Вынести формулу события или спектакля на плакатный лист интересно и азартно. Это можно сравнить с ситуацией, когда нужно попасть в цель, имея всего один патрон.
О. М. Савостюк
Художники Олег Савостюк в соавторстве с Борисом Успенским создали около шестидесяти художественных плакатов к спектаклям Большого театра. Эти произведения стали уникальным культурным явлением 60–80-х годов ХХ века.
Сегодня искусство плаката кажется безвозвратно ушедшим. Исчезли художники‑плакатисты, да и само понимание «языка плаката», вместе с привычкой воспринимать этот вид искусства, постепенно выпало из современного культурного обихода. Поэтому всегда интересно прикоснуться к плакатному наследию, почувствовать его неповторимую энергетику и заново открыть для себя особый визуальный язык того времени.
Балет «Каменный цветок»
Впервые балет по мотивам сказов Павла Бажова был поставлен в 1954 году на сцене Большого театра СССР балетмейстером Л. М. Лавровским. Музыку к балету «Сказ о каменном цветке» написал Сергей Прокофьев. В 1957 молодой балетмейстер Юрий Григорович внес некоторые изменения в либретто и поставил экспериментальный балет «Каменный цветок» в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова. С этой постановки началась новая страница советской хореографии – эпоха Юрия Григоровича. На сцене Большого театра премьера балета «Каменный цветок» в редакции Ю. Григоровича состоялась в 1959 году. Партию Хозяйки Медной горы исполнила Майя Плисецкая.
Композиция плаката к балету передаёт мистическую атмосферу происходящего на сцене. Малахитовый лепесток цветка трансформируется в гору, с которой спускается дева в кокошнике.
В плакате запечатлён момент перевоплощения героини. Невидимый дух обретает человеческий облик — превращается в статную, зеленоглазую красавицу с длинной чёрной косой, одетую в платье из «шёлкового малахита». Лаконичными линиями художник обозначает пластику жеста, балетную позу, стопы на пуантах. Несколько точных штрихов передают изящный силуэт фигуры, складки богатого платья и мерцание украшений.
Хозяйка Медной горы — один из самых ярких фольклорных образов уральских сказов Павла Бажова. В народных преданиях она известна под разными именами: Малахитница, Каменная девка, Девка Азовка. Прекрасная дева— владычица подземного мира, то становится юркой ящерицей с короной на голове, то проявляется через звон медных лент.
Павел Бажов написал сказы в 1930-х годах уже в Советской России. В его волшебном мире переплелись древние поверья о духе гор, истории о кладах и реалии жизни уральской горнозаводской цивилизации. Персонажи сказов Бажова создали уральский фольклор, который мы знаем сегодня.
Балет «Каменный цветок» оставался в репертуаре московских и ленинградских театров до 1990‑х. В 1991 году по спектаклю Кировского театра был снят видеофильм.
Буклет к спектаклю «Каменный цветок»
В коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина хранится буклет к балету «Каменный цветок», созданный в 1982 году. Благодаря работе художников Олега Савостюка и Бориса Успенского страницы буклета словно оживают. На обложке размещён плакат, адаптированный для двуцветной печати — чёрной и малахитовой.
В оформлении нет случайных деталей. Линейные рисунки деликатно воссоздают драматизм сценического действия. Портрет Прокофьева иллюстрирует его размышление о балете, а одинаковые по стилю заголовки придают изданию стройность и законченность.
Сергей Прокофьев о балете
«Каменный цветок» — балет о радости творческого труда на благо народа, о духовной красоте русского человека, о мощи и неисчислимых богатствах нашей родины, раскрывающихся только перед человеком труда. Большое место занимает в балете тема верной, преодолевающей множество суровых испытаний любви молодого искусного мастера Данилы и его невесты Катерины. Как и в своих предыдущих балетах, в «Каменном цветке» я стремился к тому, чтобы наш зритель увидел на сцене знакомых ему по сказам персонажей не только танцующими, но и чувствующими, переживающими, волнующими своими горестями и радостями. В своей музыке я использовал уральские народные песни»...
С. ПРОКОФЬЕВ
Юрий Григорович о спектакле
«Каменный цветок» — последний балет выдающегося советского композитора С. Прокофьева повествует о судьбе горного мастера Данилы, который хочет «полную силу камня сам поглядеть и людям показать». Везде ищет Данила воплощение своей мечты и, наконец, осуществляет ее, познав тайну красоты камня во владениях Хозяйки Медной горы хранительницы подземных богатств.
Но Данила не хочет один владеть этой тайной, он должен разделить её с народом, и Данила уходит из владений Хозяйки к людям, к любящей его Катерине, неся им знание подлинного Мастерства, познанного у природы.
Творческие искания, которыми одержим горный мастер Данила, стремление создавать всё более совершенные произведения искусства являются, с нашей точки зрения, основной темой спектакля.
Жанр балета — сказ. Его можно определить словами Бажова: «Сказ — это быль с элементами сказочного, рассказ о реальном, заключающий в себе элементы фантастики, неправдоподобного». Основой музыкального и хореографического построения балета стало это сочетание картин реальной жизни и фантастических сцен. В основу хореографического языка реальных сцен положен народный танец. Это, прежде всего, картина помолвки, решённая как сцена‑обряд, и ярмарка, осуществлённая в форме танцевальной уральской рапсодии.
Фантастические сцены решаются средствами классического танца. Но движениям классического танца, которыми характеризуется мир Хозяйки Медной горы, приданы нарочитая угловатость и острота, как бы гранённость. Этот приём должен подчеркнуть природу камней и кристаллов: в танцах драгоценных камней должна отражаться сверкающая, искрящаяся игра самоцветов.
Классический танец служит и для создания образа Хозяйки Медной горы. Это фантастическое существо, олицетворяющее богатство и красоту природы. У неё как бы два лика: лик властной, могучей «тайной силы» не познанной человеком природы и лик человеческий, полный чарующего женского обаяния. Она и у Бажова появляется перед людьми то как ящерица, то как «малахитовая девка». Именно двойственность, противоречивость определили средства, которыми создаётся в балете образ Хозяйки Медной горы. Танец Хозяйки тяготеет к характеру классического танца подвластных ей драгоценных камней и в то же время отражает черты гибкой, скользящей ящерицы, образ которой так зримо вылеплен Бажовым.
Иное дело танец главных героев балета Катерины и Данилы. Это то же классический танец ведь он всего полнее раскрывает в жанре балета внутренний мир героев. Но так как он изображает не игру граней мертвого камня, а движения человеческой души, то классический танец Данилы и Катерины пронизан элементами народного танца, несет в себе черты русского изобразительного искусства. Всего больше он сближается с народным танцем в тех сценах, где герои балета выступают вместе с народом.
Особое место в спектакле занимает приказчик Северьян. Народ называет его «зверь и убойца». Это барский падсмотрщик жестокий и бесчеловечный. По существу, это единственный отрицательный персонаж спектакля. Естественно, что хореографические средства, которыми он создавался, должны были резко отличаться от тех, какими воплощались остальные герои. Можно было оставить Северьяна за гранью танца, создавать его образ средствами чистой пантомимы. Но такой путь снизил бы значимость и звучание этого образа, а значит, ослабил бы и остроту выраженных в сказах Бажова социальных противоречий, придал им чисто иллюстративный характер. Северьян, как и другие действующие лица спектакля, должен быть наделен особым танцевально-пластическим языком, сочинение которого явилось задачей балетмейстера.
Балет «Каменный цветок» задуман как непрерывное хореографическое действие, как непрерывный танцевальный рассказ о пережитом героями сказов Бажова.
Ю. Григорович
Действие первое
...Уральский мастер-камнерез Данила мечтает создать малахитовую вазу, та кую же прекрасную и простую, как живой цветок.
...Даже на помолвке с любимой им Катериной Данилу не оставляют думы о скрытой от него тайне малахитового камня.
На помолвку приходит приказчик Северьян. Он хочет взять одну из сделанных Данилой чаш, но Данила не отдает ее. Катерина встает между женихом и Северьяном, предупреждая ссору. Приказчик, пораженный красотой девушки, забыв о чаше, пытается обнять Катерину. Данила и гости встают на её защиту. Взбешенный Северьян разгоняет гостей и в ярости убегает сам.
Вскоре уходит и Катерина. Данила не замечает ее ухода. Его не покидают мысли о заветной не получающейся у него вазе.
Тайной камня владеет Хозяйка Медной горы – владычица и хранительница подземных сокровищ. У нее должен узнать Данила этот секрет.
И вдруг сама Хозяйка Медной горы появляется перед Данилой. От её прикосновения оживает неудавшаяся чаша Данилы. Но исчезает Хозяйка, и малахит снова мёртв. Данила разбивает свою чашу и бежит вслед за Хозяйкой.
...Хозяйка Медной горы, являясь Даниле то ящерицей, то «малахитовой дев кой», заводит его в Змеиную горку. Данила бесстрашно идет за ней: он должен узнать тайну камня, увидеть каменный цветок Хозяйки Медной горы, в «котором красота показана».
Хозяйка вводит Данилу в свое царство, и мертвые камни оживают перед ним: переливать острыми гранями, сверкают самоцветы, ярко зацветает перед Данилой заветный каменный цветок.
Действие второе
...После исчезновения Данилы, Катерина, осталась в его доме «ни невестою, ни замужницей». Но Катерина верит, что Данила жив и вернется к ней. Твердо отвергает она настойчивые приказания домогающегося её Северьяна.
...А Данила в подземном царстве Хозяйки Медной горы вытачивает прекрасную вазу, о которой мечтал всю жизнь.
...Катерина отправляется на поиски Данилы. По пути она приходит на ярмарку. Среди ярмарочного веселья в пестрой толпе торговцев Катерина сталкивается с Северьяном и его обережными, кутящими в компании цыган. Северьян пытается увести Катерину с собой, но народ заступается за неё, и Катерина убегает. Северьян бросается было за ней, как вдруг на его дороге встает незнакомая девушка, и тотчас ноги Северьяна прирастают к земле. Северьян в злобе с трудом отрывает их от земли и бежит за девушкой. А она манит его, зовет с собой.
... Лишь прибежав на Змеиную горку, Северьян узнает в девушке Хозяйку Медной горы и понимает, что не за добром привела она его сюда.
Северьян молит Хозяйку Медной горы о пощаде, но она приказывает земле расступиться и похоронить «зверя и убойцу» Северьяна.
Действие третье
...В глухой лес забрела Катерина в поисках Данилы. Измученная, разжигает она костер и садится передохнуть. Из яркого пламени выскакивает Огневушка-поскакушка. Она знает, где находится Данила, и обрадованная Катерина вслед за Огневушкой бежит к Змеиной горке.
...Владения Хозяйки Медной горы. Осуществилась мечта Данилы – камень подчинился ему. Данила узнал секрет мастерства.
Но Хозяйка Медной горы понимает, что, познав душу и силу камня, Данила уйдет от нее. Хозяйка полюбила Данилу и не хочет расставаться с ним.
А Данила твердо решает уйти из подземного царства. Он должен отдать людям познанную им тайну красоты камня, он должен встретиться с Катериной. Хозяйка Медной горы, чтобы удержать Данилу, завораживает его – Данила каменеет.
...Следуя за Огневушкой, Катерина попадает во владения Хозяйки Медной горы. Хозяйка грозно встречает её. Но мольбы Катерины вернуть ей Данилу, бесстрашная любовь девушки трогают Хозяйку. Она оживляет Данилу. Данила бросается к Катерине, и Хозяйка Медной горы, поняв, что не удержать ей Данилу, отпускает его на землю,
...Радостно встречают на земле Катерину и Данилу, принесшего людям тайну высокого мастерства.
А Хозяйка Медной горы прощается с Данилой и Катериной и исчезает.