Найти в Дзене

Фильм «Хаттабыч». Как русский хакер чайник покупал…

Оглавление

Раз уж заговорили про джиннов, давайте и наших вспоминать. Тем более, что совсем недавно мне снова попался этот старенький, но весьма весёлый фильмец 2006 года. Главное тут – не забыть отключить голову перед просмотром и не искать какой-то серьёзной логики.

Кадры из фильма "Хаттабыч"
Кадры из фильма "Хаттабыч"

О сюжете

Гена – не просто программист, он хакер. Правда, толку от таких навыков никакого. Парень буквально «живёт» в интернете и уже плохо представляет, как выглядит реальность. А когда его девушка Лена просит найти хотя бы новый чайник, Гена «по приколу» выбирает старинный кувшин. Это становится последней каплей в чаше терпения Лены и ставит точку в их отношениях.

Гена ещё не знает, что, сам того не ведая, приобрёл настоящего джинна. Да и есть ли ему дело? Ведь после шуточного взлома за парнем охотятся не только бандиты, но и спецслужбы.

А что джинн? У него имеется свой враг и одна большая мечта…

Ностальгия

В последнее время, в российской массовой культуре всё больше прослеживается интерес к эпохе «нулевых». О них снимают фильмы, пишут книги. В конкурсах всё чаще заявляется тема этого ещё не забытого, но стремительно отдаляющегося от нас времени. Но я очень сомневаюсь, что переосмысление способно подарить те же эмоции, какие дают вот такие обычные, в чём-то даже нелепые и отчаянно простые истории, которые пропитаны временем, потому что создавались им и в нём. Они ещё дышат теми ощущениями. В них есть какая-то особенная безалаберность, которая сегодняшнему творцу не всегда и позволена.

В истории хакера Гены интернет всё ещё воспринимается, как нечто новое, плохо изученное и оттого манящее. Это не кладезь знаний и не чёрная дыра. Это новое пространство для молодёжи, в котором ценится анонимность, где «ники» вместо имён и «аватарки» вместо лиц. Там можно познакомиться, даже влюбиться и только через время узнать, что человек вовсе не тот, за кого себя выдаёт.

Эта история создана в то время, когда Всемирная паутина практически не имела правил и казалась безграничной. Там ещё нет блогеров. Но уже есть чатики, игрушки и мемы. В то же время, фильм пестрит специфическими шутками и ироничными намёками на инфантильность нового поколения. Т.о. какие-то серьёзные темы вплетаются ненавязчиво, скорее насмешливо, чем всерьёз. Посмеяться или задуматься над ними? Тут уже каждый решит сам. Никакого нагнетания или морализаторства нет. Всё-таки «Хаттабыч» – это в первую очередь лёгкая комедия с фэнтезийной ноткой.

Картинка

Визуальный план фильма максимально прост. Но даже качество изображения создаёт ту самую ностальгическую нотку, к которой сегодняшний кинематограф может стремиться, используя фильтры, но приблизиться всё равно не сможет. Наверное, и не захочет. Ведь для нового зрителя такая «картинка» – скорее минус, но я нахожу в ней что-то тёплое, напоминающее нашу собственную раннюю юность и детство. Спецэффекты тоже скорее комичные, но здесь это даже правильно и сделано немного нарочито. Фильм не претендует на технический шедевр, зато отлично передаёт настроение, «момент». И в этом его изюминка. Интерьеры, виды и прочие декорации – всё складывается в одну общую палитру, добавляет небрежности, как бы подчёркивая натуру главного героя.

Герой «нулевых»?

А Гена тем временем остаётся типичным представителем своего поколения. Эдакий «герой нашего времени» с ветром в башке и пустотой в кармане. Он взламывает крупную IT-компанию не для какой-то великой цели, а снова чисто «по приколу». Не задумывается о последствиях, хоть и начинает паниковать сразу же. Он создаёт проблемы на пустом месте. Но по сути своей Гена – отличный парень, который просто никак не повзрослеет. Потому и с девушками у него не клеится. Да с жизнью в целом тоже.

Казалось бы, всё должно поменяться, когда на горизонте появляется джинн. Но и тут проблема. Гена не в состоянии придумать правильное желание. Он и лампу-то выкидывает в первые же минуты. И умудряется постепенно «обратить» Хаттабыча в свою «веру». Сделать старика таким же типичным подростком-переростком, который засиживается в интернет-кафе и влюбляется в «бота» из чата. Однако Хаттабычу и Гене всё-таки удаётся стать друг для друга тем самым чудом, изменившим жизнь.

Джинн исполняет желания. Но у Гены уже есть огромный потенциал, который он никак не использует, а появление волшебной лампы становится своеобразным выходом из зоны комфорта. Приходится действовать. Спасать Хаттабыча от его злого сородича, разбираться со служителями закона и представителями мира преступного. И отрываться от монитора тоже. Кроме того, несмотря на всю свою праздность и инертность, парень действительно талантлив. И к своим способностям он относится, как к чему-то совершенно обыденному, потому что в своей среде он просто не видит им применения. А в другую не стремиться. И вдруг возникает необходимость. Надо напрячься, чтобы помочь новому другу.

А что джинн?

Наш Хаттабыч мечтает завершить дела и попасть в волшебную страну. В отличие от Гены, он хорошо знает, чего хочет и идёт к своей цели. Но, как известно, даже в магических мирах есть истории, которым не суждено сбыться. При этом, Хаттабыч подобен ребёнку, который только начинает изучать этот новый чудный мир, который так сильно изменился с последней встречи. Вроде бы заезженный приёмчик.

У нас есть условный «ученик», постигающий современную действительность. И есть «учитель», который на эту роль совершенно не подходит, вот и объясняет «азы» со своей колокольни. Иногда глупо. Временами совершенно по-детски. На этом вырастает множество комических ситуаций.

Но Гена и сам чему-то учится в процессе. Познаёт мир глазами Хаттабыча, которому всё интересно. Старик же проникается этим духом иллюзорной воли и с радостью вовлекается в игру под названием «виртуальность». Каждый из героев наивен по-своему. В этом их схожесть. Они, как две стороны одной медали. Вместе начинают изучать мир. Вместе влипают в истории и ищут выходы. Иногда весьма нестандартные и до абсурда комичные. Но всё, что они делают, наполнено добром. В них нет злого умысла, только задорная весёлость, присущая молодости. Может быть, поэтому они и становятся идеальным тандемом, способным победить даже такую силу, как Шайтаныч?

Вместо заключения

«Хоттабыч» – это весёлая история, подходящая для лёгкого вечернего просмотра, когда хочется просто разгрузиться и, может быть, поностальгировать. В этом простом по своей сути фильме, как в волшебной лампе, закупорен дух самого времени. Здесь даже некоторые фривольности выглядят наивно и отражают эпоху. А фэнтезийная составляющая только усиливает комизм и некоторый юношеский романтизм во всей его свободолюбивой и немножко пустоголовой натуре. Конечно, не стоит ждать от фильма какой-то серьёзной философии и большой проработанности. Все серьёзные смыслы передаются прямолинейно и сказочно. Да и сама история напоминает уличную живопись, что нарисована небрежными штрихами, но в этом и есть её очарование.

P.S. А ещё у фильма есть литературная основа. Но я время от времени узнаю о ней, как в первый раз, так что по этому поводу ничего вразумительного не напишу.

На этом сегодня всё. Спасибо, что дочитали статью до конца! Буду рада реакциям, комментариям и подпискам! Ваш Рифмующий писатель!