Найти в Дзене

🔥Как Лев Толстой помог выгнать из Индии англичан.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910 гг.) настолько мощная и могучая фигура в мировой культуре, что даже после революции его не смогли вычеркнуть из российской истории. Вычеркнуть не смогли. Смогли выхолостить. С советских времен мы воспринимаем Толстого исключительно как писателя, которого почему-то предала анафеме Русская Православная церковь. Но зато он любил мужиков, сам пахал землю, а еще ссорился с женой и писал громадные романы. Когда в воспоминаниях о нем мелькают тучи поклонников, ходивших за Толстым буквально по пятам и записывавшим каждое его слово, это воспринимается как причуда экзальтированной русской интеллигенции, которая чего только не вытворяла на рубеже веков. *** А между тем, во всем мире Лев Толстой известен и сегодня не только и не сколько как великий писатель, но, главным образом, как великий мыслитель. А его главное произведение, которое в России было запрещено, но читано-перечитано поклонниками и последователями Толстого во всем мире - не "Война и мир" и даже не

Лев Николаевич Толстой (1828-1910 гг.) настолько мощная и могучая фигура в мировой культуре, что даже после революции его не смогли вычеркнуть из российской истории.

Вычеркнуть не смогли. Смогли выхолостить.

С советских времен мы воспринимаем Толстого исключительно как писателя, которого почему-то предала анафеме Русская Православная церковь. Но зато он любил мужиков, сам пахал землю, а еще ссорился с женой и писал громадные романы.

Когда в воспоминаниях о нем мелькают тучи поклонников, ходивших за Толстым буквально по пятам и записывавшим каждое его слово, это воспринимается как причуда экзальтированной русской интеллигенции, которая чего только не вытворяла на рубеже веков.

***

-2

А между тем, во всем мире Лев Толстой известен и сегодня не только и не сколько как великий писатель, но, главным образом, как великий мыслитель.

А его главное произведение, которое в России было запрещено, но читано-перечитано поклонниками и последователями Толстого во всем мире - не "Война и мир" и даже не "Анна Каренина". Это произведение, о котором большинство из вас, мои дорогие, даже не слышали. Оно называется

1894 год
1894 год

Эта личная трактовка Толстым основ христианского учения. По сути - новое направление в христианстве, которое он сформулировал. И согласно постулатам этого своего понимания христианства он и жил.

Именно это его нравственно-религиозное учение и сделало его знаменитым во всем мире. У Толстого было огромное количество последователей и в Российской империи и за ее пределами. Эти последователи видели в нем не просто писателя, а учителя жизни.

-4

О чем говорил Толстой - если коротко, и по верхам.

  • Он выступал против государства, видя в нем аппарат насилия, который продвигает интересы богатых в ущерб интересам простых людей.
  • Он выступал против Церкви (но не против религии, он не был атеистом!). Считая, что она исказила суть учения Христа.
  • Он критиковал науку и искусство, потому что они оторваны от нужд простых людей и никак не помогают человеку понять главное - как ему жить.
  • Он выступал против частной собственности, считая, что она рождает несправедливость и разъединяет людей.
  • Он считал, что смысл человеческой жизни в духовном самосовершенствовании, служении другим людям и единении с миром. Это значит, что надо отказаться от эгоизма, от своих пустых желаний богатства и славы, а жить для блага других. При этом, жить надо своим трудом, просто, честно, в единении с природой - так, как живут крестьяне.
-5
  • Но самое главное и, наверное, единственно известное широко в нашей стране убеждение Толстого - о непротивлении злу насилием.

Что это значит.

Толстой считал, что насилие порождает новое насилие. Например, чтобы избавиться от убийцы, его надо убить - то есть тоже стать убийцей... Создается такой порочный круг. Единственный способ этот круговорот насилия разорвать и прекратить - не отвечать на насилие насилием. Это не значит, что злу не надо сопротивляться. Надо. Но другими способами. Например - неповиновением. Или любовью, которая заставит злодея переосмыслить свои деяния.

В общем, это все более глубоко и сложно - мы с вами идем по макушкам.

В итоге, как я уже сказала, во всем мире у Толстого появились единомышленники и последователи. Они называли себя толстовцами, и начали жить отдельными общинами, по тем правилам, которые провозгласил Лев Толстой. Занимались земледелием, придерживались вегетарианства, были пацифистами...

***

Индия в те времена находилась под властью англичан.

Англичане были сильнее, организованнее и придерживались давно известной методике: "разделяй и властвуй". Победить их казалось невозможным.

В то время, когда Толстой впервые переживал глубокий нравственный кризис, который позже вылился в создание им своего учения, в Индии, в обычной в общем-то индуистской семье родился Махатма Ганди (1869 - 1948 гг.)

Ганди
Ганди

Он закончил школу, женился в 13 лет, как и положено было тогда по индийским обычаям, а после рождения своего первого выжившего сына, в возрасте 18 лет, оставил семью и уехал учиться в Лондон на юриста. Получив образование он не нашел на родине применения своим знаниям и отправился в Южную Африку. Где прожил 21 год.

  • Биография Ганди очень занимательна, но нас интересует его связь с Толстым.

Жизнь в Южной Африке была сложной. Ганди подвергался дискриминации по цвету кожи. Положение индийских иммигрантов и коренного населения было несправедливым. И однажды Ганди, который был очень начитанным и высокообразованным человеком, в поисках решения вопроса что со всем этим делать, познакомился с учением Толстого.

***

Дело было так.

Учение Толстого было известно образованным индийцам, и некоторых из них весьма вдохновило.

Один из индийских последователей Толстого, ученый, живущий в США, Таракнат Дас (1884-1958 гг.), позже - профессор политологии Колумбийского университета, в 1908 году написал Толстому письмо.

Таракнат Дас
Таракнат Дас

В этом письме была просьба к Толстому изложить свои взгляды применительно к Индии.

Толстой не сразу справился с задачей. Потребовалось еще одна просьба со стороны Таракната Даса, чтобы он выполнил эту просьбу.

На свет появилось тоже почти не известное у нас произведение Толстого "Письмо к Индусу"

Лев Николаевич потратил "семь месяцев, 29 черновиков и 413 страниц рукописи, чтобы написать письмо из 6000 слов"

В этом письме Толстой прямо сказал, что Индия может получить свободу от колониальной зависимости, если пойдет по пути любви и непротивления злу насилием. То есть будет использовать любвеобильные методы бойкота, забастовок, протестов и т.п. Практически написал методичку для индийских товарищей.

...Вы говорите, что англичане поработили и держат в порабощении индусов потому, что индусы недостаточно противились и противятся насилию силою.
Но ведь это совершенно наоборот. Если англичане поработили индусов, то только потому, что индусы признавали и признают главными, основными принципами своего общественного устройства насилие...
Торговая компания поработила 200-миллионный народ. Скажите это человеку, свободному от суеверия, он не поймет, что значат эти слова. Что значит то, что 30 тысяч людей, не силачей, даже скорее слабых и дурных людей, поработили 200 миллионов живых, умных, сильных, любящих свободу людей. Разве не ясно по одним цифрам, что не англичане, а сами индусы поработили себя...
Если индусы порабощены насилием, то только оттого, что они сами жили насилием, живут насилием и не признают вечного, свойственного человечеству закона любви...

***

Ганди
Ганди

Его письмо было опубликовано в изданиях, предназначенных для индийцев, там его прочитал Ганди и почувствовал, что нашел "то самое". Метод решения имевшихся проблем, которые казались непреодолимыми. Ганди начал читать труды Толстого (философские, а не литературные).

Он тоже написал Толстому, в 1909 году, и попросил у него разрешения перевести "Письмо Индусу" на один из индийских языков и напечатать.

...Мне выпало счастье изучать ваши писания, произведшие глубокое впечатление на мое мировоззрение...
…Я знаю, что те, кто чтит вас и пытается следовать Вам, не имеют права отнимать Ваше время и, насколько могут, должны воздерживаться чем-либо затруднять Вас. И все же я, абсолютно неизвестный Вам человек, осмеливаюсь обратиться к Вам с этим письмом ради истины и с целью услышать Ваш совет относительно тех вопросов, решение которых Вы сделали задачей Вашей жизни...

Толстой написал Ганди 2 письма и умер. На второе письма Ганди ему ответить не успел.

  • В первом письме Толстой похвалил перевод Ганди и откорректировал некоторые термины.
  • Во втором еще раз обозначил свои взгляды на непротивление злу насилием:
...вся жизнь христианских народов есть сплошное противоречие между тем, что они исповедуют, и тем, на чем строят свою жизнь: противоречие между любовью, признанной законом жизни, и насилием, признаваемым даже необходимостью в разных видах, как власть правителей, суды и войска, признаваемым и восхваляемым...

***

Эта короткая переписка имела в жизни Ганди огромные последствия. Он создал в 1910 году в Южной Африке ашрам толстовцев. Или "Ферма толстовцев" как еще называлось это объединение. Туда входили примерно 70-80 человек, которые жили простой жизнью, питались вегетарианской пищей, но главное - это была штаб-квартира индийцев по организации в Южной Африке ненасильственного сопротивления дискриминации.

-9

Именно там и тогда (в Южной Африке) Махатма Ганди отточил и свои убеждения и методы борьбы и вернулся в Индию уже известным борцом и авторитетным политиком.

***

И - да. Толстой был теоретиком, Ганди стал практиком. Он реально добился освобождения Индии от англичан методом "непротивления зла насилием". Он организовал масштабное, активное, но ненасильственное сопротивление англичанам, которое парализовало всю систему колониальной власти.

  • Например, его последователи вообще не отвечали на насилие со стороны англичан. Терпели, когда их били. Не сопротивлялись, когда их арестовывали. То есть вышло, что англичане вели себя агрессивно, а индийцы покорно. Это настроило против англичан всю мировую общественность.
  • С его подачи индийцы начали массово добывать соль сами (в Индии на это производство была монополия у англичан). Последовали массовые нарушения закона. Миллионы индийцев просто игнорировали запрет англичан добывать соль. Англичане начали их хватать, судить, бросать в тюрьмы... Индийцы не возражали. Но продолжали добывать соль. В итоге судебная систем была парализована, тюрьмы переполнены, мировая общественность веселилась, а англичане ничего не могли поделать.
  • Потом индийцы так же массово перестали покупать британские товары...
Толтой пахал, Ганди - прял. Это местное производство. Чтобы не покупать британские товары.
Толтой пахал, Ганди - прял. Это местное производство. Чтобы не покупать британские товары.

В общем - много таких выдающихся примеров, которые совокупно привели к тому, что англичане из Индии ушли.

***

Ганди хоть и использовал идеи Толстого в своей деятельности, но, чтобы быть понятнее соотечественникам, переложил их на индийский лад.

Если у Толстого во главе угла стоит учение Христа, в частности, его знаменитая "Нагорная проповедь", Ганди к христианству отношения не имел. Как и большинство индийцев. Поэтому некоторые аспекты учения Толстого он использовал в Индии с учетом местных традиций.

  • Ненасилие у него - "ахимса" (отказ от причинения вреда даже в мыслях)
  • Простой крестьянский труд - "свадеши" (опора на собственные силы), ну и тому подобное. Однако общий принцип от этого не изменился.

В общем, Толстой и представить себе не мог, как отозвалось его слово. Почти забытое на его родине религиозно-моралистическое учение стало методом активной политической борьбы, которая - и это главное удивительное - привела к успеху.

Вот таким образом Толстой имеет непосредственное отношение к освобождению Индии от колониальной зависимости. Его слова разбудили кого надо.

***

Дорогие читатели - напоминаю вам о том, что написание каждой статьи это время и труд, которые я трачу, чтобы предложить вам интересный и полезный материал. Это возможно исключительно благодаря вашей доброте, щедрости и отзывчивости.

Поддержать ведение канала можно ЗДЕСЬ.

Разъяснения по донатам - здесь.

Всем здоровья, удачи и благополучия!