Найти в Дзене

Качества и навыки успешного докторанта

Личные качества Вопросы личных качеств докторантов, способствующих успешному выполнению исследования и защиты диссертации, обсуждаются в книгах А. М. Новикова [1], С. Д. Резника [2, 3], Ю. И. Рыжикова [4], В. Н. Евсю­кова [5], А. К. Цыцулина [6]. Обобщая материалы этих работ можно сделать следующие выводы. Наверное, главные качества докторанта, отличающего его от ординарных ученых – кандидатов наук, это научный кругозор, воображение, способность на крупные теоретические обобщения, склонность и призвание к масштабной научной деятельности. А. Эйнштейн указывал: «Воображение важнее знания. Знание ограничено, тогда как воображение охватывает весь мир». Дважды лауреат Нобелевской премии Л. Полинг писал: «Лучший способ иметь хорошую идею – генерить много идей». А. Н. Несмеянов полагал, что «самое главное качество – влюбленность, ненасытный интерес к тайнам природы и к путям овладения этими тайнами. Все остальное приложится». Однако эти качества должны сочетаться с критическим мышлением, у
Оглавление

Личные качества

Вопросы личных качеств докторантов, способствующих успешному выполнению исследования и защиты диссертации, обсуждаются в книгах А. М. Новикова [1], С. Д. Резника [2, 3], Ю. И. Рыжикова [4], В. Н. Евсю­кова [5], А. К. Цыцулина [6]. Обобщая материалы этих работ можно сделать следующие выводы.

Наверное, главные качества докторанта, отличающего его от ординарных ученых – кандидатов наук, это научный кругозор, воображение, способность на крупные теоретические обобщения, склонность и призвание к масштабной научной деятельности. А. Эйнштейн указывал: «Воображение важнее знания. Знание ограничено, тогда как воображение охватывает весь мир». Дважды лауреат Нобелевской премии Л. Полинг писал: «Лучший способ иметь хорошую идею – генерить много идей». А. Н. Несмеянов полагал, что «самое главное качество – влюбленность, ненасытный интерес к тайнам природы и к путям овладения этими тайнами. Все остальное приложится». Однако эти качества должны сочетаться с критическим мышлением, умением отстраниться от своих идей, какими бы выдающимся они не казались, и трезво оценить их как бы со стороны. Р. Фейма указывал: «Первый принцип – не обманывай самого себя, а ведь ты – самый легкий объект для обмана». Академик И. И. Артоболевский среди важных качеств настоящие ученого выделял любознательность, точность, критичность мысли и настойчивость, осторожность в выводах и беспристрастность оценок, широту и терпимость к инакомыслящим, мужество при неудачах и великодушие в дни удач.

Необходимое качество будущего докторанта – самостоятельность. Это, прежде всего, самостоятельность мышления и независимость в формировании и отстаивании своей научной позиции. Способность смотреть на изучаемое явление не так, как все считают, а рассмотреть глубже, подробнее, увидеть новое качество, поставить задачу её изучить или, другими словами, поставить научную проблему. Для этого надо не бояться оторваться от старых традиционных взглядов и рассмотреть предмет исследования по-новому. Что для этого надо? Надо иметь способность под действием новых факторов отказываться от старых общепринятых убеждений, иметь научную смелость предложить новую гипотезу, раскрывающую новое явление, проверить её теоретически и экспериментально. Если она не подтверждается, то выдвигать новую гипотезу и снова проверять. Затем третью гипотезу и т. д. «Умение из частностей доходить до вероятно справедливого, а тем паче до достоверного и далее несомненно истинного и представляет существо научной самостоятельности» – Д. И. Менделеев. Многие крупные ученые не блистали успехами в школе и вузе т. к. их учебные программы требуют усвоения готовых знаний, умения решать стандартные задачи. И чем легче учиться, тем меньше самостоятельности, оригинальности, тем меньше отступления от программы. Так Салтыков-Щедрин за сочинение, которое он написал за собственную дочь-школьницу, получил письменное предупреждение за «незнание русского языка». Р. Декарт, Т. Эдисон, Г. В. Ф. Гегель и П. Кюри считались в школе неспособными учениками, а в жизни стали известными учёными. Эти ученые не укладывались в стандартные, жёсткие рамки, они старались всегда выйти за них, донести до мира свой новый самобытный взгляд на якобы всем привычные ординарные вещи [5].

Важными качествами, способствующими успеху, являются коммуникабельность, способность заразить своими идеями, умение вести научную дискуссию, доходчиво донести свои мысли до коллег. Ведь докторант зачастую работает на самом острее науки и разрабатывает принципиально новую еще неисследованную тематику. Способность убедить академическое сообщество в том, что его неординарные идеи имеют право за жизнь, способность завести и расширить свои социальные связи в научной среде, убедить крупных ученых поддержать свое исследование – важные составляющие успеха. Более того, зачастую от соискателей докторской степени требуется и такое личностное качество, как умение быть руководителем, научным лидером, способным своими идеями увлечь других, найти учеников и последователей, возглавить свой научный коллектив, создать свою научную школу.

Другими важными качествами является трудолюбие, терпение, настойчивость в получении результатов. Успех защиты докторской диссертации не требует какого-то выдающегося таланта, он заключается в усердии и в постоянном настойчивом движении к победе. Недаром говорят: «Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов усердия». Так Ч. Дарвин более 20 лет собирал опытные материалы прежде чем обобщить свои наблюдения в виде концепции эволюции в работе «Происхождение видов». М. Склодовская-Кюри вручную переработала тонны урановой смолки, чтобы выделить радий. П. Хигс более 50 лет ждал эмпирического подтверждения своих идей. «Я никогда не думал, что доживу до этого дня» – написал он после открытия бозона Хиггса в 2012 г. на Большом адронном коллайдере. Т. Эдисон писал: «Наука – это марафон, а не спринт», а А К. Цыцулин: «Если попробовать выразить формулой вклад разных компонент личности соискателя в результат, то можно сказать, что его достижения определяются способностями, возведёнными в степень трудозатрат, умноженными на затраченное время».

Очень часто докторант встречается не только с непониманием коллег, но с прямым противодействием и клеветой от конкурентов и завистников, не желающих чтобы на «научном Олимпе» появился еще один ученый. В этой связи для соискателя важны стрессоустойчивость, философский взгляд на жизнь и выдержанность в действиях и принятии решений. Сгоряча, в пылу спора, можно наговорить или сделать многое из того, что потом многие годы будет вредить имиджу настоящего ученого. В научной сфере, также, как и в мире спецслужб, нужно иметь «горячее сердце, холодную голову и чистые руки».

В работе [4] Ю.И. Рыжиков приводит следующий список качеств настоящего ученого: любознательность; способность к самообразованию; эмоциональное отношение к проблеме; ассоциативность мышления, его гибкость и беглость; воображение и фантазия; здравый смысл; интеллектуальная собранность; наблюдательность; умение выделять главное, обобщать, систематизировать, классифицировать; критическое восприятие теорий и наблюдаемых явлений; настойчивость; честность; умение работать в коллективе. Специально для докторантов к нему приходится добавить способности к свертыванию (укрупненному представлению) действий; мышление в многоуровневых абстракциях; стремление к простоте, ясности и рациональности решений; саморефлексию.

В работе [6] А. К. Цыцулин метко сравнивает соискателя ученой степени со спортсменом в том, что они оба должны иметь и наращивать спортивную форму, оба обязаны выступать на соревнованиях, оба могут быть чемпионами и неудачниками, сходящими с дистанции. Для обоих существуют квалификационные нормы, звания, дипломы и медали. Оба должны иметь ясную цель – победить. Оба должны иметь стойкий характер. При этом научная стойкость предполагает абсолютное отсутствие обидчивости и хорошо иллюстрируется лозунгом, придуманным каким-то титаном мысли: «Если ты не растешь, то не обижайся, когда тебя поливают». И спортсмен, и ученый должны уважать традиции, но также должны и взращивать собственную индивидуальность. Так же, как и спортсмен, соискатель должен быть смелым. При этом научная смелость должна быть особого рода. Ему надо уметь не бояться молвы (которая может заклеймить его как «выскочку»), если он внутренне убеждён в собственной правоте. Это очень трудное дело – готовность противопоставить себя общественному мнению. И здесь речь идёт вовсе не о готовности взойти на костёр, как Дж. Бруно. Гораздо ближе другая аналогия: даже сам «король математиков» К. Ф. Гаусс испугался, по его выражению, «криков беотийцев» и не опубликовал своих исследований по неэвклидовой геометрии. А вот Н. И. Лоба­чевский этих криков не испугался и по праву считается создателем этого раздела математики. Так же, как и спортсмен, соискатель должен быть абсолютно честен в своих исследованиях. В определённом смысле «судьями» для каждого ученого являются его же коллеги. Жизнь ученого, как и спортсмена, предполагает ряд самоограничений, но при этом, так же, как и спортсмен, соискатель должен иметь порцию здорового тщеславия. Конечно, олимпийский принцип «главное – участие» может греть душу аутсайдерам, но по аналогии с поговоркой «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом» можно сказать, что «плох тот ученый, который не мечтает стать академиком». По большому счёту – это не просто тщеславие, а романтика – тоска по великому, которая и стимулирует его появление [6].

Умения и навыки

Помимо личностных качеств соискатель должен обладать рядом профильных умений и навыков.

  • Во-первых, это навык постоянного эффективного чтения (в т. ч. на английском языке) профильной научной литературы – новейшие статьи и особенно монографии, выходящие по вашей тематике должны вами обзорно изучены. Вы должны знать пофамильно всех отечественных и зарубежных авторов, находящихся в мейнстриме исследований по вашему профилю, постоянно отслеживать их публикации и знакомиться с ним. Вы должны обладать способностью пропускать через себя большие объемы научной информации и аналитически обрабатывать ее – отделять важное для вашего исследования от всего второстепенного.
  • Во-вторых, надо овладеть искусством письма. Это касается как формы – необходимо знать стандартную структуру научных статей, принятых в профильных журналах (чаше всего это формат IMRAD), уметь правильно оформлять списки литературы (по форме ГОСТ, Cambridge, Vancuver и т. д.), аннотацию, алгоритмы, листинги программ и проч., иметь навык составлять официальные письма и вести деловую переписку, так и содержания – ясно и понятно излагать свои мысли, знать и правильно использовать профильную терминологию, четко структурировать свои работы, делая их максимально эргономично воспринимаемыми читателями и рецензентом. Соискателю надо владеть навыками корректуры и редактуры научных текстов, правилами написания формул и выражений.
  • В-третьих, это использование современного инструментария ученого – компьютерных программ моделирования и аналитических вычислений, систем искусственного интеллекта (ИИ), оборудования и экспериментальных установок, используемых в исследованиях вашего профиля. Если ваши исследования требуют проведения теоретических исследований вы должны владеть современными профильными математическими методами, если экспериментальных – методами обработки экспериментальных данных.
  • В-четвертых, нужно создать профиль и начать использовать наукометрические базы данных (РИНЦ, Google Scholar, Scopus, Web of Science и др.), а также социальные сети для ученых (ResearchGate, Academia.edu, Mendeley и др.). Нужно отслеживать кто и в каком контексте цитирует ваши статьи, работать над повышением видимости статей для профильного научного сообщества, а также их цитируемости.
  • В-пятых, надо постоянно повышать навык владения английским языком, который сейчас является языком международного научного общения. Следует стремиться к возможности беглого поверхностного чтения аннотаций англоязычной научной литературы для того чтобы с ходу определить нужно ли глубокое погружение в материал или же поверхностного обзора достаточно. В идеале – необходимо овладеть языком в той степени, которая достаточна для написания на нем научных статей в зарубежные журналы и общения на международных конференциях.

Возраст соискателя и сроки исследования

Говоря о наилучшем возрасте для защиты диссертации стоит указать, что здесь не все однозначно. Разумеется, чем раньше соискатель приступит к этому, тем лучше. Защитившись в относительно молодом возрасте (что-то около 30+) новоиспеченный доктор может наилучшим образом использовать свой докторский статус для формирования научной школы, достижения новых карьерных высот, занятия в академическом сообществе значимого места. Вместе с тем, весьма часты случаи, когда написанием докторской диссертации специалисты начинают заниматься в зрелом и даже преклонном возрасте, видя в этом возможность обобщить, зафиксировать и обогатить научное знание своими опытом и идеями, закрыть давний «гельштат». Конечно же, в молодом возрасте чисто физиологически проще «переносить тяготы и лишения» дикторского исследования, но на стороне возраста есть важные преимущества – большой опыт, глубокое понимание исследуемых процессов, широкая сеть научно-социальных связей.

Как пишет А.М. Новиков в работе [1] в 1980-х годах возраст соискателей докторской степени чаще всего был за 60-летним порогом. С тех пор постепенно происходило увеличение числа ежегодно защищаемых докторских диссертаций и снижение возраста соискателей. Сейчас средний возраст соискателей, защищающих докторские диссертации – от 40 до 50 лет. Думается, этот возраст оптимален. С одной стороны, к этому возрасту складывается научная зрелость, гражданский опыт. С другой стороны, у ученого еще есть впереди значительный отрезок времени для плодотворной творческой работы, «свободного полета» в творчестве, формирования собственной научной школы [1].

Обычно докторское исследование выполняется в течение 5-12 лет после защиты кандидатской диссертации. Бывают и более длительные сроки, хотя затягивать не следует, памятуя о том, что, как уже говорилось, настоящее свободное научное творчество еще впереди. 5-12 лет напряженной исследовательской работы (естественно, в зависимости от направления научного поиска, условий для научной деятельности, в том числе – для организации опытно-экспериментальной работы и т. д.) обычно вполне достаточно, чтобы кандидат наук осознал себя как самостоятельный ученый, нашел свое направление исследований и добросовестно его проработал. Конечно, бывают исключения. Так, например, имеется немало практических работников, в первую очередь из числа руководителей учреждений и проектов, накопивших огромный опыт инновационной и проектной деятельности, который они обобщают сначала в виде кандидатской, а вскоре, через 2-4 года – в виде докторской диссертации [1].

Поддержка близких людей

Еще одним важным фактором, существенно влияющим на успех докторской диссертации, но на прямую не относящимся к соискателю, является понимание и одобрение диссертационного проекта со стороны семьи. Эмоциональная, бытовая и моральная поддержка со стороны близких и прежде всего супруги и родителей играет ключевую роль в завершении этой многолетней работы.

К сожалению, усилия по написанию докторской отнимают много времени, зачастую приходятся на этап взросления детей, что ведет к тому, что докторант постоянно занят своей научной работой в ущерб времени, которое нужно уделять семье. Это весьма негативно воспринимается «второй половиной», что приводит к многочисленным конфликтам, а иногда заканчивается даже разводом. Конфликты в семье отягощаются тем, что в условиях всеобщего поклонения «золотому тельцу», когда успех измеряется исключительно денежным эквивалентом, знание о том, что успешная защита не даст немедленного финансового обогащения, обесценивает научную работу соискателя, в глазах наиболее близких для него людей, которые постоянно попрекают его тем, что он тратит гигантское количество сил и времени на какую-то ерунду, которая никак не способствует улучшению материального положения. Весьма часто, именно в процессе подготовки докторской диссертации, докторанты, столкнувшись с концептуальным непониманием в семье, уходят к молодым аспиранткам или ученым-коллегам. Это неудивительно, ведь зачастую именно с ними совместно ведутся исследования, они разделяют те же ценности, понимают значимость успешной защиты докторской диссертации.

Очень важно чтобы соискателя окружали люди которые разделяют идеи служения науки, важность и престижность защиты докторской диссертации, как значимого «кирпича» в фундамент науки, поддерживают докторанта в сложных жизненных ситуациях. Если такую функцию не может выполнить ваша семья, важно сформировать круг тесного общения с теми единомышленниками, которые поддержат вас в этом большом диссертационном проекте – искренне порадуются за вас за каждый шаг приближающий к победе и станут поддержкой в моменты неудач.

Литература:

1. Новиков А. М. Докторская диссертация? Пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук. Издание 3-е, переработанное и дополненное. – М.: Издательство Эгвес, 2003. – 120 с.

2. Резник С. Д. Докторант вуза: диссертация, подготовка к защите, личная организация. 2-е издание, переработанное и исправленное. – М.: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2014. – 299 с.

3. Резник С. Д. Докторант высшего учебного заведения. Учебник для системы послевузовского профессионального образования (подготовки научно-педагогических кадров). – Пенза: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2015. – 464 с.

4. Рыжиков Ю. И. Работа над диссертацией по техническим наукам. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007. – 512 с.

5. Евсюков В. Н. Методика работы над кандидатской диссертацией: учебное пособие. – Изд. 5-е, допол. – Оренбург: ГОУ «ОГУ», 2009. – 539 с.

6. Цыцулин А. К. Аспиранту – аспирантово. – СПб.: НИИ телевидения, 2018. – 48 с.

Об авторе: Макаренко Сергей Иванович, доктор технических наук, профессор, эксперт ВАК. Подробности здесь.

P.S. В помощь соискателям ученой степени автором подготовлено методическое издание «Макаренко С.И. Оформление и защита кандидатской диссертации по техническим наукам. Часть 1». Скачать электронную версию этой книги можно на сайте издательства «Наукоемкие технологии» или в РИНЦ. Заказ бумажной версии книги доступен в интернет-магазине вышеуказанного издательства. Данная публикация - фрагмент будущей книги автора, посвященной написанию и защите докторской диссертации