В последние дни мы переставляли наших лошадей с одних пастбищ на другие. Лошади - существа компанейские. Они плохо переносят одиночество. Но и между собой у них складываются самые разные отношения. Одни могут между собой дружить, а другие постоянно конфликтовать.
Например, есть у нас конь Хабо (самый первый, которого завел мой муж еще двадцать лет назад). Он по характеру безусловный альфа. Но доминирует жестко, пуская в ход зубы и копыта, чтобы доказать свое превосходство. И так он относился ко всем лошадям, пока не появился Труэно.
Этот старый конь вдруг стал для Хабо самым лучшим другом. Никаких конфликтов между ними замечено не было. Не дерутся, не выясняют отношения, и, что самое странное, Хабо не прогоняет его, когда мы приносим сухари или яблоки. Мирно едят с одной руки, чего отродясь не было. Обычно Хабо агрессивно настаивал, что все вкусняшки в мире исключительно его, и отгонял конкурентов подальше.
Поскольку лошадей много, а пастбища относительно небольшие, приходится ставить их то вдвоем, то втроем, тот вчетвером, и компания у них постоянно меняется. Так, недавно Хордан, Факир, Нобле и Дарко стояли вчетвером на одном пастбище. Но троих нам пришлось перевести на дальнее пастбище, где много травы и желудей, а Дарко остался один.
Чтобы ему не было скучно, мы решили поставить к ему пони Фурию. И как-то совсем упустили из виду, что раньше они никогда вместе не стояли и друг друга не знают.
Надо сказать, что Дарко - весьма специфический товарищ. Он всегда пытается доминировать, но большинство других лошадей быстренько ставит его на место. Поэтому он отрывается на самых слабых и беззащитных. Так, он доминировал над жеребой кобылой Балу. А кобылу Пекас вообще пришлось переставить, потому что он ее покусал. Впрочем, и Балу тоже пришлось от него забрать.
А еще Дарко очень пугается ослов. Однажды увидел ослика во время прогулки, развернулся на 180° и помчался прочь со скоростью победителя Кентуккского дерби. С трудом остановила, слезла и провела мимо озадаченного такой реакцией осла в поводу, напоминая со стороны Клодтовские скульптуры на Аничковом мосту.
Мы предполагали, что пони может вызвать у него похожую реакцию, поэтому решили знакомить их постепенно и издалека.
Привели Фурию и поставили на соседнем пастбище через забор. Дарко, увидев это пегое и мохнатое чудище, в панике убежал и спрятался за кустик. Вытянулся в струнку и испуганно выглядывал оттуда одним глазом, не зная, как на эту чуду-юду реагировать.
Фурия, привыкшая к повышенному вниманию к своей персоне, была таким поведением сильно удивлена. Она уверена в своей абсолютной неотразимости и ждала, как минимум, интереса со стороны нового соседа по пастбищу.
С большим трудом, приманивая сухарями, убедили мы Дарко выйти на открытое пространство поближе к забору. Медленно и осторожно, крестясь одним копытом, Дарко приблизился, съел сухари и быстренько умотал на безопасное расстояние. Он так и не смог поверить, что вот это вот тоже лошадь.
На следующий день они уже спокойно стояли по обе стороны забора, недалеко друг от друга. "Ну вот и познакомились" - обрадовались мы. Но радость наша была преждевременной. Когда мы поставили их на одном пастбище, Дарко демонстративно отвернулся и стал щипать травку, вообще никак не реагируя на Фурию. Она провоцировала его разными звуками и поворотами корпуса, но Дарко упорно делал вид, что ее там нет.
Фурия, похоже, обиделась. Еще никто и никогда не оскорблял ее таким равнодушием. И с этого момента стала искать дырки в заборе, чтобы с пастбища сбежать. Вот уже который день приходится ехать на пастбище и возвращать ее с соседних территорий, где ей находиться не положено. Но она категорически не желает стоять с Дарко на одном земельном наделе.
Вроде, они не дерутся. Но ведут себя так, как-будто второго просто нет. И на пастбище стоят не две лошади, а два раза по одной. Дарко категорически отказывается признавать Фурию особью своего вида и реагирует на нее так, как если бы она была бычком, сбежавшим с соседнего пастбища. Игнорирует. А Фурия на это обижается.
Интересно, что другие лошади так себя с Фурией не ведут. С Сеусом и Трианой они вообще очень подружились. Да, собственно, все остальные как-то на нее реагировали и считали своей. А Дарко - нет.
В общем, не получилось у нас их подружить. Придется искать каждому другую пару. Тоже непростая задачка, потому что все остальные наши лошади по разным причинам в данный момент не подходят для того, чтобы Дарко с ними стоял. Поэтому будем думать. А такое странное поведение пойдет нам в копилку опыта.
Про Фурию я как-то писала здесь.