Биография ветерана железнодорожной отрасли Марии Ивановны Дмитриевой похожа на судьбы людей, родившихся в предвоенные, военные и послевоенные годы.
Детство и юность были тяжёлыми, с 15 лет работала наравне с взрослыми. Рано осталась без родителей, а потому на её плечи легла забота о младших братьях и сестрах.
20 лет была стрелочником на станции Лена. От её работы зависело обеспечение безопасности на железной дороге.
В настоящее время стрелки переводятся автоматически и рабочих, одетых в оранжевые светоотражающие накидки, курсирующих вдоль поезда и постукивающих колёсные пары на станциях, мы уже не видим.
Стрелочниками чаще называют других. Тех, на которых можно «перевести стрелки», чтобы отвести удар от нужных людей.
В колхозе «Заря коммунизма»
Мария родилась в деревне Матаган Боханского района (при строительстве Братской ГЭС она ушла под воду), старшая в семье, где кроме неё было ещё трое детей. Родители работали в колхозе «Заря коммунизма».
- Маму мы почти не видели – от темна до темна работала, папа воевал на фронте. Жили со старенькой бабушкой. Я была маленькой, но собирала щепки для печи, воду бутылками носила, - вспоминает годы, опалённые войной, Мария Ивановна, - плохо жили, голодали.
В школу ходила пешком в другую деревню, которая находилась в пяти километрах. Но в 1955 году умирает мать, через год – отец. За старшую в семье остаётся 15-летняя Мария. Было уже не до учёбы. Пошла дояркой в колхоз «Заря коммунизма», где у неё на попечении было 15 коров.
- Не знали мы ни выходных, ни праздников, - вздыхает Мария Ивановна, - да что там, все тогда так жили.
После армии в деревню вернулся бравый солдат Леонид. Засматривались на него девчонки, а он выбрал скромную Марию. Завидный был жених. Работал в геофизической партии после того, как выучился на взрывника.
Почти четыре года Леонид и Мария дружили, а после сыграли свадьбу у родителей жениха. Мария уволилась и устроилась в геологию простой рабочей. Дмитриевы участвовали в изыскательских работах, часто выезжали в командировки. Ездили по Лене, по Тунгуске, жили в Киренске.
А в 1969 году супруг получил квартиру в Усть-Куте от Ангаро-Ленской экспедиции. Следом за Леонидом в наш северный город приехала Мария с двумя детьми.
Из кассиров – в железнодорожники
- Жили по Кирова. Я сначала сидела с детьми, а потом устроилась в КБО кассиром. Супруг сначала трудился в геологии, потом ушёл на станцию Лена составителем вагонов.
Вскоре и я за ним туда перешла стрелочником. У нас же было уже четверо детей, их надо было кормить, учить. А железная дорога – это в первую очередь стабильность, - отмечает Мария Ивановна.
Стрелочник – это рабочий, который занимался переводом стрелки (устройства для соединения путей и перевода железнодорожных составов с одного пути на другой). Он встречал поезда и, получая команду от дежурного по станции, переводил стрелку в нужное положение.
Работа тяжёлая и очень ответственная. Часто при расследовании каких-то железнодорожных аварий виновником оказывался стрелочник, который не перевёл в нужное время стрелку.
С нашей героиней за 20 лет работы таких казусов не случалось.
Мария Ивановна - ветеран труда, пользуется всеми льготами, какие предоставляются «детям войны». Говорит, что пенсии ей хватает.
Придерживаются православия
У супругов Дмитриевых – четверо детей, шесть внуков и трое правнуков. Двое из них, как и родители, окончив Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта, работали на железной дороге. Леонид уже на пенсии, живёт в Старом Осколе, где получил квартиру.
Младшая Марина – доцент Иркутского государственного университета путей сообщения. Дочь Светлана окончила медицинское училище, вышла замуж и переехала на постоянное место жительство в Сербию.
Татьяна работает старшим продавцом и живёт в Усть-Куте. Часто бывает у родителей, помогает Марии Ивановне – отец тяжело болен.
У супругов – смешанный брак, он бурят, она татарка. Но, как отметила, улыбаясь, Мария Ивановна, сами они давно считают себя обрусевшими и придерживаются православных традиций.
Ещё очень хвалит своего мужа, который в своё время окончил два техникума – геологоразведочный и железнодорожный, занимал первые места в соцсоревнованиях. Спокойный, рассудительный, добрый.
Вместе Дмитриевы много раз выезжали по путёвкам на отдых. Посещали Украину, Венгрию. Не жалеет, что посвятили свои лучшие годы работе на железнодорожном транспорте.
Коллектив был дружный, всегда помогали и поддерживали друг друга. Добрым словом вспоминает своего начальника Валерия Владимировича Яхимовича.
Здоровья, вам, уважаемая Мария Ивановна, благополучия и терпения.
А среди ваших знакомых есть люди, которых мы уважительно называем "дети войны"? Расскажите о них.