В царской России действовала жёсткая цензура на то, что можно писать и изображать. Именно поэтому картины торговли людьми (крепостными) до 1917 г. столь немногочисленны, что их можно пересчитать по пальцам одной руки.
Я задался целью проверить, есть ли изображения не показного лубочного (с обрабатывающими землю в праздничных платьях босоногими крестьянками...), например:
а реального отношения дворян и царской власти к крепостным и уже якобы свободным крестьянам до Октябрьской революции — и увидел ту же самую ситуацию: такие картины очень трудно отыскать, а их авторы предпочитали оставаться неизвестными во избежание преследования со стороны имперских органов охраны правопорядка, или, точнее, подавления воли и свободы своего собственного народа.
Принудительный труд и телесные наказания в России до 1917 г. (кликнуть)
Вот на этой картине неизвестного художника первой половины XIX в. мы видим характерное избиение дворовых служанок (девок): помещица или её управляющая в дорогой накидке одной рукой держит за волосы стоящую перед ней на коленях несчастную девушку, а другой сечёт её по спине (видимо, прутьями — розгами).
На широчайшее распространение систематической порки крепостных крестьян обезумевшими от вседозволенности и безнаказанности дворянами указывает и ещё одна картина неизвестного художника уже второй половины XIX в., на которой явно изображены (судя по костюмам) реалии XVIII в. Здесь сама барыня с маниакально-садистским выражением лица избивает пучком прутьев специально положенную на лавку на живот, привязанную к ней за руки и удерживаемую на ней предварительно обнажённую девушку или женщину. Причём на заднем плане мы видим палача с его инструментами, в том числе клещами. А ещё дальше спиной к зрителям показана подвешенная к потолку за обе руки фигура. В углу на переднем плане стоит бочка с водой для вымачивания в ней прутьев. Т.е. перед нами пыточная комната, в которой регулярно хозяева собственноручно избивали и пытали своих крепостных крестьян.
На следующей картине 1880 г. художника И.С.Дощеникова показано то, что повсеместно творилось в господских усадьбах — седой и лысый барин с вожделением смотрит на миловидную спящую молоденькую горничную (домашнюю служанку). Нетрудно догадаться, что за этим последует, так как он уже сладострастно протягивает к ней свою руку.
Крестьян систематически пороли по приговору волостных судов и земских начальников десятилетия спустя после отмены личной зависимости от помещиков по любому поводу — и дело это было поставлено на широкую ногу и на поток, как о том свидетельствуют следующие две картины:
На картине Н.Юргенсона начала XX в. показана типичная сцена массовой порки посмевших бунтовать крестьян присланными из города солдатами — тогда как одни из них винтовками с примкнутыми к ним штыками удерживают крестьян (причём пришедших за справедливостью с иконой или портретом царя в руках...), другие прямо на снегу порют розгами зачинщиков и наиболее активных участников волнений.
Только 24.08.1904 всего за несколько месяцев до начала Первой Русской революции указом императора Николая II в России были отменены телесные наказания крестьян.
Обычным делом для крепостных крестьян было становиться на колени при разговоре перед своим барином независимо от пола и возраста и имущественного положения и кланяться ему до земли:
Господа при этом вели себя с крестьянами как турецкие султаны со своими подданными:
Обычным было для помещиков заводить гаремы из своих дворовых девок — но нарисовать такой смог лишь один иностранец, да и то незадолго до отмены крепостного права:
Зато в случае отказа или... беременности и родов собственного ребёнка обласканную до этого барином крепостную актрису могли запереть на псарне и заставить кормить грудью барского щенка (и это документально зафиксированный исторический факт):
Жечь углями подошвы ног дворового за то, что тот утопил двух барских щенков, которых его жене было велено выкормить своею грудью. (Семёновский В.И. Крестьяне в царствование Екатерины II. 1903.)
Даже после отмены крепостного права дворяне и правительственные чиновники независимо от имущественного положения и возраста крестьян не утруждали себя вставать при разговоре с ними и не считали нужным снимать головной убор — тогда как крестьяне должны были снимать его и стоять перед господами:
А уж если крестьянин заходил охотиться во владения помещика и был пойман с поличным — то мог получить и плетью от разгневанного владельца усадьбы:
При этом сами дворяне при преследовании дичи во время охоты спокойно заезжали на крестьянские поля и уничтожали их урожай:
Только после отмены крепостного права 19.02.1861 художникам было высочайше дозволено (в рамках умеренно-либеральной самокритики...) рисовать разорение крестьян непомерными налогами и податями и изъятие и распродажу их скудного имущества, лошадей и скота за недоимки/долги перед государством (!) — и сразу же появилось много картин на эту тему, что говорит о широком и повсеместном распространении этого социального явления: