Найти в Дзене
Сергей Степанов

ПСИХОЛОГИЯ МАСС и другое (часть 2):

ПСИХОЛОГИЯ МАСС и другое (часть 2): Из брошюры “ЛАБОРАТОРИЯ ДУХА”, митрополита Анастасия (Грибановского) МОЛОДОСТЬ И СТАРОСТЬ: “В молодости человек весь находится во-вне: он пирует светлый праздник весны, и “жить торопится, и чувствовать спешит”. Множество разнообразных впечатлений, развертывающихся перед ним каждый день, не оставляют ему времени для того, чтобы обобщить их и сделать из них соответствующие выводы. При приближении старости наши мысли сами собой собираются внутрь, и охлаждённый ум начинает подводить итоги пережитого опыта. Вместе с тем в этом возрасте мы начинаем упрощать отношения к окружающим людям, и это не только потому, что старость по необходимости должна экономить остающийся запас сил, но и потому, что она уже достаточно насыщена жизнью, для неё уже нет ничего нового под луной, и её взор невольно обращается к иному миру. Только в юности жизнь предстаёт пред нами со светлым улыбающимся лицом. Впоследствии её образ становится более сосредоточенным, и лишь изредка е

ПСИХОЛОГИЯ МАСС и другое (часть 2):

Из брошюры “ЛАБОРАТОРИЯ ДУХА”, митрополита Анастасия (Грибановского)

МОЛОДОСТЬ И СТАРОСТЬ: “В молодости человек весь находится во-вне: он пирует светлый праздник весны, и “жить торопится, и чувствовать спешит”. Множество разнообразных впечатлений, развертывающихся перед ним каждый день, не оставляют ему времени для того, чтобы обобщить их и сделать из них соответствующие выводы. При приближении старости наши мысли сами собой собираются внутрь, и охлаждённый ум начинает подводить итоги пережитого опыта.

Вместе с тем в этом возрасте мы начинаем упрощать отношения к окружающим людям, и это не только потому, что старость по необходимости должна экономить остающийся запас сил, но и потому, что она уже достаточно насыщена жизнью, для неё уже нет ничего нового под луной, и её взор невольно обращается к иному миру.

Только в юности жизнь предстаёт пред нами со светлым улыбающимся лицом. Впоследствии её образ становится более сосредоточенным, и лишь изредка её суровый лик озаряет улыбкой.

Однако Бог устроил так, чтобы одно поколение нуждалось в другом для более тесного внутреннего объединения людей между собою; бодрая, но часто близорукая юность несёт на своих плечах утомлённую, но дальновидную старость, указывающую ей верный путь жизни; там, где этот союз между старшими и младшими поколениями разрывается, легко открывается путь к общественной катастрофе.”

ИСПОВЕДНИЧЕСКИЙ ПОДВИГ: “В жизни всегда необходим исповеднический подвиг: требующий деятельной и неутомимой борьбы со злом и мужественной защиты истины. Безмолвствовать при виде оскорбления той или другой нашей святыни - значит уже изменить ей и соучаствовать в этом преступлении. “Ты не участвовал в дерзости виновных? - спрашивает Златоуст. - Хвалю это и одобряю, но ты не воспрепятствовал тому, что случилось, и это достойно осуждения. Такие же слова ты услышишь и от Бога, если будешь молчать в то время, когда против Него раздаются хулы и поношения””.

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ЗНАНИЕМ: “Нельзя злоупотреблять ничем, даже стремлением к умножению знаний, дабы избежать умственного перепроизводства, истощающего духовную энергию человека. “Знание может быть сравнимо с пищею, которую употреблять нужно умеренно, - говорит Мильтон. - Точно так же как излишек пищи вредит здоровью, так излишек знаний обременяет человеческий ум и превращает таким образом мудрость в безумие””.

БОГООТСТУПНИЧЕСТВО: “”Вы как бы не Меня оставили, а вас самих” (3 Ездр. 1,27), говорит Господь Своему неверному мятежному сыну Израилю. Отступая от Бога, Который есть для нас Источник света и радости, в Котором сама личность наша получает своё высшее утверждение, мы действительно изменяем сами себе, отрекаемся от собственного блага, убиваем свои лучшие стремления, хороним самые светлые надежды и утрачиваем подлинный смысл и главную опору своей жизни”.

ОШИБКИ: “Понять вовремя свою ошибку и отказаться от неё - признак светлого ума и благородного сердца. Упорство в своих заблуждениях, напротив, свойственно умственной ограниченности или испорченному характеру. Когда Бисмарка упрекнули однажды в рейхстаге, что он изменил своему прежнему мнению, знаменитый канцлер со свойственной ему прямотою ответил: “Только глупцы не изменяют своих мнений, когда есть к тому основание”.”

08.12.2025 г. (продолжение следует)