В фильме «Герцогиня» мы видим драматические события жизни Джорджианы, молодой девушки конца 18 века. У нее были дворцы, лучшие платья и драгоценности, куча поклонников и слуг, но она жила без любви в одном доме с любовницей мужа, была вынуждена расстаться с любимым человеком и отдать своего ребенка... Брак с герцогом обернулся для Джорджины сплошным разочарованием, и ей пришлось стать иконой стиля, активисткой и просто интересной женщиной… Приятная в общении, соблазняющая всех кроме мужа, балансирующая на грани эмоционального срыва, подвергающая риску свое положение... Ее постоянно высокий уровень тревоги придает ее эмоциям и переживаниям особый шарм у публики и раздражение у мужа…
«Герцогиня», 2008 г. Режиссер: Сол Дибб
Болезненность тем любви и отношений.
В фильме мы видим Джорджиану как эмоциональную и тревожную девушку, которой трудно справляться со своими аффектами. Она пытается быть послушной и спокойной, но чувства ее периодически переполняют, и она не знает, как с ними справляться.
Мы видим ее мать, которая отличается холодностью и отстраненность от эмоциональности дочери. Это, скорее всего, наблюдалось и в детстве. Высокий уровень эмоциональности и тревоги, который был свойственен маленькой Джорджиане, и неспособность матери ее регулировать привел к проблемам в сфере привязанности. Сформировались объектные отношения, которые носят противоречивый и непредсказуемый характер. В силу того, что маленькому ребенку казалось, что он является причиной любого отношения со стороны взрослых, маленькая Джорджиана решила, что она виновата в холодности матери. Если меня любят, значит, я хорошая. Если меня не любят, опять же, это моя вина, значит со мной что-то не так. Таким образом, у главной героини фильма «Герцогиня» чувство вины связано с ее сверхчувствительностью, повышенной потребностью в эмоциональной обратной связи.
Брать вину за отношения на себя в отношениях с матерью распространились и на все отношения в ее жизни.
В начале фильма главная героиня сконцентрирована на отношениях со своим мужем Уильямом, герцогом Девонширским. Она не замечает, что для него она только функция для рождения наследника. Джорджиана обсуждает свои отношения с мужем в разговоре с матерью. Она ощущает свою вину за то, что ее фантазия о любви не реализуется в реальной жизни. И пытается найти причину в себе. Она не замечает, что для матери она такая же функция, и ее холодный муж есть проекция родной матери.
Важно отметить, что чувство вины спасает ее от жестокой реальности. Если она виновата, значит, она может все исправить, и тогда фантазия реализуется. Как в детстве чувство вины спасало ее от понимания отсутствия материнской любви, так и сейчас она пытается спастись от безразличия своего мужа.
Даже тогда, когда она смирилась со своим положением, а ее муж предает с ее единственной подругой, она сокрушается: «Что со мной не так?», как будто только от нее зависит качество отношений. Сознательно она ищет любовь мужчины, но на самом деле она стремиться найти любовь матери (дающую материнскую грудь).
Пол и вина.
Во времена, когда происходят события фильма, рождение мальчика было более желательным событием, чем рождение девочки. Это уже накладывало отпечаток на отношение девочки к своему полу. Мать Джорджианы постоянно ей твердит о зависимом отношении женщин. Она родила девочку и считает, что и Джорджиана будет страдать так же как страдала она сама. Джорджиана с детства усвоила, что с ее полом что-то не так, быть девочкой — плохо.
Для главной героини фильма «Герцогиня» тема любви и отношений является главной сферой его реализации себя и источником ее представлений о себе, мерилом успеха и самооценки. Так положено для хорошей девушки. В начале фильма Джорджиана в ожидании сказки. Она представляет своего будущего мужа как волшебного принца. У нее есть фантазия об идеальном объекте, который обязательно сделает ее счастливой.
У главной героини эмоционально холодная мать, которая транслирует дочери зависимое положение женщин от мужчин. Значит, в семье был сильный отец и зависимая мать. Противоположный пол в образе отца представлялся маленькой Джорджиане белее сильным, а, значит, более привлекательным. Он мог пугать девочку и притягивать одновременно. У нее был отец, у которого «за холодностью, сдержанностью обнаруживалась душевность, глубина, чувства». Для маленькой Джоржианы отец стал идеальным позитивным образом. Она этот образ накладывает на своего мужа и ощущает разочарование. Но ведь это что-то не так в ней, это она виновата.
Таким образом, чувство вины главной героини связывается с ее собственным полом, вернее обесцениванием женского пола.
С этим она сталкивается и в замужестве, когда не может родить мальчика, как главную ценность для мужа. Она вынуждена испытывать огромное чувство вины, так как не оправдывает ожидания и не выполняет главный пункт в брачном контракте. Она наблюдает, как ее муж играет с мальчиками Бесс и испытывает боль, ведь он игнорирует ее детей, так как они девочки.
Конкуренция с мужчинами.
Несмотря на то, что Джорджиана сконцентрирована на желании наладить отношения со своим мужем, она успешно соперничает с ним. Молодая герцогиня изящно стягивает на себя внимание, вызывает восхищение и обожание публики. Герцог же на фоне ее блистательной натуры меркнет и вынужден уходить в тень. Это создает еще большие проблемы в их отношениях, а в душе Джоржианы формирует дополнительное чувство вины.
Ее соперничество с мужем показывает ее идентификацию с отцом как более сильной фигурой по сравнению с матерью. Мать все время говорит о терпении и покорности («Терпенье, стойкость и смирение»). Джоржиана соглашается, но бессознательно постоянно конкурирует с мужчинами.
У Джорджианы сформировалась фантазия: «я хочу обрести власть над тем, кто сильнее меня». Она становится на публике с одной стороны нарочито привлекательной и сексуальной, а с другой стороны соревнуется с мужчинами, превосходя их в интеллекте и образовании. А в личных отношениях с мужем остается маленькой девочкой.
Отношения «любовные треугольники»
На протяжении всего фильма Джоржиана находится в любовных треугольниках. Она, муж и его любовницы. Она, муж и его дочь от любовницы. Она, муж и Бесс. Она, муж и Чарльз. Она, муж и публика. Эта бесконечная карусель любовных треугольников свидетельствует о ее ранней эдипальной ситуации.
Скорее всего, между маленькой Джорджианой и ее родителями произошли какие-то сбои в ранних отношениях и теперь, будучи взрослой, она, вместо того, чтобы строить отношения с партнером без третьих лиц, нуждается в том, чтобы повторять ситуации своей детской травмы.
Судя по всему, у нее были теплые отношения с отцом. Возможно, он предпочитал общение с ней, а не со своей холодной женой. Джорджиана выбирала отца, а не мать как более сильную и привлекательную фигуру. Бессознательно в такой ситуации у ребенка рождается чувство вины по отношению к матери, которое потом способно распространяться на все отношения во взрослой жизни.
Отец умирает, что стабилизирует идеальность отцовского образа. Идентификация с отцом как сильной и душевной фигурой становиться прочной. Она хочет такого же партнера, но становится третьей в отношениях как была ею в детстве. Когда у нее отношения законные, они без любви. Партнер холодный как мать. Когда в отношениях есть любовь, она запретна, как любовь к отцу. Чарльз ее любит, но отношения невозможны. Джоржиана сближается с Бесс, но ее забирает Уильям. Любимый объект ей не принадлежит, она не может на него претендовать.
Но есть еще публика, которую можно очаровать и получить любовь и внимание.
Демонстративность, отчаянный поиск внимания и повышенное внимание к собственной привлекательности.
Джорджиана показана в фильме как человек очень яркий, она выделяется из своего окружения не только красотой, но и умением говорить и размышлять. Ей важно находиться в центре внимания, затмевая собой потенциальных конкурентов среди окружающих людей одного с ней пола и получить признание со стороны противоположного пола. Она боится, что окружающие потеряют к ней интерес и потому красиво одевается и красиво говорит.
Джорджиана – законодательница моды. Это ее способ самовыражаться. Ведь по ее мнению у мужчин есть много способов самовыразиться, а у женщин только одежда. Она пользуется этим способом для того, чтобы выразиться, выделиться, утвердиться.
Внимание ей необходимо как воздух, и поэтому главная героиня делает все возможное для его получения. При этом ее эмоциональные реакции на публике часто не соответствуют ее подлинным переживаниям. Она обязана блистать, восхищать и радовать всех.
Влюбленный в нее Чарльз говорит Джорджиане: «Вам не обязательно всех радовать». На что она отвечает: «Я столько времени этим занималась, теперь нелегко от этого отучиться». Это ее роль, которую она успешно играет. Чарльз замечает: «Вы делаете это, чтобы вас любили». Она удивляется его словам, ведь она это делает бессознательно.
Джорджиана уверена, ее любить можно только радостной и блистающей. На протяжении всего фильма мы видим грустные глаза героини, но она всегда пытается улыбаться. Радость разрешена, грусть под запретом. Стать грустной и обыкновенной – это значит, стать нелюбимой. Не получив любовь от мужа, Джоржиана стремиться получить ее от публики. Это сохраняет ее фантазию о том, что если она будет красивой, радостной и восхитительной она будет любимой. На самом деле в душе главной героини много грусти, отчаяния и злости, но они запретны, так как вызывают огромное чувство вины. Если она это позволит, она станет жалкой и недостойной любви. Быть уязвимой опасно.
Главная героиня испытывает крайне интенсивные эмоции во время замужества, которые требуют особой обратной связи. Ей необходимы восприимчивость и вовлеченность, но мать холодна и непреклонна. Она говорит о долге и о том, что у ее дочери нет выбора. Так было и в детстве. Мать была безучастна в отношении эмоциональной жизни своей дочери. Чувствительность пугала мать своей интенсивностью, приводя либо к игнорированию, либо к избеганию контакта с эмоциями ребенка.
В итоге девочка оставалась один на один со своими аффектами, используя доступные психологические защиты, чтобы снизить общий уровень тревоги. В результате формировалось чувство вины за «плохие» чувства и эмоции, которые пришлось вытеснять. Она не может себе позволить испытывать и переживать реальные эмоции и чувства, ей необходимо демонстрировать то, что от нее ждут. Негативные эмоциональные переживания вытесняются.
При столкновении главной героини с травмирующим опытом, который разрушает ее фантазийный мир, работает механизм диссоциации. Это происходит в ситуации, когда ее изнасиловал муж, и она впала в состояние диссоциации.
Расщепление между влечениями и чувствами.
Для главной героини характерны проблемы с сексуальной сферой, которые возникают в связи с тем, что эта сфера пропитана для неё чувствами тревоги и вины. Из разговоров с матерью мы узнаем, что для матери секс – это что-то неприятное, что приходится терпеть в брачных отношениях. А Джорджиана вспоминает отношения с отцом как теплые и наполненные глубокими чувствами. Ранние отношения с «душевным» отцом заставляют Джорджиану стыдиться своих влечений и вытеснять всё, что связано с сексуальностью.
Сексуальные отношения с мужем для главной героини являются как истязания ее тела. И только в запретных отношениях с Чарльзом влечения и чувства соединяются, что приводит к переживанию чувства вины по отношению к своим детям. А затем и еще более сильное переживание вины, когда приходиться отдать своего ребенка.