Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

Новинка от Кристиана Петцольда “Отражения № 3” (2025). Исцеление в сельской местности

Драма “Отражения № 3” (производства Германия) – это новый фильм Кристиана Петцольда (Christian Petzold), он выступил режиссером и сам написал сценарий, как для всех своих фильмов. Фильм принимал участие в Каннском кинофестивале в секции Quinzaine des cinéastes (Двухнедельник режиссеров) в 2025 году. Он ничего не получил, критики дали смешанные отклики, но в целом Петцольд показал классического себя. Петцольд едва ли пытается в деталях объяснить, что он имеет в виду, его истории получаются похожими на очень яркие сновидения, которые складываются по своим собственным правилам. Только одно можно сказать точно – ему нравится актриса Паула Бер, с которой он работает уже четвертый раз, начиная с 2018 года (“Транзит”, “Ундина”, “Красное небо”). постер к фильму “Отражения № 3” (2025), режиссер Кристиан Петцольд | источник фото CineMaterial Сюжет Студентка-пианистка Лаура (в исполнении Паулы Бер) и ее бойфренд Якоб попали в аварию на проселочной дороге. Якоб погиб, а Лаура получила лишь царапин
Оглавление

Драма “Отражения № 3” (производства Германия) – это новый фильм Кристиана Петцольда (Christian Petzold), он выступил режиссером и сам написал сценарий, как для всех своих фильмов.

Фильм принимал участие в Каннском кинофестивале в секции Quinzaine des cinéastes (Двухнедельник режиссеров) в 2025 году. Он ничего не получил, критики дали смешанные отклики, но в целом Петцольд показал классического себя.

Петцольд едва ли пытается в деталях объяснить, что он имеет в виду, его истории получаются похожими на очень яркие сновидения, которые складываются по своим собственным правилам. Только одно можно сказать точно – ему нравится актриса Паула Бер, с которой он работает уже четвертый раз, начиная с 2018 года (“Транзит”, “Ундина”, “Красное небо”).

постер к фильму “Отражения № 3” (2025), режиссер Кристиан Петцольд | источник фото CineMaterial
постер к фильму “Отражения № 3” (2025), режиссер Кристиан Петцольд | источник фото CineMaterial

Сюжет

Студентка-пианистка Лаура (в исполнении Паулы Бер) и ее бойфренд Якоб попали в аварию на проселочной дороге. Якоб погиб, а Лаура получила лишь царапину, ей просто очень повезло остаться живой, вылетев из салона движущегося авто.

На помощь Лауре пришла Бетти (в исполнении Барбары Ауэр), местная жительница, чей дом находится недалеко от места аварии. Тишина в доме Бетти и вокруг него поселила в душе Лауры спокойствие и ощущение безопасности, и она не спешила покидать дом Бетти, где в итоге и задержалась на девять дней.

За это время Лаура и Бетти сдружились, Бетти познакомила ее со своими мужем Рихардом (в исполнении Маттиаса Брандта) и сыном Максом (в исполнении Энно Требса).

Неизвестно, сколько бы Лаура провела времени в этом тихом месте, но она узнала правду о семье, в которой оказалась.

Мысли и впечатления после просмотра

Мне нравится творчество Кристиана Петцольда – это тот тип медлительных фильмов, которые не изобилуют активным действием, но и не являются скучными. А его фильмы еще и уютные, потому что это собственная авторская атмосфера, созданная из светлых тонов, воздуха и света. Причем Петцольд поднимает серьезные темы. Например, в “Ундине” он объединяет историю человека и города, размышляя о коллективном и личном; в “Транзите” своеобразно переплетаются временные отрезки – история беженцев времен Второй мировой войны помещена в современную Францию, чтобы показать, что трагедии не принадлежат одному временному отрезку, который можно забыть или по счастью не знать, это касается каждого, на самом деле.

Съемки фильма “Отражения № 3” (Miroirs No. 3) проходили в городе Герсвальде, который находится в земле Бранденбург. Этот город славится живописными пейзажами и спокойной атмосферой, что является очень важными характеристиками для сюжета данного фильма.

Тишина и красивая природа Герсвальде исполняют двойную роль в данном случае. Это иллюстрирует текущую жизнь Бетти, которая принимает в доме Лауру. Жизнь Бетти стала тихой, замкнутой, одинокой. Ее дом опустел, в нем почти ничего не работает, сад с травами увял, забор облупился. В то же время для Лауры тишина и красота природы становятся лекарственными, также, как и доброта и забота Бетти, которая каждое утро оставляла на прикроватной тумбочке тамблер с горячим кофе. Лаура в отношениях с Якобом не чувствовала себя счастливой, как она позже признала, потому его потерю она не может переживать так, как переживала бы, если бы любила его по-настоящему, а он – ее. Рядом с Бетти Лаура, наверное, впервые в жизни узнала, что такое настоящие чувства. Судя по поведению Якоба, он был увлечен больше собой, игнорируя состояние Лауры, он проигнорировал ее нежелание отправиться с ним за город, не воспринимая всерьез ее подавленное состояние. Да и был готов отправить ее в Берлин одну, с неохотой согласившись довезти ее хотя бы до вокзала, лишь бы она не мешала ему заниматься своими делами.

Бетти (в исполнении Барбары Ауэр) | скриншот из фильма
Бетти (в исполнении Барбары Ауэр) | скриншот из фильма

Но все же драма “Отражения № 3” – это история как ни крути о проживании потери, о горевании, как и другая новинка 2025 года “Сущность” Дилана Саузерна с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли. Но у Саузерна скорбь показана привычно – мрачно, удушающе и страшно, а усиливается символом ворона, представленного в виде фигуры ростом в два с половиной метра. И мрачная палитра фильма к финалу становится светлой, что свидетельствует о постепенном восстановлении главного героя.

Лаура (в исполнении Паулы Бер) | скриншот из фильма
Лаура (в исполнении Паулы Бер) | скриншот из фильма

У Кристиана Петцольда цветовая палитра напрямую не выдает скорби. В этом заключается магический реализм Петцольда – в его красочных, снятых постоянным оператором Гансом Фроммом, историях трагедии разворачиваются по своим правилам, действующие лица понимают это, страдают, пытаются выживать и справляться с неприятностями при полном освещении, Петцольд не дает им возможности заползти в темную нору. Как и не считает нужным давать ответы на то, что напрашивается – кто те люди, кто осуждающе смотрят, проходя мимо дома Бетти; почему Лаура не спрашивает, в чьей спальне живет и чью одежду носит; почему муж и сын приходят как в гости; почему Лауру не ищут и почему она не пыталась сообщить родным о своем местонахождении. Задача зрителя – принять правила. Возможно, это намеренное отсутствие ответов витиевато показывает, что люди, находящиеся в состоянии шока и горя готовы игнорировать все, особенно когда видят способ спасения, каким бы странным и иллюзорным он ни был. Или им так нравится отрекаться от некомфортной реальности, верить, что теперь все станет намного лучше.

В драме “Отражения № 3” большая часть и без того небольшого хронометража посвящается бытовым занятиям Лауры и Бетти – они едят, красят забор, разговаривают, в дом приезжают Рихард и Макс, Лаура подает им приготовленные собственными руками кенигсбергские клопсы, Лаура начинает общаться с Максом, приезжает в его автомастерскую, он чинит велосипед. Не скажу, что ничего не понятно до последней минуты. Вовсе нет, интрига приоткрывается где-то через шестнадцать минут, но поначалу это выглядит как ошибка, потому что в следующий раз к этому моменту вернутся через довольно длинный промежуток времени. Но я считаю это неплохим ходом – так приковать внимание.

Фильм назван в честь третьей части сюиты Мориса Равеля Miroirs для фортепиано (эта мелодия звучит в фильме). Она поднимает темы двойников, неразрешенного горя и поиска идентичности, что как раз хорошо соотносится с происходящим в новинке Кристиана Петцольда.

“Отражения № 3” критики называют не самым лучшим образцом творчества Петцольда с учетом того, что его почерк виден отчетливо – изящество и психологизм в наличии. Но, если это станет первым фильмом, который вы у него увидите, вероятно, захочется посмотреть что-то еще.