«Господа офицеры! Выражаю вамъ искреннюю
благодарность за постоянно ревностную и
преданную службу. Въ ознаменованiе Моего
особаго благоволенiя ко всему корпусу
пограничной стражи, Я повелълъ шефу
отдать приказ о присвоенiи Крымской бригадъ
Моего Имени. Увъренъ, что Крымская бригада
будетъ служитъ такъ же доблестно и преданно,
нося Мои вензеля. Спасибо вамъ, молодцы, за
вашу службу и за отличный смотръ. За
дальнъйшее процвътанiе всего корпуса
пограничной стражи, за ваше здоровье молодцы!»
Его Императорское Величество Государъ Императоръ Николай Александрович
Совсем недавно 5-го декабря по новому стилю (по старому 21-го ноября) все христиане отметили праздник «Введение (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Этот день так же является днем общего Корпусного храмового праздника Пограничной стражи. В этот день 21-го ноября 1902 года Их Императорское Величество впервые вместо проведения парада, по сложивщейся традиции, в Петербурге «в Михайловском манеже, при чем, на ряду с Лейб-Гвардии Семеновским полком, празднующим в этот день свой полковой праздник, представляются начиная с 1895 года, сводная сотня представителей от всех частей Корпуса Пограничной стражи, собираемая по случаю общего для всего Корпуса праздника, по Высочайшему повелению, последовавшему еще в 1894 году, по воле Императора Александра III”[1] провел парад на небольшом плацу скромного Ливадийского поста Пограничной стражи. Что же явилось причиной такого благоволения Его Высочайшей Особы, которое навсегода осталось в истории Крымской Пограничной бригады?
Таврическая полубригада (1827-1881гг.), Крымская бригада (1881-1913гг.), 24-я пограничная ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА бригада (1913-1918гг.) - все это названия одной и той же структуры пограничных войск. Коротка память человеческая. Мы помним, пока жив последний участник этих событий. А после его кончины либо забываем, либо память отправляется в архив. Так происходит не только с людьми, но и с целыми группами, народами, цивилизациями. Так произошло и с вышеназванной пограничной бригадой, единственной в своем роде, получившей в награду от самого Государя русского Николая Александровича право называться бригадой « ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА» за честь, верность и преданность России и Государю Императору. Нам пришлось освежить память архивными материалами, чтобы не произошло самого страшного — уничтожения артефакта, который дошел до нас через сто двадцать три года в виде заброшенного здания Ливадийского казенного кордона, где размещался верный Государю пограничный отряд. Обратимся к историческим фактам.
Пограничная служба до 1800 года:
Много довелось повидать завоевателей райскому местечку под названием Крым. И каждый в обязательном порядке вел охрану своих территорий. На смену крепостям-Исарам времен княжества Феодоро (XII век) исменившим их Генуэзцскимкрепостям, пришли пограничные кордоны Крымского ханства. Последние зачастую состояли из воинских подразделений христианского вероисповедания, а если быть точнее — организованного военизированного казачьего образования вплоть до ликвидации Крымского ханства (1708-1783гг.), что подтверждено материалами, изложенными в статье доктора исторических наук, профессора Института истории и международных отношений Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, Россия)Дмитрия Сеня[2].
В конце 1872 года уже российскими властями был принят Указ «Об учреждении особой Таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров», а 26 февраля 1784 года императрица Екатерина II подписала Указ, ставиший основанием для создания крымских таможен[3]. Именно на таможенные учреждения Крымского полуострова были возложены задачи «кроме сбора таможенных платежей и контроля над ввозом вывозом товаров осуществлять и контроль над движением населения через границу, и защита внешних рубежей страны»[3].
Назначение пограничной стражи
Иными словами, назначение пограничной стражи — «охранять границу от провоза контрабанды и для карантинной охраны там, где нет специальных учреждений, а также охрана государственной границы в военно-полицейском и политическом отношениях»[4].
Пограничная служба до 1900 года:
Уже к 1800 году «защищают Крым с моря и от других врагов»[1]кордоны, созданные из казаков (4-6 человек) и от Севастополя до Феодосии кордоны, Балаклавского греческого батальона, сменненых к 1842 году особым родом войск — Пограничной стражей, учрежденной5 августа 1827 года Императором Николаем I. Спустя 40 лет, в свете эволюции пограничной стражи, охрана берега Крыма представляет собой новые небольшие кордоны Пограничнойстражи на 4-8 человек.
Во время приездов в Ливадию Императоров Александра II и Александра III, пограничные отряды не принимали участия в охране Ливадийского берега моря, а совершали обычные обходы и разъезды. Все изменилась после того, как Император Николай Александрович обратил на этот немаловажный факт свое внимание и на него шефу Пограничной Стражи Стас-Секретарю Витте С.Ю. Так 12 ноября 1899 года « обеспечение более надежной охраны участка побережья между Ялтой и Алупкой, и главным образом района береговой линии Ливадийского Государева Имения охрану часовыми береговой линии Ливадийского побережья определено было производить четырьмя постами. В силу сего последовало распоряжение построить пост на 32 человека нижних чинов и офицерскую квартиру для командира Ялтинского отряда»[1].
Пограничная служба с 1900 года до 1918 года;
К марту 1900 года по указанию Генерал-майора Ширинкина район охраны расширился, так как к Ливадийскому берегу присоединяется береговая полоса территории Ореанды, почему число постов должно быть увеличино вдвое, т.е вместо 4 должно быть 8. В виду этого штат Ливадийского поста увеличен до 48 человек»[1]. 30 декабря 1900 года по повелению Государя на посту была устроена елка и присланы разного рода серебрянные подарки. Так начиналась большая красивая веха в жизни Ливадийского кордона, продлившаяся к сожалению недолго, но полная подвигов и чести: «Спасибо братцы за службу!»
10 марта 1901 года командиром бригады был назначем поковник Чернушевич, оказавший неоценимую учлугу в написании исторических материалов о Ливадийском отряде, которыми мы сегодня используем.
21-го ноября (5 декабря) 1902 года Император впервые посещает Ливадийский кордон, оказывая ему тем самым особое внимание. С этих пор Государь Император во время своего пребывания в Ливадии неизменно будет посещать в этот день Ливадийский кордон. А на стене казармы стараниями пограничников появится табличка с надписью о посещениии поста их Императорскими Величествами 21 ноября (5 декабря) 1902 года, которая к сожалению не сохранилась. Затем Император посетит кордон в 1909 и так же 21 ноября (5 декабря), перед приездом осчастливив Чернушевича следующими словами: «Ваши служить мне будут близко». В третий свой приезд в 1911 году, Император уже узнал в лицо Генерал-майора Чернушевича, назвав его «старым знакомым», а пеший отряд Ливадийского кордона на смотре в Севастопольском гарнизоне удостоился отдельного императорского: «Спасибо молодцы!». В этот раз торжество закончилось церемониальным маршем отряда. Четвертый приезд Императора на праздник в Ливадийский кордон стал судьбоносным. Огромной чести удостоился отряд, получивший наименование бригады ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, выразив тем самым особое свое благоговение всему Корпусу: «Уверен, что Крымская бригада будет служить так же доблестно и преданно, нося мои вензеля!»[1].
В 1902 году на молебне присутстввовали следующие знатные особы: начальник Одесского военного округа Генерал-адьютант граф Мусин-Пушкин; министр Императорского двора Генерал-адьютант барон (граф) Фредерикс; Дворцовый комендант Генерал-адьютант Гессе; свиты его Величества Генерал-майор Мосолов; командир собственного его величества конвоя Генерал- майор барон Мейендорф; управляющий Ливадийским имением Генерал-майор Евреинов; начальник 5-го пограничного округа Генерал-майор Вестерник; командир Крымской бригады полковник Чернушевич; штаб и бер-офицеры Ливадийского гарнизона и другие лица Государевой свиты, находившиеся в Ливадии. Государыне Императрице был преподнесен букет из чайных роз и ландышей, перевязанный зеленой (цвета Пограничной Стражи) шелковой лентой. Описывать праздник подробно мы не будем, так следующие были не хуже, скажем только, что его Величество милостиво поблагодарил за «славную службу» и изволил отведать угощение. Полковник Чернушевич преподнес в дар его Величеству составленные им в рукописи «Краткую историю Пограничной стражи и выделенние ее в Отдельный Корпус» и 2 печатных выпуска издаваемой им книги «Материалы истории Пограничной Стражи» с Высочайшего позволения. Император остался доволен службою Ливадийского отряда и бравыхмолодцов, каковыми показали себя Ливадийцы на столь ответственной и сугубо особой важности караульной службы[1].
В 1909 году на молебне присутстввовали следующие знатные особы: шеф, стас-секретарь Коковцов (до празднования); командир 7 армейского корпуса Генерал-от-кавалерии Сахаров; (бывший начальник штаба корпуса); начальник округа Генерал-лейтинант Шеин; командир бригады Генерал-майор Чернушевич; начальник штаба погрпничного округа полковник Байков; бригадный адьютант ротмистр Крищевский; обер-офицер для поручений ротмистр Гриневич; командир крейсера «Коршун» капитан 1-го ранга Худыщев; Одесской бригады; командир Ливадийского отряда ротмистр князь Эристов; субалтерн-офицер округа штаб ротмистр Салиш (22 Измайловской бригады). Государь Император обратился к пограничниками со словами: «От всего сердца». Полковник Чернушевич преподнес в дар его Величеству изданные в промежуток с 1902 по 1909гг. части I и II выпуска II «Материалов по истории Пограничной Стражи», в дар Императрице была преподненсена книга, содержащая первую памятку Крымской бригады с помещенными в ней фотографиями сделанными Ее Императорским величеством в 1902 году, с Высочайшего позволения[1].
В 1911 году на молебне присутстввовали следующие знатные особы: командир корпуса Генерал-лейтинант Пыхачев и начальник округа Генерал-майор Китченко (до празднования); министр двора Генерал-адьютант барон Фредерикс; дворцовый комендант Генерал-адьютант Дедюлин; начальник собственной его Императорского Величства канцелярии Генерал-лейтенант Мосолов; командир собственного его Императорского Величества конвоя свиты его Величества Генерал-майор князь Трубецкой; флигель-адьютант его Императорского Величества полковник Дрентельн; главноначальствующий города Ялты Генерал-майор Думбадзе и другие лица Государевой свиты. Командир бригады удостоился чести преподнести в подарок наследнику Цесаревичу стрелковый потешный прибор «Контрольная мушка», изготовленный в бригадной мастерской руками пограничников.[1].
Эти офицеры и солдаты, которые поступали на службу из отдаленных уголков России, из деревень и сел, были всецело преданы своему Императору и считали за гордость свое Служение его Величеству и Государыне Императрице. Что и подтверждалось в верной, пунктуальной службой, крепким телосложением, бойцовскими навыками, отличным состояние лошадей, аммуниции, выправкой, строем и грамотными, осмысленными оветами на вопросы начальства и Государя. В 1905 году во время Севастопольского восстания. Пограничники остались верны присяге и долгу службы. Офицеры поступили в распоряжение Командира 7 Армейского Корпуса Генерала Меллер-Закомельского для подавления восстания, а нижние чины продолжали нести пограничную службу. Бунт был подавлен. Пограничники в числе верных воинских частей делали разъезды в указанных комендантом пунктах.
Ливадийцы прекрасно исполняли свой долг: несли службу в жесточайших погодных условиях Ялтинского побережья. Зима, лютые холодные ветра пронизывают насквозь, заглушая все звуки. Волны зимних штормов обрушиваются на неукрепленные берега, разбрызгивая мириады ледяных брызг, пронизывающих душу и тело насквозь. Темнота, и только горящий, но не согревающий фонарь, который является связующей нитью с реальным миром. Тот, кто не бывал на бурегу Южного берега Крыма в этих условиях вряд ли сможет представить, как должны были быть вымуштрованы и натренированы бойцы Пограничной службы. А ведь в нее попадали лучшие из лучших. Их обучением занимались профессионалы того времени, и оно (обучение) не прекращалось даже в периоды покоя. Император имел возможность наблюдать лично за строевыми упражнениями, гимнастикой, уборкой лошадей, когда выходил на прогулку по Царской тропе (ныне Солнечная тропа) и гуляя по прилегающим к пограничному кордану виноградникам Ливадийского имения. Император видел и знал службу пограничников Ливадийского отряда[1].
17 июля 1914 года была мобилизована вся армия по случаю начала Первой Мировой войны. Вся граница мобилизована. Больше Императору не довелось посещать Ливадийскую свою бригаду. Если бы Императору и его семье удалось выбраться в Крым в 1918 году, Они остались бы живы. Ливадийский кордон стоял бы на смерть за своего Императора. Но исторя не любит сослагательных наклонений. В 1920 году Ливадийский кордон становится убежищем для кадетов.
Пограничный кордон с 1918 по 1920 года:
«Революционные изменения в стране повлияли и на пограничную стражу: в начале 1918 г. она прекратила свое существование, как и многие другие институты прежней России»[4].
До ноября 1920 года в Крыму собирал свою армию барон Врангель. Сюда же прибывали кадетские корпуса со всей, погрязжей в кровавой революционной борьбе кадетские корпуса: Владикавказский, Полтавский, Сумской и другие. Добирались кто как мог, порой теряя своих сослуживцев, большинству из которых на тот момент не было и восемнадцати лет. 9 (22) октября 1920 года Главнокомандующий генерал-лейтенант Врангель своим намерением основал Крымский кадетский корпус их всех прибывших корпусов. С начала июля возглавлял его бывший директор 1-го Московского императрицы Екатерины II кадетского корпуса генерал-лейтенант Владимир Валерьянович Римский-Корсаков. Размещался корпус на тот момент в помещении Ливадийского кордонав Ореанде. К октябрю 1920 года корпус насчитывал более полусотни кадетов. Часть из них перебазировалась в Массандру. По сложившимся обстоятельствам 1 ноября 1920 года корпус был эвакуирован из Крыма: «Среди кадет было 229 участников боевых действий на фронтах Гражданской войны, из них 59 – раненых и контуженых, 40 – награжденных боевыми наградами»[6].
Так Петр Николаевич Врангель пытался сохранить традиции Российской империи, не утерять традиционную, проверенную систему обучения и воспитания офицерского состава Русской армии. И снова Ливадийский кордон служит своей России. К сожалению Кадетскому корпусу пришлось нелегко. За границе он просуществовал до 1929 года.
Пограничная служба с 1920 года:
В 1943 годув Сталинграде вместе со своим штабом сдался Советской армии командующий 6-й армией вермахта Фридрих Паулюс. В 1947 году он подает прошение об ухудшении своего здоровья Сталину и получает разрешение переехать в Крым на 2 месяца. Снова Ливадийский кордон становится пристанищем офицера, правда уже опального(на его базе создан лагерь МВД для военнопленных). Переехав после смерти Сталина в ГДР Фридрих Паулюс в беседах с гостями часто повторял: «Русский народ не победить никому!»[7]. Верхняя Ореанда помнит и о поверженных фельдмаршалах. Но болье всего она помнит о тех, кто добыл эту Победу порой ценой собственной жизни.
После Великой Отечественной Войны на территории бывшего Ливадийского кордона располагалась воинская часть пограничных войск КГБ СССР. Она формировалась для охраны объекта № 1 — госдачи Брежнева в Нижней Ореанде до 3 декабря 1991 года, когда президент СССР Михаил Горбачёв подписал закон «О реорганизации органов государственной безопасности», на основании которого КГБ СССР был упразднён.
Сейчас Ливадийский кордон заброшен и передан в часные руки. Завезены строительные материалы, идут суды. Мы очень надеемся на то, что новый собственник сдержит свое слово по реконструкции этого здания, которое достойно называться объектом культурного наследия Ялты. И очень хотели бы, чтобы культурные традиции не были забыты, а стали новой инновационной площадкой для воспитания будущих поколений и заняли свое менсто в формировании культурного кода нашего народа.
Мы выходим с предложением объединить усилия всего неравнодушного сообщества Республики Крым, в том числе города Ялты с образованием на базе данного объкта культуры кадетскогоучилища по аналогии с Краснодарскимкадетскимучилищем, которое было открыто по инициативе Президента России Владимира Путина 12 сентября 2012 года.
Используемая литература:
1. Н.Д.Борщик, Д.А.Прохоров Пограничная и карантинная стражи Таврической губернии (конец XVIII — серединаXIX в.), УДК, журнал «Учёные записки», Крымский Федеральный Университет им. В.И.Вернадского, Исторические науки и археология, 2019.
2. Зотов Г. Спецрасследование «АиФ». Как прожил свои последние годы фельдмаршал Фридрих Паулюс? Еженедельник «Аргументы и Факты». Сайт aif.ru - URL: https://aif.ru. 3/2013.
3. Минаков В.П. Пограничная стража россии в войнах второй половины XIX - начала XX века: исторический опыт и уроки. История РусскойИмператорскойармии. Сайт РегиментЪ.RU - URL: https://regiment.ru. 2004 – 238с.
4. Мирошниченко О. О Крымском Кадетском Корпусе (ККК) Русской Армии генерала барона П.Н.Врангеля и его выпускниках. Электронный журнал URL: https://cadets-crimea.ru. 2008.
5. Д.В.Сень Кубанское (ханское) казачье войско: Актуальные проблемы истории казачества на территории Крымского ханства (XVIII в.), Сборник статей «Средневековые тюрко-татарские государства» (вып.2). Секция «Общественно-политическое положение тюрко-татарских государств, 2010.
6. Чернушевич М. Ливадийский кордон 24-й пограничной Крымской его императорского величества бригады (Памятка о незабвенных днях в истории бригады), Петроград, 1916 - 51 с.
7. ГБОУРК «Кадетская школа-интернат «Крымский кадетский корпус». Сайт - URL: https://kril-kkk.ru/. 2019