Найти в Дзене
Женщина на диване

Секретная работа мужа и не только: три штампа российских мелодрам

Сегодня я в очередной раз решила попрактиковаться в препарировании российских мелодрам — и на этот раз пройтись по трём главным клише, которые встречаются почти в каждом фильме и от которых я, честно сказать, очень уж устала. Изображение сделано через «Шедеврум» Либо карьера, либо семья Сценаристы российских мелодрам любят контрасты — и, как правило, они проявляются в женских персонажах. Частый пример подобных антиподов — эмансипированная карьеристка и трудолюбивая, но всё-таки семейная, немного наивная и склонная к домохозяйству «наседка». Портреты обеих таких героинь крайне ярки, но настолько обыграны и часто использованы, что лишены всякой привлекательности. Эмансипированная героиня, как правило, раскована и независима: нередко она либо живёт только карьерой и ходит по головам (по расчёту сценаристов, тяга к заработку у женщины почему-то должна считаться как нечто плохое), либо же представляет собой типичную «охотницу ни мужчин». «Наседка» же — дама другого толка: она наивна наст
Оглавление

Сегодня я в очередной раз решила попрактиковаться в препарировании российских мелодрам — и на этот раз пройтись по трём главным клише, которые встречаются почти в каждом фильме и от которых я, честно сказать, очень уж устала.

Изображение сделано через «Шедеврум»
Изображение сделано через «Шедеврум»

Либо карьера, либо семья

Сценаристы российских мелодрам любят контрасты — и, как правило, они проявляются в женских персонажах. Частый пример подобных антиподов — эмансипированная карьеристка и трудолюбивая, но всё-таки семейная, немного наивная и склонная к домохозяйству «наседка».

Портреты обеих таких героинь крайне ярки, но настолько обыграны и часто использованы, что лишены всякой привлекательности. Эмансипированная героиня, как правило, раскована и независима: нередко она либо живёт только карьерой и ходит по головам (по расчёту сценаристов, тяга к заработку у женщины почему-то должна считаться как нечто плохое), либо же представляет собой типичную «охотницу ни мужчин».

«Наседка» же — дама другого толка: она наивна настолько, что не заметит измен мужа, даже если они происходят прямо под носом, развитие её личности ограничивается заботой о доме и детях (максимум — тихое увлечение рисованием или чтением), а своей жизни она не может представить без мужчины рядом. Ну и дети, конечно — центр её вселенной: свои ли, чужие — «наседка» готова бросить мужа, если тот против потомства, и во всех смыслах голодна до опыта материнства настолько, что готова на самые необдуманные поступки.

Изображение сделано через «Шедеврум»
Изображение сделано через «Шедеврум»

«Муж-бизнесмен»

Мужья главных героинь всегда мнят себя «большими людьми», но каким бы ни был их заработок и статус, зритель почти никогда не знает, чем занимается персонаж. Все они — некие «бизнесмены», у которых бесконечно то «тендер», то «отчёт», то «важные встречи и сделки». Получается, что профессия экранных мужей зачастую — загадка и секрет. Мы не знаем, кто они и чем занимаются, но именно от их работы в семьях раз за разом возникает разлад, нищета, а порой — вещи даже пострашнее. Сколько гадаю, а в толк взять не могу: почему киношники так любят использовать этот штамп и превращать заработок главы семьи в какой-то секрет, будто мы не фильм смотрим, а разгадываем ребус или в догадайку?

Серьёзность мужчине, конечно, к лицу — но к лицу ли сценаристу оставлять зрителя без знания, чем занимается главный персонаж и откуда у экранных семей бездонные средства на типичную жизнь среднего класса? Я думаю, что нет.

Беременность и роды

Без штампов не обходится и финал мелодрам — что бы ни происходило в них, концовка одна: долгожданная беременность (даже если весь фильм нас убеждали в бесплодии главной героини) и появление ребёнка на свет. В самом критичном варианте — усыновление или удочерение (ради которого пришлось пойти если не по головам буквально, то уж точно разругаться с супругом, бросить его и найти нового).

И нет ничего плохого в рождении детей — потомство свято, и спорить с этим никто не собирается. Но хочет ли женщина-домохозяйка, уставшая от целого дня готовки, уборки и заботы о своих детях, вновь смотреть на бесконечную гонку за мужем, осуществлением мечты завести ребёнка и прочим примитивным существованием с экрана телевизора? Не хотелось бы ей сбежать в другой мир — мир, в котором женщина как личность может реализоваться иначе, прожить жизнь ярче, найти счастье в чём-то более широком, чем просто «муж да дети»? Риторические вопросы — ответы на которые находятся в единицах российских фильмах.

Вам нравится мой канал? Подпишись на канал и поделись своим мнением в комментариях — это ценно!