Мой визит в Крымский этнографический музей в Симферополе оставил ощущение странной, приглушенной грусти. Не разочарования — нет. Скорее, это чувство осознания насколько все таки большая разница между столичными и региональными музеями. И все же он смог меня удивить.
Музей расположен в центре, в здании бывшего приюта для девочек-сирот, построенном в середине XIX века. Эта историческая оболочка, кажется, и задает тон: не парадность, а камерность, не громкие заявления, а тихий разговор.
Здесь нет бесконечных анфилад и грандиозных диорам. Здесь есть залы, скорее, комнаты, где история Крыма, этого уникального котла народов, пытается уместиться в скромных витринах.
Основная экспозиция называется «Мозаика культур Крыма». Название точное. Она действительно собрана из осколков — армянского, греческого, караимского, крымскотатарского, немецкого, болгарского, эстонского, русского, украинского, чешского, еврейского быта.
Витрины с национальными костюмами. Платья, рубахи, головные уборы. Под стеклом они кажутся особенно хрупкими и безжизненными. Информационные таблички сухо констатируют: «Комплекс женской одежды крымских татар кон. XIX — нач. XX вв.», «Свадебный рушник болгар села Кишлав». За каждым предметом — исчезнувший мир, целая вселенная повседневности, но донести это до зрителя удается лишь фрагментарно. Иногда ловишь себя на мысли, что смотришь не на жизнь, а на ее аккуратно составленный каталог. И все же я люблю рассматривать быт людей, живших 100, 200 и более лет назад. Причудливые узоры на одежде, инструменты, посуда - все это ни идет ни в какое сравнение с современными вещами, но есть в них самобытное очарование.
Далее зал, посвященный ремеслам. Ювелирные изделия, чеканка, вышивка. Работы мастеров, чьи имена, скорее уже давно утеряны. Красиво, старательно и непривычно для нашего глаза. Рядом — инсталляция традиционного интерьера. Стол, лавки, посуда. Все расставлено так, как будто хозяева на минуточку вышли и скоро вернутся. Не хватает только запахов и звуков.
Подписывайтесь на мой канал и читайте все самое интересное первыми.
И вот, проходя через эти залы с тихим чувством непривычной скромности убранства, попадаешь в помещение, которое неожиданно заставляет остановиться. Это зал, полностью посвященный самоварам. Коллекция, говорят, одна из крупнейших в стране. Здесь невероятная концентрация на одной идее.
Зал невелик, но самовары занимают его полностью. Они стоят на полках, на подиумах, подвешены на стенах. Их здесь несколько сотен. Разных форм, размеров, эпох. От массивных, пузатых, предназначенных для постоялого двора или большой семьи, до миниатюрных, дорожных, которые можно было взять с собой. Есть простые, лаконичные, медные, есть богато украшенные орнаментом, никелированные, есть самовары-вазы, самовары-банки, самовары-шары. Каждый — отдельный характер, отдельная история бытования. Есть даже самовар-дуля, это название меня весьма позабавило. Хотя, на мой взгляд, на дулю самовар не похож.
Но особенно внимание привлекают детали - кран в виде дельфина, изящные деревянные ручки, потертые от тысяч прикосновений. Вот следы пайки, починки — этот самовар служил долго и честно, его не выбросили при первой неисправности. На некоторых сохранились клейма фабрикантов: «Наследники В. С. Баташева в Туле», «Братья Шемарины», «Торговый дом А. К. Пела». Эти имена когда-то были синонимом качества, их знала вся империя.
Самовар в традиционной культуре — это не только утилитарный предмет для кипячения воды. Это сакральный центр дома, символ единения, гостеприимства, достатка. Вокруг него собиралась семья, велись разговоры, решались важные вопросы, заключались сделки. Его шум, его пар, его блеск — это звук и образ домашнего очага, стабильности, покоя.
Этот зал мне понравился больше всего. Никогда бы не подумала, что самоваров существует такое огромное множество, на любой вкус, цвет и размер. Удивительная коллекция, она словно мост, соединяющий различные культуры народов, обитавших на территории современного Крыма.
Эмоции после этого зала смешиваются. С одной стороны, есть признательность за эту уникальную коллекцию, за сохраненную память о мастерах и о том, какую роль играл этот предмет. С другой — хочется, чтобы и другие разделы экспозиции дышали такой же концентрацией, такой же способностью рассказать историю через деталь. Чтобы армянское кружево или караимский свадебный покров могли бы «говорить» так же громко, как этот строй медных красавцев.
Этнографический музей в Симферополе — это не место для ярких, восторженных впечатлений. Это место для медленной, вдумчивой прогулки, иногда сопряженной с чувством недосказанности. Но он обладает своими, очень ценными находками. И главная из них — тот самый зал, где холодная медь почему-то кажется самой теплой и живой частью всей экспозиции. Возможно, потому, что самовар, в отличие от костюма, не просто хранил форму, а хранил в себе тепло. И даже сейчас, будучи давно потухшим, он продолжает это делать.
В детстве у бабушки был самовар, но уже электрический, а мне так хотелось, как в фильмах выпить чаю из самовара с сапогом. А вы пили чай из самовара?