известны большинству индонезийцев. Хотя сегодняшняя Индонезия часто ассоциируется с религиозным консерватизмом, идея гибкости гендера здесь существовала задолго до современных дискуссий. На Сулавеси, например, у народа бугис есть система из пяти гендеров, и один из них — биссу, люди «между мирами», выполнявшие ритуальные роли. Исследователи видят в этом отголосок более древних представлений, на фоне которых появление и существов

Кто такие вариа и почему о них говорят уже много десятилетий? В Индонезии, стране, которую многие представляют как строго консервативную, всегда существовало пространство для людей, которые живут иначе, чем принято. Слово waria образовано от «wanita» (женщина) и «pria» (мужчина) и описывает трансгендеров, которые в индонезийском обществе занимают особое, иногда парадоксальное положение. Этот термин одновременно устоявшийся и спорный: кто-то считает его нейтральным, а кто-то — устаревшим или стигматизирующим. Тем не менее именно под названием вариа эти товарищи известны большинству индонезийцев.

Хотя сегодняшняя Индонезия часто ассоциируется с религиозным консерватизмом, идея гибкости гендера здесь существовала задолго до современных дискуссий. На Сулавеси, например, у народа бугис есть система из пяти гендеров, и один из них — биссу, люди «между мирами», выполнявшие ритуальные роли. Исследователи видят в этом отголосок более древних представлений, на фоне которых появление и существование вария в городской культуре уже не кажется чем-то необычным.

Чаще всего вариа живут в больших городах: в Джакарте, Джокьякарте, Денпасаре, Макассаре. Но у нас в Чимахи тоже встречаются, один вообще живёт недалеко от нас, в понедельник проходил мимо нашего дома

Многие вариа работают в индустрии красоты, в парикмахерских, визажистками, свадебными художниками. Другие выступают в ночных клубах, участвуют в кабаре или уличных шоу. В туристических районах они иногда становятся яркой частью городской жизни — люди их узнают, приветствуют, общаются с ними как с местными «знаменитостями».

Интернет и соцсети изменили многое. Появились вариа-блогерки, визажистки, артистки, которые смогли построить имя и выйти за рамки локального окружения. Но одновременно усиливаются общественные дискуссии о морали и традициях, и вариа оказываются между новыми возможностями и старым давлением.

История вариа — это не просто рассказ о нетрадиционном гендере. Это напоминание о том, насколько индонезийская культура многослойна и гибка, как в ней переплетаются древние традиции и современность. Вариа существуют не на периферии, а внутри культурного пространства страны, и их опыт показывает, что человеческая идентичность всегда богаче и сложнее, чем привычные шаблоны.

-2

Для меня же этот товарищ просто экзотический персонаж нашего города, которому за его смелость люди дают по 2000-5000 рупий, когда видят.