Уважаемые читатели, я немного пропала с просторов Дзена, но ни в коем случае не забыла про вас и свой блог! Декабрь – заключительный месяц года, кажется, в котором нужно уместить все прошедшие месяцы, рабочие отчёты и при этом сохранить себя и своё здоровье до каникул.
Сегодняшним воскресным вечером я бы хотела рассказать вам о выставке. Да, именно о выставке; пока поездок по монастырям и церквям не намечается, я решила с вами поделиться впечатлениями о популярной выставке Архипа Куинджи «Иллюзия света». Мне удалось чудом попасть на выставку, на которую билеты разлетаются ежеминутно, и вот в ноябре я попала на долгожданную выставку. Но давайте сначала поговорим о художнике и работах, и чем же он так популярен, и я поделюсь впечатлениями.
Архип Куинджи – волшебник света и искусства
Имя Архипа Куинджи стоит в ряду самых известных живописцев России. Современники называли Куинджи «художником света» за великолепную способность передавать цвета, которую называли магической. Но до своей популярности он прошёл непростой путь. Юный художник родился в Мариуполе примерно в 1842 году, его отец был сапожником, а мать неизвестна. Дедушку будущего живописца называли «Куинджи» (в переводе «золотых дел мастер»). Так и родилась фамилия Архипа.
Юный художник рано стал сиротой и жил то в доме тётушки, то переезжал к дяде. С детства Архип любил животных и природу и с детства начинает рисовать сам. Уже в 11 лет Куинджи устраивается на стройку церкви: он должен был считать кирпичи. В свободное время юному живописцу разрешили расписывать собственные комнаты.
Попытка попасть к Айвазовскому
Кто-то из знакомых разглядел в мальчике хороший потенциал, и Куинджи предложили попробовать стать учеником великого Ивана Айвазовского. Мальчик загорелся этой идеей и решает посетить великого мариниста. В Феодосию, где проживал мастер, Архип отправился пешком.
Однако Айвазовский не нашёл у него таланта и не захотел учить. Но и выгонять мальчика Айвазовский не стал: он поручил Куинджи красить забор и готовить краски. Заниматься с юношей стал один из родственников мариниста по фамилии Фейсслер. Через несколько месяцев Архип возвращается в родной город и начинает работать в качестве ретушёра в фотографическом ателье. Несмотря на неудачу с ученичеством, Куинджи всегда верил в свой талант. Молодой художник бросает всё и едет в Санкт-Петербург.
Учёба и первые успехи
Затем Куинджи пытается поступить в академию, но его попытки заканчивались поражением. Позже он написал картину «Татарская сакля», и это полотно было выставлено в академии и получило признание. И только в 1868 году Куинджи начинает обучаться художественному мастерству. Его товарищами становятся Васнецов и Репин.
В 1870 году он попадает на остров Валаам, который оказывает на художника большое впечатление – тонкая красота, нежность природы этого чудесного края становятся частым сюжетом для полотен мастера. Самыми известными картинами стали «На острове Валааме», а также «Ладожское озеро».
Передвижники
После 1870-х молодой живописец оказывается в рядах передвижников, куда входили самые знаменитые художники того времени. Представители этого течения в искусстве вдохновлялись бытом обычных крестьян, народничеством. Для одного из многочисленных вернисажей мастер создал картину под названием «Украинская ночь», которая тут же обрела массу поклонников. При этом многие называли полотно «магическим». Луна на полотне сверкала живым блеском, который мягко падал на домики, разбросанные внизу.
Расцвет независимости
В последней четверти XIX века Архип уходит из направления передвижников и представляет комплекс из трёх полотен: «Север», картину «Берёзовая роща», а также композицию «После дождя». Трилогия наполнена чувствами и впечатлениями, здесь чётко прослеживается влияние живописцев-импрессионистов. Начинается «золотая» эпоха в творческой биографии мастера.
Картина «Лунная ночь на берегу Днепра» становится настоящей жемчужиной творческого пути автора. Когда мы смотрим на картину, то кажется, что луна действительно светит с холста.
В 1880 году начинается новый период в жизни Куинджи - он становится полностью независимой фигурой. Художник устраивает несколько персональных выставок, каждая из которых пользуется ошеломляющим успехом. Так, показ «Лунной ночи на Днепре» в зале Общества поощрения художеств становится главным художественным событием года.
Период молчания
После этого события Куинджи резко замыкается в себе и в течение двадцати лет не показывает свои полотна. Начинается «период молчания», который продлится до 1901 года. Став «отшельником», художник не перестаёт работать, о чём знает только его жена. Он продолжает писать, экспериментировать с красками, светом, фактурой, но не показывает работ публике.
Причины молчания:
- глубокий перфекционизм и недовольство собой,
- желание построить собственную художественную школу,
- интерес к научным опытам со светом и цветом,
- усталость от внимания публики.
Его дом превращается в лабораторию, где он исследует освещение, оптику, атмосферу.
В 1894 году художник становится руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища (ВХУ) при Академии художеств. Его учениками стали будущие знаменитости: Николай Рерих, Константин Богаевский, Аркадий Рылов и др. Он создаёт «Товарищество художников» Куинджи, поддерживает молодых, помогает бедным ученикам, делает пожертвования.
В 1896 году кумир юности Куинджи Иван Константинович Айвазовский приезжает в его мастерскую. Прямо на глазах студентов Высшего художественного училища Айвазовский выполняет морской пейзаж, что было запечатлено даже на фотографии.
После периода молчания художник решает посетить Кавказ. Там он видит природное явление, которое вдохновит его на целую серию полотен. Он увидел отражение собственной фигуры в небе, что бывает очень редко.
В 1901 году Куинджи решает продемонстрировать новые полотна нескольким людям. В кругу избранных были его ученики, а также хорошие знакомые. Среди показанных работ было знаменитое полотно под названием «Христос в Гефсиманском саду». Это произведение искусства произвело на собравшихся неизгладимое впечатление. Один из искусствоведов позже скажет о картине, что Христос предстает «светом от света», ведь фигура Спасителя появляется в нежном лунном сиянии. Христос был изображён в контрасте с тёмным окружением, но его силуэт словно испускал свет.
Куинджи умер в 1910 году в Петербурге. Большую часть имущества и работ оставил в дар Академии и ученикам. Из-за того, что при жизни он мало выставлялся, многие картины были обнаружены только после смерти, что ещё больше усилило его ореол загадочности.
Мои впечатления
Чем же так уникален художник? На мой взгляд (субъективный – ведь у каждого он свой), Куинджи сумел необычным образом сочетать свет и тьму, показывая нам удивительную глубину этих противоположностей. Кажется, что оттенки сливаются между собой, как будто балансируют и отражают нашу жизнь, такую же светлую и одновременно тёмную.
А его любовь к русским пейзажам – эти живописные полотна, от которых не оторвать взгляд, опять же нам показывают глубину русской природы, такой разной и неоднозначной, и мистической. Художник работал со светом так, как будто писал им, а не красками, и смело использовал яркие, насыщенные цвета – задолго до модернистов. Куинджи всю жизнь был закрытым и скромным человеком, несмотря на огромную славу, и глобально переосмыслил русский пейзаж, сделав его более символическим и философским.
Если вы соберётесь на выставку в Русский музей в Санкт-Петербурге, то будьте готовы к очередям и не очень комфортному пребыванию в залах из-за большого количества людей. Но поверьте, оно того стоит – лицезреть полотна известного художника особенное удовольствие и частично философское, а может, вы увидите в этих картинах нечто большее?