Найти в Дзене
АвтоЛиза

Почему зимой за рулем в СССР нужно было быть волшебником, а не просто водителем

Привет, мои хорошие! Лиза на связи. Сегодня я хочу отправить нас с тобой в небольшое путешествие во времени. Представь: ты, современный водитель, с теплым рулем, подогревом сидений и кучей кнопочек, вдруг переносишься в 1979 год. Садишься за баранку «Жигулей» или «Москвича»… и понимаешь, что твои навыки здесь просто бесполезны. Ты не ездить, ты выживать будешь! 😱 Почему? Сейчас расскажу про шесть пунктов, от которых у современного водителя волосы встали бы дыбом. Поехали! И да, подписывайся на «АвтоЛиза» — здесь мы смотрим на машины с улыбкой, даже если они родом из прошлого века. 1. Задний привод и пустая голова (имеется в виду — электроники!) Представь: нет системы стабилизации (ESP), нет антипробуксовочной (ASR), нет ABS. Вообще. Нет. Просто железная коробка с мотором и колесами, которые срываются в занос от чихнувшего голубя на обочине. Твой главный помощник — твоя левая нога. Да-да, чтобы тронуться в горку на льду, нужно было виртуозно играть педалью сцепления, подлавливая момен
Оглавление

Привет, мои хорошие! Лиза на связи. Сегодня я хочу отправить нас с тобой в небольшое путешествие во времени. Представь: ты, современный водитель, с теплым рулем, подогревом сидений и кучей кнопочек, вдруг переносишься в 1979 год. Садишься за баранку «Жигулей» или «Москвича»… и понимаешь, что твои навыки здесь просто бесполезны. Ты не ездить, ты выживать будешь! 😱

Почему? Сейчас расскажу про шесть пунктов, от которых у современного водителя волосы встали бы дыбом. Поехали! И да, подписывайся на «АвтоЛиза» — здесь мы смотрим на машины с улыбкой, даже если они родом из прошлого века.

1. Задний привод и пустая голова (имеется в виду — электроники!)

Представь: нет системы стабилизации (ESP), нет антипробуксовочной (ASR), нет ABS. Вообще. Нет. Просто железная коробка с мотором и колесами, которые срываются в занос от чихнувшего голубя на обочине.

Твой главный помощник — твоя левая нога. Да-да, чтобы тронуться в горку на льду, нужно было виртуозно играть педалью сцепления, подлавливая момент схватывания. Современный водитель, привыкший, что машина сама «отдает» тягу, просто бы заглох или отправился бы в задний ход, рисуя на снегу красивые, но беспомощные дуги. Функцию всех электронных мозгов выполнял один-единственный мозг водителя. И он постоянно был в тонусе!

2. ABS? Да это же ты сам!

Тормозить в гололед на такой машине — это не нажать педаль, а сыграть на ней, как виртуоз на пианино. Импровизированный «прерывистый» метод торможения был обязательным навыком. Если вдавить тормоз в пол — колеса встанут колом, и ты превратишься в невесомую санку, которой правит физика, а не руль.

-2

Современный водитель, доверяющий электронике, на первом же повороте понял бы, что его жизнь теперь зависит от скорости работы его собственной правой ноги. Страшно? Еще бы!

3. Резина, которую и резиной назвать язык не поворачивается

О какой специализированной зимней резине с липучкой или шипах могла идти речь? Чаще всего на машинах стояла вездеходная «всесезонка», которая не была ни летом, ни зимой. Сцепление со снегом и льдом — как у тюленя на льдине. А если и были зимние покрышки, то по современным меркам это были просто жесткие «сапоги» с протектором. Выбора не было. Едешь на том, что есть, и молчишь. Или скользишь. Чаще — второе.

-3

4. Волшебная ручка «подсос» и загадка замерзшего карбюратора

Карбюратор — это отдельная песня. Во-первых, чтобы завести холодный мотор, нужно было вытянуть на себя загадочную ручку «подсос». Слишком мало вытянешь — не заведется. Слишком много — «зальешь» свечи бензином, и потом их надо выкручивать и сушить. Это был священный риал!

-4

А во-вторых, карбюратор мог... замерзнуть прямо на ходу. Представь картину: едешь ты по трассе, и мотор вдруг начинает чихать и глохнуть. Паника? Нет! Опытный водитель просто съезжал на обочину, сидел 20 минут, грея мотор на холостых, а потом ехал дальше. Лед в карбюраторе таял от тепла двигателя. Для нас это нонсенс, а для них — обычный зимний день.

5. Картонный тюнинг и ватник для радиатора

Кондиционеров не было, а печки часто не хватало. Что делал народ? Утеплял радиатор картонкой или стеганым ватником! Это не шутка. Вставляли между решеткой и радиатором кусок картона, чтобы мотор меньше охлаждался набегающим потоком ледяного воздуха и отдавал больше тепла в салон. Гениально, практично, но со стороны выглядело, будто твоя машина на зиму надевает телогрейку.

-5

6. Прогрев — это не дискуссия, это закон

«А нужно ли греть мотор?» — этот вечный холивар в СССР был бы просто непонятен. Греть! Обязательно! И не 30 секунд, а минут 5-10, а то и больше. На непрогретом двигателе ехать было невозможно — он просто не тянул. Поэтому утром во дворах стоял симфонический оркестр тарахтящих «Жигулей» и «Москвичей». Это был звук утра.

Что в сухом остатке?

Советский водитель зимой был шаманом, механиком и пилотом-асом в одном лице. Он чувствовал машину телом, слышал каждый звук, а его ноги и руки работали как продвинутая электронная система. Он не мог просто сесть и поехать — он вступал в диалог с железным конем, который был полон сюрпризов.

С одной стороны, это крутая школа выживания и понимания физики автомобиля. С другой — огромный стресс и постоянный риск. Современные авто с их помощниками — это не про слабость, а про то, чтобы твои силы и внимание шли на дорогу, а не на борьбу с машиной.

А у тебя есть истории от родителей или дедушек про такие зимние приключения за рулем? Поделись в комментах — оживим эту легендарную эпоху вместе! И проверь, горит ли у тебя лампочка давления в шинах… хотя бы за это спасибо современности! ❄️🚗💨

Этот ВАЗ-2105 стоит как квартира. Да что в нем такого? Спойлер: это не просто «пятерка», а легенда на колесах!
АвтоЛиза7 декабря
«Новые «Волги» — это секретная операция под кодовым названием Geely? Вскрываем все карты!»
АвтоЛиза7 декабря
От суперкара-мечты до кросса для дачи: на чем будем ездить в (почти) будущем?
АвтоЛиза8 декабря