Theater D'Opera Spatial (с фр. — «Театр космической оперы») — это не просто цифровое изображение, а культурный феномен, наглядно обозначивший поворотный момент в истории искусства. Созданная с помощью искусственного интеллекта, эта работа в 2022 году одержала победу в конкурсе изящных искусств на ярмарке штата Колорадо, мгновенно став символом одновременно захватывающих возможностей и глубоких противоречий новой творческой эпохи.
Замысел и рождение цифрового полотна
Автором, стоящим за этим произведением, является американец Джейсон М. Аллен, президент компании по производству настольных игр из Колорадо. Его подход к созданию работы кардинально отличался от традиционного. Аллен не брал в руки кисть или графический планшет. Вместо этого он обратился к генеративной нейросети Midjourney, способной создавать изображения на основе текстовых описаний (промптов).
Процесс создания был итеративным и требовательным. По словам Аллена, он потратил недели на формулировку и уточнение запросов, введя в систему не менее 624 текстовых подсказок и их модификаций, чтобы получить желаемый визуальный результат. Из сотен сгенерированных вариантов он отобрал три наиболее удачных изображения. Однако на этом его работа не закончилась. Финальный этап включал редактирование в Adobe Photoshop, повышение разрешения с помощью инструмента Gigapixel AI и последующую печать на холсте для представления на конкурсе.
Визуально «Théâtre D'opéra Spatial» представляет собой величественную, наполненную светом сцену, напоминающую гибрид оперного театра эпохи барокко и футуристического космического корабля. Фигуры в классических, струящихся одеждах созерцают центральный элемент композиции — огромную сферическую форму, похожую одновременно на луну и на круглое окно в иное пространство. Этот синтез прошлого и будущего, созданный алгоритмом, поразил судей и породил множество интерпретаций.
Сюжет картины не описан явно, но он читается интуитивно: это встреча прошлого и будущего, гармония классики и технологий, человек, одетый в культуру, но защищённый наукой. Это метафора эволюции сознания, где искусство не умирает, а трансформируется, проникая в космос, в цифровые миры, в новые формы бытия. Визуально работа напоминает полотна Гюстава Моро или Арнольда Бёклина, но с добавлением элементов из «Интерстеллара» или «Дюны». Она вызывает чувство благоговения, как будто зритель попал в святилище, где культура стала технологией, а технология — религией.
Триумф, шок и начало культурного скандала
29 августа 2022 года работа Аллена была удостоена первого места в категории «Цифровое искусство / Цифрово обработанная фотография» для начинающих художников на ярмарке штата Колорадо, получив денежный приз в 300 долларов. Судьи, очарованные работой, сравнивали её с произведениями эпохи Возрождения и позже признались, что не знали о происхождении изображения, но это не повлияло бы на их решение.
Общественная реакция оказалась diametrically противоположной. Когда Аллен поделился новостью о победе на платформе Discord, в социальных сетях поднялась волна возмущения. Многие художники и комментаторы восприняли это как грубую несправедливость и «смерть» профессии художника, утверждая, что победа машины обесценивает годы обучения, техническое мастерство и уникальный творческий дух человека. Оппоненты сравнивали произведение Аллена с концептуальными провокациями вроде банана, приклеенного скотчем к стене, намекая на отсутствие в работе традиционного художественного труда.
В свою защиту Аллен заявил, что не нарушил ни одного правила конкурса, который в тот момент не имел ограничений на использование ИИ. Он настаивал, что его вклад — кропотливый творческий процесс отбора, редактирования и доводки — был не менее значимым, чем работа с традиционными инструментами. Этот спор выявил глубокий разрыв в понимании творчества: является ли художник исключительно ремесленником, владеющим инструментом, или же, в первую очередь, концептуалистом и режиссёром, направляющим процесс создания. В ответ на скандал, начиная с 2023 года, ярмарка штата Колорадо обязала участников указывать использование искусственного интеллекта при создании работ.
Битва за право быть автором: судебно-правовые перипетии
Если культурные дебаты были жаркими, то правовая битва, начатая Алленом, оказалась ещё более сложной. В сентябре 2022 года он подал заявку на регистрацию авторских прав на «Théâtre D'opéra Spatial» в Бюро по авторским правам США (USCO).
В декабре 2022 года, а затем и в июне 2023 года Бюро отклонило его заявку. Эксперты пришли к выводу, что изображение содержит «неразрывно слитый, неотделимый вклад» человека и ИИ, причём доминирующими являются элементы, созданные Midjourney. Ведомство предложило зарегистрировать авторское право только на те части изображения, которые были отредактированы Алленом в Photoshop вручную, но он отказался, настаивая на правах на всё произведение в целом.
5 сентября 2023 года Совет по рассмотрению USCO вынес окончательное решение, постановив, что работа не имеет права на охрану авторским правом, поскольку творческий вклад человека был признан минимальным (de minimis). В своём решении Совет сослался на фундаментальный принцип американского и международного авторского права: охрана предоставляется только произведениям, созданным человеком.
Это решение не стало полной неожиданностью. Ранее, в 2023 году, Бюро по авторским правам уже устанавливало прецедент в деле графической новеллы «Zarya of the Dawn», постановив, что авторское право распространяется только на текст и компоновку, но не на изображения, сгенерированные Midjourney. Однако в 2025 году USCO опубликовало новый отчёт, оставивший узкую лазейку для создателей: авторские права могут быть предоставлены работам, созданным с использованием ИИ, если «творческий вклад автора был ощутим». Именно в этой субъективной области — определении «ощутимости» человеческого вклада — теперь будут разворачиваться будущие правовые баталии. Аллен заявил, что намерен продолжать борьбу.
Театр космической оперы как символ новой творческой эры
История «Théâtre D'opéra Spatial» выходит далеко за рамки единичного случая победы или судебного разбирательства. Она функционирует как мощная призма, через которую рассматривается место искусственного интеллекта в современной культуре.
С одной стороны, ИИ демократизирует творческий процесс, позволяя людям без многолетней технической подготовки визуализировать сложные идеи, выступая в роли мощного инструмента для поиска вдохновения, проработки концепций и быстрого создания визуальных прототипов. Аллен рассматривал Midjourney не как замену художнику, а как принципиально новый инструмент, подобный изобретению фотографии, который не уничтожил живопись, но заставил её переосмыслить свою суть.
С другой стороны, эта история обнажила серьёзнейшие этические и экономические вызовы. Главный вопрос — о легитимности использования для обучения ИИ миллиардов изображений, защищённых авторским правом, без прямого согласия их создателей. Художники справедливо опасаются, что алгоритмы, обученные на их работах, могут впоследствии лишить их доходов, генерируя бесконечные вариации в схожих стилях.
В конечном счёте, «Théâtre D'opéra Spatial» поставил перед обществом фундаментальный философский вопрос: что есть творчество в эпоху машин? Является ли оно исключительной прерогативой человеческого сознания, эмоций и опыта, или же алгоритм, способный комбинировать и трансформировать существующие паттерны новыми способами, также может претендовать на акт созидания? Работа Аллена и бурная реакция на неё показали, что технологический прогресс опередил выработку правовых норм, этических рамок и самого языка для описания новой реальности.
Как и в своём названии, эта работа стала своеобразным «театром», на сцене которого разыгрывается драма столкновения старого и нового, человеческого и машинного, ремесла и концепта. Её наследие — не в эстетике конкретного изображения, а в том глубоком и необходимом диалоге о будущем искусства, который она спровоцировала. Финал этой пьесы ещё не написан, но ясно одно: обратного пути нет. Искусственный интеллект прочно вошёл в мастерскую художника, и теперь предстоит заново определить правила совместной работы, авторства и ценности в этом общем пространстве творчества
Оставайтесь с нами – впереди ещё много интересных материалов, которые не оставят вас равнодушными. Будем рады любой поддержке.