Проводник поезда Наталья по нашей просьбе рассказала о десяти самых неприятных привычках пассажиров поездов дальнего следования. Что, по ее мнению, пассажиру не следует делать.
1. Воровство
Я работаю давно, и одна из самых странных привычек пассажиров – желание утянуть что-нибудь на память. Подстаканники, ложечки, полотенца, иногда даже постельное белье...
Многие уверены, что все это куплено за копейки и компания не заметит пропажи. На деле все наоборот: за каждый исчезнувший предмет списывают деньги с меня, и цена в этих ведомостях всегда выше рыночной.
И самое неприятное в этой истории то, что я вынуждена тратить время и силы на то, чтобы искать исчезнувшие вещи, пересчитывать имущество и оправдываться за чужие проступки, вместо того чтобы заниматься пассажирами и поездом.
2. Мусор везде
Когда пассажиры выходят на конечной станции, у меня начинается марафон: привести вагон в порядок, пересчитать имущество, подготовить все к следующему рейсу.
Если поезд полный и у людей были наборы питания, мусора получается столько, что один маленький бак в конце вагона просто не справляется. Некоторые пассажиры пытаются запихнуть туда огромные контейнеры или оставляют гору пакетов вокруг, что создает настоящий хаос.
Бывает, что мусор прячут под полки, за батареи или в щели у стены, как будто играют со мной в прятки. Самое простое – оставить отходы на столе. Тогда уборка идет в разы быстрее, и я смогу хоть немного отдохнуть после смены.
3. Засоры туалетов
Работа с туалетами – самая непредсказуемая часть рейса. В вагонах везде написано, что мусор бросать в унитаз нельзя, предупреждения висят в каждом санузле.
Но находятся люди, которые считают, что их это не касается. В унитазы бросают салфетки, упаковки, влажные полотенца, иногда даже целые предметы одежды. Однажды пассажир зачем-то попытался спустить пластиковый стакан. В итоге туалет забился так, что его пришлось закрывать до конца пути.
Если это случается в начале рейса, у нас остается один работающий туалет на весь вагон. Начинаются очереди, раздражение, жалобы – и все из-за того, что кто-то поленился кинуть бумажку в ведро.
Бывают и более неприятные случаи, когда давление в системе делает свое дело, и туалет буквально выбрасывает содержимое обратно. Мне потом приходится объяснять всем, почему он закрыт и что случилось, хотя проблему создал один человек, который просто не подумал.
4. Пьянки и дебоши
Пьяные компании – это настоящий стресс. Особенно если ты работаешь ночью и одна на весь вагон. Сначала кажется, что люди просто веселятся, но очень быстро разговоры перерастают в крики, стук, мат и попытки выяснять отношения.
В такой момент мне приходится быть и психологом, и дипломатом, и иногда почти охранником. Я стараюсь успокоить людей, но есть пассажиры, которые приходят в вагон уже настроенными на конфликт.
Иногда помогают соседи, которые тоже устали слышать шум. Иногда приходится вызывать полицию на ближайшей станции.
Сейчас полиция действительно быстро реагирует, и нарушителей снимают без лишней волокиты. Но каждое такое происшествие – это нервотрепка, которая выбивает из колеи на весь оставшийся рейс.
5. Обмен полками
Обмен полками – невинное дело, если речь идет о двух людях, которые едут вместе. Но так бывает не всегда. Один пассажир лег на соседнее место, тот занял свободное, третий решил перейти в другой вагон к родственником. А если они едут до разных станций, начинается путаница, за которую потом отвечаю я.
Особенно тяжело, когда в купе разные пассажиры заказали разное питание – привози потом каждому в нужное место, когда сам пассажир уже не там, где должен быть. И кто за ним должен следить? Я.
6. Попытка установить свои правила
В плацкарте очень важно соблюдать порядок. Это не просто прихоть проводника – это необходимость. У меня есть четкий режим: когда выключать свет, когда закрывать туалеты, какая должна быть температура.
Некоторые пассажиры сразу заявляют, что им жарко в двадцать градусов или холодно в двадцать шесть. Но если я начну подстраиваться под каждого, через пять минут придет другой человек и скажет, что у него противоположная проблема. Приходится держать температуру в рамках нормы, даже если кто-то этим недоволен.
И самое обидное, что многие воспринимают это как личное отношение, хотя я просто слежу за общими правилами, которые обязательны для всех.
7. Подкаты
Работаю я много лет, и за это время слышала такое количество попыток познакомиться, что могла бы написать отдельный учебник. Некоторые мужчины начинают с комплиментов, другие сразу просят телефон, третьи намекают на то, что можно бы поговорить в купе.
Но я на работе, и я замужем, и вообще мне хочется спокойно провести рейс, а не отсеивать настойчивых пассажиров. Бывает, конечно, что есть приятные собеседники, с которыми действительно интересно поговорить ночью на длинном перегоне.
Но это разговор по делу, а не попытка добиться от меня того, что я не собираюсь давать. Когда пассажир этого не понимает, мне приходится переходить на строгий тон и напоминать, что я здесь на службе.
8. Плохой запах
Запахи – тема, о которой никому не хочется говорить, но в вагоне поезда они становятся общей проблемой. Бывает так, что человек сел в поезд после долгого дня и не успел привести себя в порядок. Сейчас во многих вагонах есть душ.
Бывает наоборот – кто-то облился духами так, что в купе невозможно дышать. В обоих случаях соседи страдают одинаково. Для людей с аллергией или мигренью сильный запах может стать реальной проблемой.
Бывают и гурманы, которые едут с едой такого аромата, что он распространяется на весь вагон.
9. Шум
Шум в вагоне – вечная история. Храп – классика жанра, особенно в ночных поездах. Некоторые пассажиры снимают обувь, ложатся и моментально засыпают так, что вибрирует весь вагон.
Но есть и те, кто разговаривает по телефону до глубокой ночи, смеется, хлопает дверями или собирается на выход так громко, будто весь вагон должен об этом знать.
Часто шум устраивают дети, которые устали, перевозбуждены или просто не могут уснуть. Их родители стараются, но помочь могут не всегда. А я должна реагировать на жалобы соседей, которые хотят тишины.
Порой приходится бегать между купе, уговаривая всех немного успокоиться, чтобы никто не чувствовал себя лишним или виноватым.
10. Вандализм
К сожалению, есть пассажиры, которые считают, что раз купили билет, то могут обращаться с вагоном как угодно. Ломают столики, рвут матрасы, гнут посуду, пытаются вскрыть декоративные панели.
Но тяжелее всего с туалетами. Там ты за закрытой дверью и можешь натворить делов. С нам потом спрашивают и за повреждения.
Кстати, чем выше класс вагона, тем меньше вредителей.