Найти в Дзене
IT-решения для бизнеса

Электронная транспортная накладная (ЭТрН) как точка невозврата: что изменится с 1 сентября 2026 г.?

С 1 сентября 2026 года электронные транспортные накладные (ЭТрН) станут обязательными. И если для одних это лишь очередное изменение законодательства, которое необходимо исполнять, то для других — момент истины и возможность наконец-то пересмотреть свои бизнес-процессы. Конечно, можно просто «подключиться к ЭДО», а можно пересмотреть всю логистику, интегрировать ее с финансами и складом, получив контроль и экономию на выходе. В этой статье расскажем, как превратить "обязаловку" в инвестицию в эффективность.
Справка
Электронная транспортная накладная (ЭТрН) является юридически значимым цифровым аналогом бумажной ТН, форма которой утверждена Постановлением Правительства РФ № 2200. Документ содержит согласованные сторонами ключевые условия перевозки: места, время погрузки и выгрузки, параметры ТС, санкции за простой и особые условия. ЭТрН структурно состоит из четырёх обязательных и четырёх дополнительных титулов (разделов), формат которых регламентирован Приказом ФНС № ЕД-7-26/1065@.

С 1 сентября 2026 года электронные транспортные накладные (ЭТрН) станут обязательными. И если для одних это лишь очередное изменение законодательства, которое необходимо исполнять, то для других — момент истины и возможность наконец-то пересмотреть свои бизнес-процессы. Конечно, можно просто «подключиться к ЭДО», а можно пересмотреть всю логистику, интегрировать ее с финансами и складом, получив контроль и экономию на выходе. В этой статье расскажем, как превратить "обязаловку" в инвестицию в эффективность.

Справка

Электронная транспортная накладная (ЭТрН)
является юридически значимым цифровым аналогом бумажной ТН, форма которой утверждена Постановлением Правительства РФ № 2200. Документ содержит согласованные сторонами ключевые условия перевозки: места, время погрузки и выгрузки, параметры ТС, санкции за простой и особые условия. ЭТрН структурно состоит из четырёх обязательных и четырёх дополнительных титулов (разделов), формат которых регламентирован Приказом ФНС № ЕД-7-26/1065@. Каждый титул в обязательном порядке подписывается квалифицированной электронной подписью (КЭП) уполномоченными лицами в соответствующей точке процесса.

Таблица 1. Этапность подписания
Таблица 1. Этапность подписания

Суть изменения: не «бумага vs цифра», а «изоляция vs интеграция»

Да, формально меняется носитель: бумажная ТН уходит, приходит электронная. Но суть глубже. Раньше транспортная накладная жила своей жизнью в папке у водителя или логиста. С ЭТрН она становится цифровым объектом, вшитым в государственную систему (ГИС ЭПД) и доступным для контроля онлайн.

Что это значит на практике?

  • Прозрачность для государства (и вас): ФНС, Ространснадзор и МВД видят факт, дату, участников перевозки в реальном времени. Ваша задвоенная «серая» логистика становится крайне рискованной.
  • Скорость как норма: Процесс согласования, подписания и обмена документами, который раньше занимал дни (пока курьер везет, пока подписывают), должен ужаться до минут. Если ваш процесс не готов к этому — будут простои машин, срывы отгрузок.
  • Новый класс рисков: Технический сбой у оператора ЭДО, неготовность водителя подписать ПЭП со смартфона, проблемы с КЭП — теперь это не внутренние проблемы, а прямые риски срыва поставки.

Ключевое решение: точка входа в ваш контур управления

Здесь проявляется пропасть между двумя подходами к автоматизации, о которых мы часто пишем в своём блоге:
«латание дыр» и «инвестиция в систему».

Подход 1: «Латание дыры» (Экономия сейчас)

Действия: Купить КЭП для логиста, подключить веб-сервис оператора ЭДО, заставлять логистов вручную вбивать данные из вашей учётной системы ( на базе 1С или просто Excel) в этот веб-интерфейс.

Результат: Формальное требование выполнено. Но вы получаете:

  • Двойной ввод данных (в учётную систему 1С и в сервис ЭТрН).
  • Ручные ошибки при переписывании.
  • Нулевую аналитику — данные о перевозках заперты во внешнем сервисе.
  • Новые операционные риски из-за человеческого фактора.

Подход 2: «Инвестиция в систему» (Приумножение на дистанции)

Действия: Настроить сквозную интеграцию «1С:ERP» / «1С:УТ» / «1С:КА»/ «1С:Документооборот» с сервисом ЭТрН через API. Документ «Реализация» или «Заказ покупателя» автоматически формирует черновик ЭТрН. Водитель подписывает ПЭП на планшете в том же 1С (мобильное рабочее место). Статусы подписаний автоматически возвращаются в 1С.

Результат:

  • Ликвидация ручного ввода. Данные — в одной системе.
  • Автоматический учет. Подписанная ЭТрН автоматически «подшивается» к документу реализации, формируя идеальную первичку для бухгалтерии.
  • Контроль в реальном времени. Диспетчер видит на одной карте в 1С и геолокацию машины (если подключен трекинг), и статус документов.
  • Аналитика. Можно строить отчеты по стоимости перевозок, простоям, надежности перевозчиков на основании живых данных.
-3

Технологический стек для внедрения

Для реализации комплексного подхода вам понадобится:

1. Ядро: Актуальная, поддерживаемая конфигурация 1С (не самописная «сборка сантехника 2005 года»). Если не знаете, какая именно - спросите у нас, мы расскажем вам об этом бесплатно на короткой консультационной встрече. Записаться тут👌

2. Интеграция: Готовый коннектор от вашего оператора ЭДО (Диадок, Такском, Калуга-Астрал и др.) к учётной системе на базе 1С или услуга по его разработке/доработке.

3. Подписи: КЭП для организации (или усиленные для руководителя/уполномоченных) + настройка машиночитаемых доверенностей (МЧД). ПЭП для водителей — обычно через Госуслуги/Мобильный ID.

4. Инфраструктура: Планшеты/смартфоны для водителей с мобильным интернетом и настроенным мобильным приложением 1С или веб-браузером.

5. Процедуры: Прописанные регламенты действий при сбоях.

Обязанности и сроки

Карта рисков
Карта рисков

Особый случай — алкоголь: Здесь законодатель дал фору, но создал путаницу. С 01.03.2026 ЭТрН для алкоголя обязательны, но санкций за бумагу не будет до 01.03.2027.

Наша рекомендация: Не ждите 2027 года! Алкоголь — самая регулируемая отрасль. Внедряйте ЭТрН одновременно с коллегами по рынку в 2026, чтобы не оказаться в изоляции, когда все контрагенты перейдут на цифру. Если сомневаетесь, когда конкретно вам стоит начать процесс изменений - спросите у нас тут✅

Что делать прямо сейчас?

Практический план

1. Аудит. Определите все сценарии перевозок: собственный транспорт, привлеченный, отгрузка клиентам, приемка от поставщиков. Кто, чем, как?

2. Выбор оператора ЭДО. Ориентируйтесь не только на тариф, но и на: качество API для интеграции, наличие готовых решений для 1С, техническую поддержку.

3. Проектирование в 1С. Вместе с вашим IT-партнёром и IT-отделом определите, какие документы будут инициаторами ЭТрН, как будет выглядеть мобильный интерфейс для водителя, какие отчеты понадобятся логистам.

4. Пилот. Выберите одного надежного перевозчика или одно направление отгрузок и запустите ЭТрН в тестовом режиме до конца 2025 года. Это вскроет все скрытые проблемы.

5. Масштабирование. По итогам пилота составьте детальный график перевода всех перевозок на ЭТрН к лету 2026. Дайте себе запас времени.

Резюме от практиков: 2026 год не за горами. Внедрение ЭТрН — это не «задача для логиста», а комплексный IT-проект, затрагивающий документооборот в компании, мобильность и бизнес-процессы. Компании, которые подойдут к этому системно, получат не просто «отмашку» от государства, а новый уровень управляемости и данные для снижения затрат.

Если у вас типовые процессы — вы можете использовать готовые решения. Если логистика — ваш ключевое конкурентное преимущество, вам потребуется кастомизация. В обоих случаях, анализ и проектирование нужно начинать уже сейчас.

P.S. Мы в НЭП видим эту задачу не как «подключение к сервису», а как проект по цифровой трансформации логистики. Мы готовы провести для вас аудит готовности к серьёзным изменениям и и предложить дорожную карту интеграции: от анализа бизнес-процессов до пилотного запуска и поддержки. Давайте обсуждать не просто ЭТрН, а ваше преимущество на рынке после 2026 года!

-5