Около ста лет назад в 1929 году газета "Коломенский рабочий" выходила 2 раза в неделю, и вот в субботу 13 июля 1929 года вышел очередной номер - №52. А там на 4 странице статья ХОМУТ. Сколько обсуждали это в Троицких Озерках, да что там говорить и во всей Коломенской округе...
Дальше дословное воспроизведение этой статьи:
Х О М У Т
В старинное время, когда над Россеюшкой царствовал двуглавый орел, деревня свято чтила обычаи дедов и прадедов.
Если жена изменяла мужу, то ее запрягали в телегу и обнаженную, под удары плетей, прогоняли по всей деревне.
Если курица пела петухом, то ее катили кувырком от переднего угла до двери и, если в дверь упиралась голова курицы, то ей отрубали голову, если она упиралась задней частью, то ей отрубали хвост.
Примеров много и все нелепые и безобразные.
Так жила деревня в старое русское время.
Теперь времена новые, эпоха другая, но старые люди еще живы и крепко держатся за вековечные порядочки.
В селе Троицкие Озерки, Парфентьевской вол., у гр. Скотникова была свадьба. Свадьбы в деревне бывают обычно с песнями, пьянкой, с утра до ночи шумит изба, ломаются полы от пляшущих ног, лопаются крыши от винных паров, жара, крик, шум, звон, разгул!
Пьют все: сват, брат, мать, жених и даже невеста.
На этой свадьбе невеста тоже подвыпила и пришла ей в голову блажь: покричать захотелось. Разревелась девка, не унять. Крестьяне стали предлагать различные методы лечения. Решили, что ее кто-то околдовал. Притащили хомут* и, надев на невесту, стали давить ей шею, чтобы она выявила околдовавшего ее человека.
Невеста видит—дело плохо, сдавили шею словно клещами и еле выдавила слово „Манька“.
„Манькой“ оказалась гражданка того же села Крючкова Мария — член сельсовета и кооператива, женщина активная и никаким колдовством от роду не занимающаяся. Ничего не подозревая, Мария спокойно занималась домашними делами.
Вдруг, прибегает невестина сестра и кричит:
— Манька, что ты сделала над Груней. Иди прощай её, мы надевали на нее хомут и она сказала на тебя!
Тут же прибежал П. К. Балабанов, житель того же села, с киркой и с ругательством накинулся на Марию:
— Убью тебя, колдунью, и сожгу!
А. А. Князев с косой прибежал и тоже грозился убить. Хорошо, собрался народ, не допустил до кровавой расправы. Быть бы Марии Крючковой на том свете.
А ведь тут присутствовали и рабочие с Коломенского завода и комсомольцы. Где же они были раньше? Почему допустили такой варварский обычай?
И где бы всё это происходило? Ну можно поверить, что где-нибудь в глуши деревенской, в сотнях километров от культурного центра, а то ведь в каких-нибудь 10-12 километрах от крупного завода, где рабочие Троицких Озерок неоднократно бывали, слушали в клубах, красных уголках и театрах всевозможные доклады, лекции, смотрели кино-картины о быте, о вреде религии и ее обычаях, о культурной революции. И все ими слышанное и виденное разбилось прахом на ухабах еще живущей поверьями, обычаями и заговорами, темной деревни.
Эх темнота, темнота, жуткие дела творящие ты!.. Несчастный хомут старого строя давит еще наши шеи и тяжелым камнем ложится на пути культурной и грамотной деревни.
Ал. К.—ин.
Итак эта статья — редкое и ценное свидетельство эпохи, которое можно разобрать с нескольких сторон.
📰 И вот моё мнение:
Автор статьи Ал. К - ин описывает не просто историю, которая произошла в селе, а столкновение двух миров. С одной стороны — устойчивые, многовековые народные верования, а с другой — новая советская реальность, стремящаяся их искоренить.
🧐 Почему крестьяне могли верить в колдовство?
Предполагаю, что вера в колдовство в то время не была пустой суеверной выдумкой. Она имела под собой прочную историческую и бытовую основу. Вера в колдовство и суды над «ведьмами» были частью русской деревенской жизни веками. Например, в некоторых архивах сохранились судебные дела об обвинениях в колдовстве, которые рассматривались вплоть до 1860-х годов. В этих делах фигурировали и «вещественные доказательства», и обвинения в наведении порчи. Такие практики и страхи не могли исчезнуть за несколько десятилетий.
В деревнях и селах действительно часто жили люди (знахари, ворожеи), к которым обращались за помощью или боялись. Они могли использовать элементы психологического воздействия или авторитет «тайного знания». Поэтому подозрения крестьян могли падать на конкретных лиц, хотя в данном случае, судя по статье, Мария Крючкова стала случайной жертвой.
А проведя опрос, я выяснила, что даже в 1960- 1990-е годы в Троицких Озерках жили такие люди ("колдуньи") и жители знали о них, и конечно опасались. Да и я сама застала такую женщину...
😭 А рыдать Груня-то могла из-за неразделенной любви...понимая, что она теперь замужем и ничего не изменишь.....
🔍 А проверим некоторые факты из статьи?
Очень интересна мне судьба героев: имя невесты известно - Агрипина (Аграфена), муж ее Скотников - это Петр. Узнаю про них поподробнее. Хочется узнать и о Марии Крючковой, П.К.Балабанове, и А.А. Князеве. А метрические книги, актовые записи ЗАГС, переписи населения помогут мне в этом, но позже...
Продолжение следует.....