Читатель! Свои первые рассказы Юрий Нагибин создавал ещё в детстве, ему помогал отчим - писатель Яков Рыкачев. Нагибин прославился как автор автобиографических повестей и детских произведений. Помимо этого, он писал сценарии для фильмов, изучал историю Москвы и вёл телепрограммы о писателях.
Детство и юность. Юрий Нагибин родился 3 апреля 1920 года в Москве. За несколько месяцев до этого его отца, Кирилла Нагибина, расстреляли за связи с белогвардейцами. Мать будущего писателя, Ксения Каневская, пыталась скрыть дворянское происхождение сына. Она указала в документах, что отец ребёнка - адвокат Марк Левенталь, друг её мужа. Друг семьи, писатель Игорь Оболенский вспоминал о Каневской: "Ксения Алексеевна была жёстким человеком, довольно острым на язык. Юрку обожала". В 1927 году Левенталя арестовали и сослали в Ивановскую область. Мать некоторое время воспитывала Юрия Нагибина одна, но вскоре вышла замуж. Её супругом стал писатель Яков Рыкачёв. В детстве Нагибин увлекался футболом, даже входил в состав юношеской сборной "Локомотива". Однако мать и отчим часто предлагали ему попробовать себя в литературе. Первые произведения Нагибин создавал под руководством Якова Рыкачёва. В 1938 году Нагибин окончил школу. Он хотел поступить в Литературный институт имени А.М. Горького, но мать убедила его подать документы в медицинский вуз. Однако уже на первом курсе писатель перевёлся на сценарный факультет ВГИКа. Вскоре произведения Нагибина появились в советской прессе. В 1940 году в журнале "Огонёк" напечатали его рассказ "Двойная ошибка", а в 1941 - "Кнут". Писатель вспоминал: "Мартовскими, грязно заквашенными улицами я бегал от одного газетного киоска к другому и спрашивал: нет ли последнего рассказа Нагибина? Первая публикация светится в памяти ярче, чем первая любовь". В свободное от учёбы время Нагибин читал свои рассказы на литературных вечерах. Когда началась Великая Отечественная война, студентов и преподавателей ВГИКа эвакуировали в Алма-Ату. Нагибин не поехал с ними, остался в Москве и записался добровольцем в армию. Он хорошо знал немецкий язык, поэтому попал по распределению в Политическое управление Волховского фронта, в отдел контрпропаганды. Писатель придумывал лозунги для агитационных листовок, переводил документы, вёл радиопередачи. В то же время он участвовал в боях на Воронежском и Волховском фронтах, получил Орден Отечественной войны II степени. В 1942 году Нагибин был тяжело ранен, и его освободили от службы по состоянию здоровья. Тогда писатель вернулся в Москву и устроился журналистом в газету "Труд". Как военный корреспондент, он участвовал в битве за Сталинград, освобождении Минска, Вильнюса и Каунаса. В газете "Труд" Нагибин публиковал свои рассказы о войне. Часть из них вошла в сборник "Человек с фронта". Книгу напечатали в 1943 году, и вскоре Нагибина приняли в Союз писателей СССР. Позднее он вспоминал: "Всё виденное и пережитое тогда неоднократно возвращалось ко мне много лет спустя в ином образе, и я опять писал о Волге и Донбассе военной поры, о Волховском и Воронежском фронтах и, наверное, никогда не рассчитаюсь до конца с этим материалом".
Рассказы и сценарии Юрия Нагибина. После войны Юрий Нагибин продолжал работать журналистом. Он публиковался в московских и региональных газетах, много путешествовал по СССР. К литературному творчеству Нагибин вернулся в начале 1950-х годов. Он опубликовал рассказы "Зимний дуб", "Четунов, сын Четунова", "Трубка". Затем вышли сборники "Человек и дорога", "Чистые пруды" и "Ранней весной". Нагибин стал одним из самых популярных прозаиков тех лет. По его произведениям сняли фильмы "Ночной гость", "Трудное счастье", "Братья Комаровы". Писатель вспоминал: "В критических статьях появились высказывания, что я наконец-то приблизился к художнической зрелости". С начала 1960-х Нагибин часто ездил в Ярославскую и Рязанскую области - в Мещеру и на Плещеево озеро. Там писатель общался с местными жителями, ходил вместе с ними на охоту. Его впечатления от поездок легли в основу так называемого Мещерского цикла: сборников "Зелёная птица с красной головой" и "Погоня. Мещерские были". В то же время Нагибин писал сценарии для фильмов. По ним в эти годы сняли около 20 кинокартин: "Девочка и эхо", "Бабье царство", "Председатель" и другие. Писатель вспоминал: "Начал я с самоэкранизаций, это был период учёбы, так и не завершённой в киноинституте, освоение нового жанра, затем стал работать над самостоятельными сценариями". В 1964 году Юлий Файт экранизировал автобиографические рассказы Нагибина о Великой Отечественной войне. Режиссер писал: "Нагибин был классиком советской литературы, непререкаемым авторитетом в кино. Мы вместе работали над режисс"рским сценарием. Далеко не каждый писатель возьмётся". В 1966 году Юрий Нагибин поддержал Андрея Синявского и Юлия Даниэля, которых осудили за "антисоветскую агитацию и пропаганду" в произведениях. Вместе с Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой, Варламом Шаламовым и многими другими советскими поэтами и прозаиками Нагибин подписал "письмо 62-х" с требованием освободить писателей. В 1970-х Нагибин работал над циклом автобиографических рассказов и повестей о своём детстве, в который вошли книги "Школа", "Переулки моего детства" и "Лето". Нагибин писал: "Мои рассказы и повести - это и есть моя настоящая автобиография". Создавал он и произведения для школьников - например, "Рассказы о Гагарине". Вместе с японским режиссёром Акирой Куросавой Нагибин написал сценарий фильма "Дерсу Узала". В основу сюжета легли произведения Владимира Арсеньева "По Уссурийскому краю" и "Дерсу Узала". Картина вышла в 1975 году, а в 1976-м получила премию "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке".
Читатель! На этом первая часть статьи подходит к концу. Делись своими впечатлениями после прочтения в комментариях. Подписывайся, продолжение совсем скоро, ведь это Твоя История!